Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Введение
1.Безработица: сущность и типы………………………………………………4
1) Понятие безработицы и причины ее образования…………………….4
2) Типы безработицы………………………………………………………10
3) Показатели безработицы………………………………………………..14
4) Социально-экономические последствия безработицы……………….15
2. Анализ динамики и структуры безработицы в России……………………..17
3. Безработица в Зауралье……………………………………………………….25
4. Пути снижения безработицы…………………………………………………30
В селах
и деревнях отсутствие работы
приобретает тотальный,
По обобщенным данным сельских администраций, число трудоспособных граждан, не имеющих юридически оформленной занятости, на начало 2006 года составило в области 86,6 тыс. человек, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число этих граждан увеличилось на 3,5 тыс. человек. Все эти люди не попали в официальную статистику и имеют право на регистрацию в качестве безработных. Наверняка, еще часть безработных остается в тени.
Надеемся, что большинство смекалистых
земляков находит возможность прокормиться
за счет приусадебного хозяйства, получить
заветный рубль тем или иным способом.
Но отсутствие законного оформления трудовой
деятельности не оставляет шансов на защиту
социальных прав и заслуженное пенсионное
обеспечение в будущем.
Сегодня доля сельских жителей
среди ищущих работу (тех, что на учете)
составляет 60,5%. В 2000 году она равнялась
42,7%, в 2003 году – 44,6%, в 2005 году – 55,1%. Напряженность
сельского рынка труда нарастает. И это
факт.
Одно из объяснений этому
в том, что число вакансий, поступающих
от сельских организаций, снижается. В
минувшем полугодии их объем по отношению
к прошлому полугодию уменьшился на 7%,
а по сравнению с 2003 годом сокращение достигло
уже двукратной величины. На одну вакансию
сегодня претендуют десятки жителей села.
В ситуации отсутствия постоянного
заработка спасением для сельских жителей
служат временные общественные работы
(до 6 месяцев), которые им предлагают местные
администрации и предприятия. В банке
вакансий сельских территорий доля вакансий
по временному трудоустройству доходит
до 90%. Среди свежих примеров: в 2006 году
в Альменевском районе на временные работы
пристроено - 75,5% безработных, в Половинском
– 81%.
Впрочем, случается и такое, что свободные
вакансии в банке данных просто отсутствуют.
Подобные факты отмечались, в частности,
в Сафакулевском, Частоозерском, Половинском,
Притобольном районах.
Казалось бы, дел на селе - невпроворот! АПК надо поднимать, дороги и больницы строить, бизнес развивать… Но социально-экономические условия, по-видимому, стимулирует не процессы развития территорий и хозяйствующих субъектов, а совсем иные процессы… Народ на селе от безделья и безысходности пьет горькую.
Унизительный размер зарплаты, отбивающий у нормального человека всякое желание "пахать на дядю", - еще одна печальная реальность рынка труда. Попрошайки на улицах собирают больше, чем предлагают в Курганской области некоторые работодатели! Самый низкий уровень зарплаты – стабильно в сельском хозяйстве.
Выявлен факт, когда в ходе однодневной проверки районных служб занятости до 80% имеющихся вакансий ограничивались оплатой труда в размере от 1 до 2 тыс. рублей. Выше прожиточного минимума (т.е. более 3,2 тыс. рублей), но ниже 4 тыс. рублей предлагалась зарплата по профессиям бухгалтер, вальщик леса и тракторист.
В целом по области ситуация
ненамного лучше. Хотя число вакансий
в первом полугодии этого года выросло
на 9,7% - до 30 тыс. предложений, из них почти
каждая вторая предлагает месячную оплату
ниже прожиточного минимума.
Ситуация на рынке труда
региона продолжает обостряться и за счет
ухудшения качественных показателей.
О стабильном увеличении доли сельчан
среди ищущих работу сказано выше. Кроме
того, безостановочно растет число инвалидов,
изъявивших желание работать. Наблюдается
рост обращений граждан в предпенсионном
возрасте (за 5 лет до пенсии). Сохраняются
темпы прироста обращений длительно незанятых
граждан. Слабозащищенным категориям
труднее всего.
Доля инвалидов
среди желающих найти работу, в первом полугодии 2006 года составила
10,4%, а пять лет назад таких было всего
3%. В Макушинском районе этот показатель
достиг 13%. Наряду с этим эффективность
трудоустройства инвалидов неуклонно
снижается.
В структуре безработицы
в 11 районах Зауралья ищущие работу продолжительное
время составляют более 50%. В том числе
в Альменевском и Мокроусовском районах
– свыше 60% от числа зарегистрированных
безработных. Прирост этой категории безработных
отмечен во всех основных муниципалитетах
региона.
Работодатели неохотно берут людей предпенсионного возраста. В общем количестве безработных их доля сегодня составляет в целом по региону 15%, в сельской местности – выше 20%. За 6 месяцев этого года в службу занятости обратились 3 тыс. предпенсионников.
Для жителей Курганской области становится
все более актуальным поиск работы в других
регионах. Инициативных безработица вынуждает
покидать родные места. По вопросам трудоустройства
за пределами Зауралья в первом полугодии
только в службу занятости обратились
2 тыс. 376 человек, из них вахтовым методом
трудоустроено 584, из которых 60% - сельчане.
За тот же период 2005 года – 500 человек.
По другим данным, за 2005 год
всего около 13 тыс. сельских жителей области
отправились на заработки, по сравнению
с 2004 годом их число возросло на 2,3 тыс.
человек. Надо добавить, что отток кадров
идет по всем отраслям, уезжают не самые
худшие представители трудоспособного
населения. Человек, как рыба, ищет, где
лучше…
Нельзя сказать, что ничего
не делается для улучшения ситуации. Есть
и позитивные моменты: число официальных
безработных на 1 июля этого года сократилось
на 4,4%, число трудоустроенных выросло
на 7%, а среди учащихся – на 30%. Но оптимизма
это не добавляет.
…Вероятно, экономика области в очередной
раз выполнит план по валовому региональному
продукту, отчитаемся об этом перед кем
положено, только это вряд ли прибавит
надежд оставшимся без работы. Еще марксисты
утверждали, что труд, мол, основа прогрессивного
общества. А чего ждать от безработицы,
которая, кажется, вольготно себя чувствует
на бескрайних зауральских просторах…
4. ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
В целях увеличения занятости
населения совершенствуется нормативная
база по содействию безработным в
организации предпринимательско
Постановлением Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода: