Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных макроэкономических проблем.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, являются: охарактеризовать главные макроэкономические проблемы; определить сущность безработицы; исследовать положение рынка труда в России; выяснить истинные причины безработицы; определить пути регулирования и контроля безработицы.
Введение 2
Глава 1 Безработица как проявление макроэкономической нестабильности. 4
1.1 Основные макроэкономические проблемы 4
1.2 Проблема безработицы 11
2 Глава Проблема безработицы в России в конце 20-начале 21 в. 17
2.1 Общая характеристика рынка труда в РФ 17
2.2 Факторы, способствующие безработице в РФ 21
2.3 Пути снижения безработицы в РФ 24
Заключение 25
Список литературы 27
«Взрывной» рост численности
работающих в неформальном секторе
в сочетании с деформализацией
занятости в корпоративном
Для российского рынка труда характерна высокая интенсивность и выбытий, и найма персонала.
Следствием высокого оборота
рабочей силы является то, что российская
экономика имеет рабочую силу
с недостаточными по международным
меркам запасами специфического человеческого
капитала. (Специальный стаж российского
работника – 7 лет против 10-12 в
странах Западной Европы). Очень
высокая доля новичков: работников
со стажем менее 1 года – около трети.
Т.е. в каждый момент времени на российских
предприятиях примерно треть работников
имеет специфический
Высокий оборот рабочей силы сочетался с низкой интенсивностью оборота
рабочих мест, т.е. их создания и ликвидации.
Коэффициент создания рабочих мест варьировался в пореформенный период в пределах 1-2 % (в странах ЦВЕ 2-6 %), коэффициент ликвидации – в пределах 2-7 % (в странах ЦВЕ – 5-16 %). Из-за того, что темпы создания рабочих мест эффективными предприятиями и вымывания рабочих мест из неэффективных оставались недостаточными, преобладающая часть перемещений на российском рынке труда принимали форму «холостого» оборота.
Экономически активное население России на данный момент представлено населением в возрасте от 16 лет и до 55 – для женщин, и до 60 лет – для мужчин; это люди, работающие по найму, за определённую оплату, индивидуальные предприниматели и другие лица, работающие на себя и т.д. В России к экономически активному населению традиционно причисляют также студентов и военнослужащих.
Сфера услуг стала превалирующей сферой общественного труда. В сельском хозяйстве, наоборот, происходит сильный отток рабочей силы.
Россия испытывает потребность в молодых и перспективных кадрах. По статистике основная группа работающего населения – это лица от 40 до 49 лет. А вот наименьшие показатели занятого населения приходятся на возрастную группу от 30 до 39 лет. Работоспособное население не только стареет, по данным той же статистики видно, что ухудшается здоровье трудовых ресурсов, увеличиваются периоды нетрудоспособности, снижаются качественные характеристики труда и способность к интенсивной и длительной работе.
На российском рынке труда прослеживается парадоксальная ситуация: с одной стороны он - трудодефицитный по структуре, а с другой стороны – избыточен по объёму. На некоторых предприятиях аккумулируется избыточное количество работников, а вот их квалификация часто недостаточно высока.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2012г. составила 74,7 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 69,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).*
Уровень безработицы в марте 2012г. составил 6,5% (без исключения сезонного фактора).*
Главной причиной безработицы
в стране является то, что характерная
черта российской экономики –
чрезмерная численность производственного,
вспомогательного и управленческого
персонала предприятия. Уже давно
известен тот факт, что на российских
предприятиях, по сравнению с аналогичными
по профилю и объемам производств
в западных странах занято в 2-3 раза
больше работников. Отсюда и все
вытекающие последствия. Существование
такого персонала тормозит внедрение
новой техники и
*http://www.gks.ru (РОССИЙСКАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ)
производственности труда.
Другая сторона гласит о необходимости
оплаты излишних работников, что не
оправдано, следствием являются издержки
производства, а значит, и ослабление
конкурентоспособности
Чрезмерное количество рабочих мест приводит к искусственному дефициту рабочей силы, что является подрывом дисциплины труда, широким распространением черновой оплаты работникам, ведущее к подавлению у них стимула к улучшению работы.
Иными словами, существование устойчивой и весьма массовой безработицы подрывает любые экономические начинания и порождает все новую безработицу.
Безработица на сегодня, по
сути, совсем не напоминает классическую
безработицу, так как причина
безработицы связана, главным образом,
с перепроизводством разных товаров
и услуг, а также снижением
спроса на них. Наше государство находится
в условии максимального
На сегодня ситуацию на рынке труда стабилизировали, безработица уже не является острой проблемой нашей экономики по сравнению с предыдущими годами.
В настоящее время растет
число незарегистрированных безработных,
которым нет необходимости
Потери работ, снижение социального
и материального уровней
Самые ущемленные в материальном достатке безработные люди, которые имеют начальное образование: причем в этой категории больше всего безработных, которым не хватает денег на пропитание, и в эту же группу попадает самое большое количество богатых безработных. Отсутствие образования создает «равные возможности» всем безработным, быть или богатыми, или нищими. Но второе в 2-3,5 раза вероятнее, чем первое.
Безработные, у которых среднее образование, имеют более равномерное распределение по группам с различными уровнями материального благополучия. В большинстве случаев их относят к бедным. Удельный вес респондентов с малым достатком очень высок, как у людей с начальным образованием.
У респондентов, которые
окончили ПТУ, доходы соответствуют
доходам всех респондентов в целом.
Эта группа имеет среднее материальное
обеспечение. У безработных, которые
имеют высшее образование, самое
благополучное распределение
В сфере государственного регулирования
занятости следует в первую очередь
повышать экономическую и социальную
эффективность занятости путем
изменения ее структуры и форм.
Должны быть созданы необходимые
условия для развития рабочей
силы и совершенствования
Снижению роста безработицы будет способствовать улучшение уровня образования. Развиваясь, система профессионального образования сможет поспособствовать повышению квалификации работников, делая их более приспособленными к изменениям на рынке труда. Особое внимание при этом должно уделяться дефицитным профессиям.
Немалую роль на рынке труда играют
и госорганы. Им отводится важная
функция регулирования
Целью курсовой работы являлось раскрытие
сущности безработицы, её причин, форм
и последствий. Анализ результатов
позволяет сделать следующие
выводы: под безработицей понимают
наличие в стране людей трудоспособного
возраста, желающих трудиться при
сложившемся уровне оплаты, но не способных
найти работу. Безработица существует
при любой экономической
Проблема безработицы имеет
место во всех странах мира,
является одной из острейших
социальных проблем, так как
за ней стоит бедность и
духовное обнищание людей.
Обычно различают следующие
виды безработицы: фрикционную,
Методы государственного
Несмотря на негативные
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, выводы и обобщения способствуют глубокому пониманию сущности безработицы, её структуры, последствий и особенностей регулирования безработицы в России.
В результате проделанной работы сформировались
некоторые практические рекомендации:
необходима корректировка действующего
законодательства в области занятости
населения, так как оно не соответствует
современной ситуации в экономике
и на рынке труда, оно не способствует
сохранению рабочих мест. Необходимо
адаптировать к современным условиям
системы первичной
1.Артамонов, Владимир
Сергеевич.
Макроэкономика : Учебник для вузов / Под
ред. В.С.Артамонова, С.А.Иванова. - СПб.
: Питер, 2009.
2. Макроэкономика. Теория и российская практика : Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2008.
3. Туманова, Елена
Алексеевна.
Макроэкономика: Элементы продвинутого
подхода : Учебник. - М. : Инфра-М, 2004.
4. Сакс, Джефри
Д.
Макроэкономика. Глобальный подход / Пер.
с англ. - М. : Дело, 1996.
5. http://www.ereport.ru-мировая экономика и мировые рынки
6. http://www.macro-econom.ru
7. Журнал «Труд и социальные отношения»
8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика Серия: Университетская серия. -М.: Маркет ДС. 2009
9. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. -М.: Юнити-Дана. 2010
10. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория.- М.: Омега-Л. 2008
11. http://www.gks.ru (РОССИЙСКАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ)
12. http://www.rostrud.ru/ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ)
Информация о работе Проблема безработицы в России в конце 20-начале 21 в