Проблема государственного внешнего долга в обеспечении национальной экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 07:41, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и оценка влияния государственного внешнего долга на национальную экономическую безопасность. Для достижения этой цели необходимо выделить несколько задач:
- дать определение национальной экономической безопасности
- рассмотреть задачи и угрозы национальной экономической безопасности

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 34.34 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Проведение экономической и правовой реформ, обусловленных переходом от административно-командных к рыночным методам хозяйствования, породило множество проблем в финансовой политике российского государства. Проблема внешнего долга России является наиболее острой с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики Российской Федерации, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Целью работы является рассмотрение и оценка влияния государственного внешнего долга на национальную экономическую безопасность. Для достижения этой цели необходимо выделить несколько задач:

- дать определение национальной экономической безопасности

- рассмотреть  задачи и угрозы национальной  экономической безопасности

- дать определение государственного внешнего долга

- анализ  влияния государственного внешнего  долга на национальную экономическую  безопасность

Объектом исследования является национальная экономическая безопасность, а предметом – проблема государственного внешнего долга в обеспечении национальной экономической безопасности.

 

    1. Национальная экономическая безопасность

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии.

Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста [1, c. 82-83].

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

  1. Независимость национальной экономики;
  2. Стабильность национальной экономики;
  3. Устойчивые темпы роста национальной экономики.

В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить - угрозы, которые можно разделить на внутренние и внешние.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

  1. усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;
  2. деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;
  3. усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;
  4. криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;
  5. резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста – научно-технический потенциал – за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;
  6. усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;
  7. усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;
  8. повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;
  9. снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;
  10. демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

  1. снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
  2. снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
  3. усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
  4. наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
  5. повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
  6. ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
  7. создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
  8. территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
  9. международный терроризм;
  10. ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
  11. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
  12. резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.
  13. рост государственного внешнего долга, усиливая зависимость Российской Федерации от иностранных государств предоставивших кредиты

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

  1. прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
  2. разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
  3. защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  4. разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
  5. создание условий научной и технологической независимости;
  6. обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
  7. повышение эффективности государственного аппарата;
  8. поддержание баланса межнациональных отношений;
  9. создание условий соблюдения законодательства;
  10. формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  11. сдержание военного потенциала страны;
  12. улучшение экологической обстановки;
  13. интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
  14. формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
  15. защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
  16. формирование режима финансово-кредитной независимости России;
  17. усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
  18. формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
  19. вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

 

    1. Проблема государственного внешнего долга в обеспечении национальной экономической безопасности

Согласно п.1 статьи 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств Российской Федерации перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства Российской Федерации по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности Российской Федерации. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает Российской Федерации, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти [2, c. 97-98].

Основные формы долговых обязательств Российской Федерации следующие:

- кредитные соглашения и договора;

- государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий Российской Федерации, договоров поручителей Российской Федерации переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Федерации;

- соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящее время государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и наблюдали в переходный период в экономике России.

Информация о работе Проблема государственного внешнего долга в обеспечении национальной экономической безопасности