Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 07:41, реферат
Целью работы является рассмотрение и оценка влияния государственного внешнего долга на национальную экономическую безопасность. Для достижения этой цели необходимо выделить несколько задач:
- дать определение национальной экономической безопасности
- рассмотреть задачи и угрозы национальной экономической безопасности
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
Проведение экономической и правовой реформ, обусловленных переходом от административно-командных к рыночным методам хозяйствования, породило множество проблем в финансовой политике российского государства. Проблема внешнего долга России является наиболее острой с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики Российской Федерации, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Целью работы является рассмотрение и оценка влияния государственного внешнего долга на национальную экономическую безопасность. Для достижения этой цели необходимо выделить несколько задач:
- дать определение национальной экономической безопасности
- рассмотреть задачи и угрозы национальной экономической безопасности
- дать определение государственного внешнего долга
- анализ
влияния государственного
Объектом исследования является национальная экономическая безопасность, а предметом – проблема государственного внешнего долга в обеспечении национальной экономической безопасности.
Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии.
Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.
Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста [1, c. 82-83].
Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить - угрозы, которые можно разделить на внутренние и внешние.
Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:
В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.
Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:
Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.
Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
Согласно п.1 статьи 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств Российской Федерации перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства Российской Федерации по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности Российской Федерации. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает Российской Федерации, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти [2, c. 97-98].
Основные формы долговых обязательств Российской Федерации следующие:
- кредитные соглашения и договора;
- государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий Российской Федерации, договоров поручителей Российской Федерации переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Федерации;
- соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
В настоящее время государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и наблюдали в переходный период в экономике России.