Проблема государственного внешнего долга в обеспечении национальной экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 07:41, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и оценка влияния государственного внешнего долга на национальную экономическую безопасность. Для достижения этой цели необходимо выделить несколько задач:
- дать определение национальной экономической безопасности
- рассмотреть задачи и угрозы национальной экономической безопасности

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 34.34 Кб (Скачать файл)

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Все экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг.

Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте [3].

Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.

По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18%; умеренным - 18-30%. Другими показателями являются:

    • отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
    • отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
    • отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:           - другие государства; международные финансовые организации (такие как     - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

- частные фонды - нерезиденты.

        Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг [4, c. 2-8].

Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга Российской Федерации, можно выделить следующие:

- реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;

- операции по обмену ГКО на евробонды;

- посткризисная новация ГКО-ОФЗ;

- операции по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;

- обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы.

Большинство указанных выше операций связано в первую очередь с невозможностью проведения в срок расчетов и урегулированием просроченной задолженности по долговым обязательствам. Вместе с тем существует ряд "нестандартных" схем проведения расчетов по долговым обязательствам, экономическая эффективность которых либо вызывает определенные сомнения, либо не может быть рассчитана в силу ряда причин. К таким операциям относятся, например, операции по погашению внешней задолженности экспортом и досрочное погашение внешней задолженности.

Первый тип "нестандартных" операций проводится на основе соответствующих соглашений, по которым Минфин России осуществляет финансирование экспортеров, поставляющих продукцию за рубеж в счет погашения внешней задолженности. Очевидно, что все финансирование экспортных поставок является по сути своей беспроцентными бюджетными ссудами, которые можно расценивать как погашенные в случае осуществления экспорта.

Товарная схема погашения применялась в отношении государственного внешнего долга Российской Федерации перед странами: Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Китаем, Польшей, Францией, Финляндией, Италией, Южной Кореей и Уругваем.

Второй "нестандартный" способ проведения расчетов связан с досрочным погашением долговых обязательств с дисконтированием. Следует отметить, что оценить реальный эффект от проведения таких операций практически невозможно. Это связано с тем, что, например, до 2020 года никто не прогнозировал ни показатели инфляции, ни курсы валют, ни другие макроэкономические и бюджетные показатели, необходимые для оценки того, выгодно ли погашать долг сегодня с дисконтом или лучше осуществлять по нему расчеты до 2020 года.

В настоящее время для досрочного погашения внешнего долга используется Стабилизационный фонд Российской Федерации, формируемый за счет дополнительных доходов от высоких цен на нефть. Погашение долга за счет средств стабилизационного, по мнению экспертов, наиболее эффективный способ расходования этих средств.

Начиная с 2006 года средства Стабилизационного фонда РФ полностью предлагается накапливать и направлять на досрочное погашение государственного внешнего долга. При этом базовый, не подлежащий расходованию, объем Стабилизационного фонда предлагается на ближайшие 3-4 года сохранить на текущем уровне 500 млрд. рублей, погашая внешние долги за счет средств фонда сверх базового уровня.

Досрочное погашение долгов, считают эксперты, пойдет на пользу России и позволит ей освобождать около 1 миллиарда долларов на экономии процентов с долга. Эти деньги будут направлены в Инвестиционный фонд на финансирование совместных с бизнесом проектов в инфраструктурных областях экономики. Например, в строительстве дорог, транспортных узлов.

 

 

 

 

Заключение

Основной причиной возникновения большей части российского государственного внешнего долга является долг СССР. Долг России же образовался в результате привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников, которые потребовались в связи с трудностями перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной.

Внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга: больше всего внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами.

В связи с досрочным погашением значительной части задолженности перед Парижским клубом кредиторов в структуре внешнего долга РФ произошли кардинальные изменения, в результате чего удельный вес государственного внешнего долга РФ сократился до $50,769 млрд (на 1 января 2013 года) [5].

В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

- усиливается  зависимость Российской Федерации  от иностранных государств, предоставивших  кредиты, при принятии решений  в области экономической политики;

- происходит  сокращение объёма средств, которые  могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический  рост или вовсе приводит к  стагнации;

- ослабляется  мотивация к достижению наилучших  макроэкономических показателей, которые  повлекут за собой требования  о своевременном погашении долга  в полном объёме;

- сокращается  объём средств, которые могут  быть направлены на развитие  социальной сферы, усиливается социальная  напряженность;

- дестабилизируется  денежно-кредитная ситуация;

- происходит  ослабление позиций России на  мировых рынках товаров и капиталов.

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Таким образом, государственный внешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий.

 


Информация о работе Проблема государственного внешнего долга в обеспечении национальной экономической безопасности