Проблема интеграции России в мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:45, контрольная работа

Описание работы

Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействия на основе международного разделения труда и политических контактов. Мировое хозяйство по своей сути – единое экономическое пространство, мегаэкономика, в которой субъектами хозяйственных отношений выступают национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.
Мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой.

Содержание работы

Контрольный теоретический вопрос ...............................................
3-15
Контрольные тестовые задания .......................................................
16-18
Задача .................................................................................................
18-19
Список литературы ..............................................

Файлы: 1 файл

Контрольная_Вариант № 7.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической  теории

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

с использованием компьютерной обучающей программы

 

Вариант № 7

 

 

 


Преподаватель: ___________________________________________

СтудентX курса:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№ личного  дела, № группы)

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос ...............................................

3-15

Контрольные тестовые задания .......................................................

16-18

Задача .................................................................................................

18-19

Список литературы ...........................................................................

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы интеграции России в мировое хозяйство

 

Понятие и субъекты мирового хозяйства, их характеристика.

Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействия на основе международного разделения труда и политических контактов. Мировое хозяйство по своей сути – единое экономическое пространство, мегаэкономика, в которой субъектами хозяйственных отношений выступают национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.

Мировая экономика  состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой.

Основы  типологии стран мира.

Для включения  страны в ту или иную группу применяют  разные критерии. Во-первых, это характер экономики: рыночная ли это экономика или переходная. Во-вторых, это уровень ее социально-экономического развития, который определяется, в первую очередь, производством ВВП/ВНД на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход — это показатели системы национальных счетов, характеризующие объем добавленной стоимости, произведенной всеми отраслями и сферами экономики страны (ВВП, англ. GDP), или этой же стоимости, но с учетом переводимых в страну и из страны доходов (ВНД, англ. GNI).

По уровню экономического развития различают развитые страны (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия, Мексика, Турция и др.), в том числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки), а также страны с переходной экономикой (бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия), большинство из которых занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.

Транснациональные корпорации (ТНК) – крупнейшие компании мира, по сфере своей деятельности являются международными, но имеют национальный капитал в стране базирования.

Международные экономические организации – институты мирового хозяйства, роль которых особенно возросла в последние десятилетия. Большинство международных экономических организаций – негосударственные, их около 3000. К ним относятся такие известные организации, как ВТО, МВФ, ОЭСР и т. п. Другая группа организаций – межгосударственные, их более 130. Среди них ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, ЕАСТ, ЦАОР, АТЭС, ЭКОВАС и др.

Международная экономическая  интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.

Понятие и формы  международной экономической интеграции.

Регионализация является базой для международной экономической  интеграции. Международная экономическая интеграция - процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Примером может быть экономический союз России, Белоруссии, Казахстана.

Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования  интеграционных процессов между  ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это, в первую очередь, ЕС и НАФТА, в развивающихся – МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой – СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС.

Из понятий международной  экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние  строятся на базе глубоких и устойчивых связей между компаниями стран-участниц.  
В интеграционных объединениях активно могут участвовать страны с разным экономическим уровнем развития. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по ППС (*паритет покупательной способности) между США и Мексикой составляет 3,9:1, а между Люксембургом и Грецией – 2,6:1. Между Россией и Таджикистаном – 2,6:1.

Паритет покупательной  способности (ППС) — это соотношение  между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. А так как цены во всех странах мира различны, то паритет покупательной способности практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах.

 Самая простая,  начальная форма международной экономической интеграции – зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран-участниц интеграционной группировки и, прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины.  Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. 
В рамках таможенного союза, представляющего собой более совершенную, чем зоны свободной торговли, интеграционную структуру, страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом, в области таможенно-тарифных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран – участниц таможенного союза.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общего рынка. Для нее необходимо подписание договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ: для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграционный процесс включаются факторы производства и, до некоторой степени, координации внешнеэкономической политики.  
Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают, главным образом, сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение национальных институтов управления интеграционным сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д.

К концу ХХ столетия в  мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон  свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за невысокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.

Важным импульсом к  практическому осуществлению международной интеграции с середины ХХ века было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав – СССР и США.

Классики экономической  теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли. В их подходе  к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.

Россия в  международных интеграционных процессах.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС.

Объединение АСЕАН было создано в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран – членов СНГ). 
В 2011 году общий объем взаимных поставок России и АСЕАН  составил 15 миллиардов долларов. Наиболее динамично развиваются торгово-экономические отношения России с Сингапуром, Малайзией, Индонезией, Таиландом и Вьетнамом. И все-таки торгово-экономические отношения России с государствами АСЕАН далеко не соответствуют их потенциалу. Торговля стран Ассоциации с  Россией составляет  менее  1% их  внешнеторгового оборота, а доля стран АСЕАН  во внешнеторговом обороте России – менее 5 %.

Организация АТЭС была учреждена  в 1989 г. как межправительственный форум, объединивший 18 государств региона, а  затем к ней присоединились еще три государства, в том числе и Россия. 
В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки.  
Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям:

1) экспорт в эти  страны таких традиционных российских  товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты, что может обеспечить расширение масштабов и поднятие технического уровня этого производства, а также создание дополнительных рабочих мест на российском Дальнем Востоке;

2) налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования, по которым эти страны занимают передовые позиции в мире и способны внести серьезный вклад в удовлетворение потребительского спроса в России;

3) совместные научные разработки  в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового  океана, аэрокосмической техники, медицины.

Участие России в гигантской по размерам и обороту зоне свободной торговли имеет для нее исключительно важное значение – вероятные материальные выгоды могут исчисляться миллиардами долларов в год. 
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был очень болезненным. Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки, в первую очередь, затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996-1997 гг., усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий. Россия стала естественным ядром СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

По мере того, как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран – членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Рост экспорта этих товаров стал возможным, в основном, за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших капиталовложений и времени. 
Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках Содружества, что особенно затронуло экспорт стран – членов СНГ в Россию. Тем не менее, этот кризис не подорвал объективную заинтересованность стран – членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.

Информация о работе Проблема интеграции России в мировое хозяйство