Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:45, контрольная работа
Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействия на основе международного разделения труда и политических контактов. Мировое хозяйство по своей сути – единое экономическое пространство, мегаэкономика, в которой субъектами хозяйственных отношений выступают национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.
Мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой.
Контрольный теоретический вопрос ...............................................
3-15
Контрольные тестовые задания .......................................................
16-18
Задача .................................................................................................
18-19
Список литературы ..............................................
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика»
с использованием компьютерной обучающей программы
Вариант № 7
Преподаватель: ______________________________
СтудентX курса:
______________________________
(Ф.И.О.)
______________________________
(факультет)
______________________________
(№ личного дела, № группы)
Москва – 2012
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос .............................. |
3-15 |
Контрольные тестовые задания ...................... |
16-18 |
Задача .............................. |
18-19 |
Список литературы .............................. |
20 |
Проблемы интеграции России в мировое хозяйство
Понятие и субъекты мирового хозяйства, их характеристика.
Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействия на основе международного разделения труда и политических контактов. Мировое хозяйство по своей сути – единое экономическое пространство, мегаэкономика, в которой субъектами хозяйственных отношений выступают национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.
Мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой.
Основы типологии стран мира.
Для включения страны в ту или иную группу применяют разные критерии. Во-первых, это характер экономики: рыночная ли это экономика или переходная. Во-вторых, это уровень ее социально-экономического развития, который определяется, в первую очередь, производством ВВП/ВНД на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход — это показатели системы национальных счетов, характеризующие объем добавленной стоимости, произведенной всеми отраслями и сферами экономики страны (ВВП, англ. GDP), или этой же стоимости, но с учетом переводимых в страну и из страны доходов (ВНД, англ. GNI).
По уровню экономического развития различают развитые страны (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия, Мексика, Турция и др.), в том числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки), а также страны с переходной экономикой (бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия), большинство из которых занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.
Транснациональные корпорации (ТНК) – крупнейшие компании мира, по сфере своей деятельности являются международными, но имеют национальный капитал в стране базирования.
Международные экономические организации – институты мирового хозяйства, роль которых особенно возросла в последние десятилетия. Большинство международных экономических организаций – негосударственные, их около 3000. К ним относятся такие известные организации, как ВТО, МВФ, ОЭСР и т. п. Другая группа организаций – межгосударственные, их более 130. Среди них ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, ЕАСТ, ЦАОР, АТЭС, ЭКОВАС и др.
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.
Понятие и формы международной экономической интеграции.
Регионализация является
базой для международной
Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это, в первую очередь, ЕС и НАФТА, в развивающихся – МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой – СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС.
Из понятий международной
экономической интеграции и интеграционных
объединений вытекает, что последние
строятся на базе глубоких и устойчивых
связей между компаниями стран-участниц.
В интеграционных объединениях активно могут участвовать страны с разным
экономическим уровнем развития. Так,
соотношение объемов ВВП на душу населения
по ППС (*паритет покупательной способности)
между США и Мексикой составляет 3,9:1, а
между Люксембургом и Грецией – 2,6:1. Между
Россией и Таджикистаном – 2,6:1.
Паритет покупательной способности (ППС) — это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. А так как цены во всех странах мира различны, то паритет покупательной способности практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах.
Самая простая,
начальная форма международной экономической интеграции – зоны свободной торговли.
В этом случае отменяются торговые ограничения
для стран-участниц интеграционной группировки
и, прежде всего, снижаются или отменяются
вообще таможенные пошлины. Формой более
тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него
характерны наряду с отменой внешнеторговых
ограничений внутри интеграционного объединения
установление единого таможенного тарифа
и проведение единой внешнеторговой политики
в отношении третьих стран.
В рамках таможенного союза, представляющего
собой более совершенную, чем зоны свободной
торговли, интеграционную структуру, страны-участницы
проводят скоординированную внешнеторговую
политику, главным образом, в области таможенно-тарифных
правил и процедур. Это дает им возможность
регулировать товарные потоки в интересах
развития производства, экспорта и более
полного удовлетворения импортного спроса
стран – участниц таможенного союза.
При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов
группировки достигает формы общего рынка. Для
нее необходимо подписание договора, охватывающего
«четыре свободы» пересечения государственных
границ: для товаров, услуг, капиталов
и людей. В этом случае в интеграционный
процесс включаются факторы производства
и, до некоторой степени, координации внешнеэкономической
политики.
Указанные три формы международной экономической
интеграции охватывают, главным образом,
сферу обмена, создавая формально странам-участницам
равные условия для развития торговли
и взаимных финансовых расчетов.
Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение национальных институтов управления интеграционным сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д.
К концу ХХ столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за невысокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.
Важным импульсом к практическому осуществлению международной интеграции с середины ХХ века было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав – СССР и США.
Классики экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли. В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.
Россия в международных интеграционных процессах.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС.
Объединение АСЕАН было
создано в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации. Россия в последние
годы значительно укрепила свои контакты
с Ассоциацией, на которую приходится
около 8% всей российской торговли со странами
Азии (не считая азиатских стран – членов
СНГ).
В 2011 году общий объем взаимных поставок
России и АСЕАН составил 15 миллиардов долларов. Наиболее
динамично развиваются торгово-экономические
отношения России с Сингапуром, Малайзией,
Индонезией, Таиландом и Вьетнамом. И все-таки
торгово-экономические отношения России
с государствами АСЕАН далеко не соответствуют
их потенциалу. Торговля стран Ассоциации
с Россией составляет менее 1% их внешнеторгового
оборота, а доля стран АСЕАН во внешнеторговом
обороте России – менее 5 %.
Организация АТЭС была учреждена
в 1989 г. как межправительственный форум,
объединивший 18 государств региона, а
затем к ней присоединились еще три государства,
в том числе и Россия.
В последние годы наблюдается быстрый
рост доли Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР) в мировой экономике. На его страны
уже приходится около 60% мирового производства
ВВП. Опережающими темпами расширяются
внутрирегиональная торговля и инвестиционные
потоки.
Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона наиболее перспективно для России;
оно возможно по трем направлениям:
1) экспорт в эти
страны таких традиционных
2) налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования, по которым эти страны занимают передовые позиции в мире и способны внести серьезный вклад в удовлетворение потребительского спроса в России;
3) совместные научные разработки
в области энергетики, материаловедения,
биотехнологии, освоения
Участие России в гигантской по размерам
и обороту зоне свободной торговли
имеет для нее исключительно важное значение
– вероятные материальные выгоды могут
исчисляться миллиардами долларов в год.
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный
комплекс, где взаимные части были очень
тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное
разделение труда не всегда было оправданным
с точки зрения развития производительных
сил. Разрыв сложившихся связей в результате
распада СССР был очень болезненным. Сразу
же после распада Советского Союза возникли
интеграционные тенденции среди бывших
советских республик. На первом этапе
они проявлялись в попытках оградить,
хотя бы частично, прежнее единое экономическое
пространство от дезинтеграционных процессов.
Эти попытки, в первую очередь, затрагивали
области, где прекращение связей оказывало
особенно неблагоприятное воздействие
на состояние народного хозяйства (транспорт,
связь, поставки энергоносителей и т.п.).
В дальнейшем, примерно с 1996-1997 гг., усилились
стремления к интеграции на новых основах
с учетом возникших реалий. Россия стала
естественным ядром СНГ. Из всех постсоветских
республик на нее приходится свыше 3/4 территории,
почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
По мере того, как происходило становление собственной
государственности, у правящих кругов
стран – членов СНГ уменьшались опасения,
что интеграция может повлечь за собой
подрыв суверенитета. Возможности увеличения
поступлений в твердой валюте за счет
дальнейшей переориентации топливно-сырьевого
экспорта на рынки третьих стран оказались
постепенно исчерпанными. Рост экспорта
этих товаров стал возможным, в основном,
за счет нового строительства и расширения
мощностей, что требовало больших капиталовложений
и времени.
Отрицательное воздействие на интеграционные
процессы в СНГ оказал финансовый кризис,
начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная
девальвация российского рубля и ухудшение
функционирования платежного механизма
привели к осложнению внешнеторговых
отношений в рамках Содружества, что особенно
затронуло экспорт стран – членов СНГ
в Россию. Тем не менее, этот кризис не
подорвал объективную заинтересованность
стран – членов СНГ в сохранении и дальнейшем
развитии взаимных экономических связей.
Информация о работе Проблема интеграции России в мировое хозяйство