Проблема интеграции России в мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:45, контрольная работа

Описание работы

Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействия на основе международного разделения труда и политических контактов. Мировое хозяйство по своей сути – единое экономическое пространство, мегаэкономика, в которой субъектами хозяйственных отношений выступают национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.
Мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой.

Содержание работы

Контрольный теоретический вопрос ...............................................
3-15
Контрольные тестовые задания .......................................................
16-18
Задача .................................................................................................
18-19
Список литературы ..............................................

Файлы: 1 файл

Контрольная_Вариант № 7.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Некоторое оживление  и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная  интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Бедная природными ресурсами Белоруссия получает почти все сырье и  топливо, а также технологическую  оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь, Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и химическим комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы, холодильники, часы, ткани, мотоциклы, некоторую уникальную продукцию для российского ВПК, в значительных объемах – продовольствие.

С 1995 г. начал формироваться  Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. Несколько позже к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам.

Структура Российской экономики и интеграция России в  мировое хозяйство.

Российская экономика  — уникальный формирующийся рынок  в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом экономики  сверхдержавы, СССР, с одной стороны, а с другой является наследницей плановой экономики с дополнительными аномалиями, приобретенными в 90-е годы. Если взглянуть под другим углом, то с одной стороны экономика основана на экспорте ресурсов и товаров низкого передела, а с другой - Россия имеет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмической, атомной энергетике, ВПК. Поэтому интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии, в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

В структуре экономики  России преобладает сектор услуг, кроме  того, есть ещё обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, строительство, сельское, лесное хозяйство и рыболовство. Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Место стран в мировой  экономике в значительной степени  оценивается по их конкурентоспособности. По методике Всемирного экономического форума (ВЭФ) при расчете индекса глобальной конкурентоспособности оцениваются 12 критериев: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.

Эксперты ВЭФ в 2012 г. присвоили России 56-е место среди 142 стран (в 2007 году- 58-е место) по совокупности всех параметров. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят: развитую научно-техническую базу; высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну; высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области; достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития», он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Заключение.

Есть и «обратная  сторона медали». Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного партнера в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда пока еще нельзя назвать системным и успешным. Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одна четверть российской экономики «завязана» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и мало проработана. Прежде нужно напомнить, что при ратификации международных соглашений, наибольшей юридической силой в сравнении с конституцией страны, обладает международный договор, а это значит, что вступая в ВТО, Россия будет вынуждена принять все условия и в соответствии с новым соглашением внести изменения в действующее законодательство. Такие изменения, в частности, таят в себе угрозу для экономической безопасности страны.

Уже в этом году (15 июня 2012г.) планируется ратификация договора о вступлении в ВТО, как один из важнейших шагов в сторону интеграции России в мировое хозяйство. А 9 мая 2012 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", определяющий вектор развития внешнеэкономических политики.

Еще лидерами классической школы политической экономии был  сформулирован постулат о том, что  «свободная торговля» между разными по уровню развития экономики странами ведет к деградации национальной экономики и увеличению зависимости менее развитых стран в пользу более развитых.

Интеграция России в  мировое хозяйство означает ее планомерное  вступление в различные интеграционные группировки, о которых говорилось выше, с целью создания единого экономического пространства. На данном этапе неразвитость многих производящих отраслей российской экономики, неразвитость финансовой и законодательной системы будут связаны, по прогнозам специалистов, с опасностью «сворачивания» ряда отраслей в производстве и углублении зависимости от импорта и иностранного капитала. Россия, не решив своих внутренних проблем, не готова стать полноценным партнером давних стран-участниц этого соглашения. Еще одна проблема связана с «политикой двойных стандартов» ВТО, которая вполне объяснима объективными причинами. При вступлении очередного государства в ВТО изучаются индивидуальные особенности экономики вступающего государства и подбираются «оптимальные» индивидуальные условия вступления для конкретной страны. Как показывает опыт ранее вступивших стран, очень сложно сделать унифицированные для всех условия, этим ловко пользуется ВТО при заключении соглашений с новыми участниками. Другой проблемой является незрелость правовых институтов в России в сфере обеспечения экономической безопасности, что после либерализации рынка приведет к лавинообразному вторжению импортных производителей. В этих условиях отечественному производителю, до сих пор не научившемуся выпускать конкурентоспособную продукцию, будет сложно «встать на ноги» ускоренными темпами, поэтому вполне обоснованы опасения экспертов о том, что некоторые отрасли будут сокращаться. Третьей проблемой, осложняющей процесс интеграции, станет незрелость банковского сектора, который должен будет экстренно перейти в условия новой реальности и создать необходимую финансовую «подушку» для отечественного производства и малого бизнеса. Государственный бюджет, конечно, может субсидировать и поддерживать отдельные производящие отрасли. Но что станет с частными предпринимателями? Как преодолеть «политику двойных стандартов» и искусственные барьеры для отечественного товара, предназначенного для экспорта, – это еще один вопрос, на который пока что нет ответа.

Таким образом, сложности на пути к успешной интеграции России как равноправного партнера в международные экономические организации, можно разбить на группы, в зависимости от природы их происхождения:

-политические,

-экономические,

-правовые,

-финансовые,

-географические,

-климатические.

В качестве примера я  рассматривал один из шагов на пути к интеграции России в мировую экономику: предстоящее вступление в ВТО.

Первые проблемы, с которыми неминуемо столкнется российская экономика по вступлении в ВТО, будут преимущественно правового и экономического характера. Если удастся преодолеть эти сложности и сохранить при этом темпы развития национальной экономики, окончательно не утратить несырьевые сферы производства, сохранить малый и средний бизнес – тогда появится шанс и запас времени, чтобы приступить к реформированию правовых институтов, созданию реальной базы для интеграции в мировое хозяйство без угрозы для экономической безопасности страны.

Сложность интеграции в  уже существующий мировой рынок состоит не только в отсутствии продуманной законодательной базы, но и в прогнозируемых последствиях интеграции и международного разделения труда. Например, страны с неблагоприятными климатическими условиями и высокими издержками на производство единицы некоторых видов продукции, со временем вынуждены будут уйти с ряда рынков и освободить их для иностранного производителя. Таким образом, лишаясь возможности обеспечивать внутренние потребности, страны с наименее развитой экономикой переложат эту нагрузку на другие страны-участницы соглашения и попадут в зависимость, лишаясь при этом возможности развивать собственные отрасли производства.

 

 

 

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант  (варианты) ответа следующим образом:          /


2. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики:


а) поддерживает субъектов национальной экономики;


б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;


г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.


 

Обоснование ответа:

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Свободная торговля – как одно из проявлений процессов интеграции и глобализации в современном мире, способствует специализации страны и создает условия для отечественного производителя обеспечивать не только внутренний рынок, но и выходить на мировой рынок. При этом на мировом рынке, сталкиваясь с конкуренцией, отечественный производитель вынужден повышать качество продукции – это одно из преимуществ перехода к либеральным торговым отношениям. Обратной стороной этой медали является то, что ликвидация таможенных барьеров и открытие свободного доступа иностранного капитала, товара и производителей на отечественный рынок могут сыграть губительную роль для отечественного производителя. Потому как географические, природно-климатические, правовые, финансовые условия для нашего производителя позволяют выпускать единицу продукции с более высокими издержками. Снятие таможенных барьеров впустит на отечественных рынок производителей и поставщиков услуг с наиболее низкими издержками на производство, конкурентоспособным качеством продукции и большей финансовой устойчивостью компаний (тем более, если речь идет о ТНК). Отечественный производитель не сможет выдержать такой гонки во многих отраслях, это сначала приведет к разорению производителя, сокращению рабочих мест, массовой безработице, падению уровня жизни населения, затем монополизации рынка иностранными производителями, которые смогут издержки, понесенные в этой «гонке» компенсировать сверхприбылями от искусственно завышенных цен впоследствии.

 

3. Международная трудовая миграция – это:


а) выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж;


б) выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по экономическим причинам;


в) выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за рубеж;


г) въезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа.

 

Обоснование ответа:

Международная трудовая миграция связана, конечно же, с причинами  экономического характера. В первую очередь увеличение уровня безработицы  в одном государстве и появление  потенциального спроса на рабочую силу на определенные виды работы в другом. Пример: в России за последние годы такие профессии как дворники, уборщицы все чаще занимают мигранты, в основном из близлежащих государств (бывших Союзных республик). Уровень безработицы, уровень оплаты труда, условия проживания в своей стране и спрос на рабочую силу определенной специализации и уровень оплаты в России как раз и создают оптимальные условия для притока мигрантов. Связаны такие явления, в частности, с ухудшением экономической ситуации в стране-доноре рабочей силы. Это можно проследить на примере Киргизии, в которой после вступления в ВТО наблюдается снижение уровня жизни и изменение политической и социальной стабильности, вплоть до революции. Возможно, такое резкое изменение ситуации в экономике страны и в социальной сфере, отчасти связано со вступлением в ВТО.

 

 

Задача.

4. Ниже приведена карта спроса и предложения на рынке фунтов стерлингов:

Цена фунта (в долларах)

2,00

2,10

2,20

2,30

2,40

2,50

Объем предложения фунтов (в млн.)

160

170

180

190

200

220

Объем спроса на фунты (в  млн.)

200

190

180

170

160

150


1) Федеральная Резервная  Система США устанавливает валютный  курс на уровне: 1 фунт стерлингов = 2,10 доллара. Должна ли ФРС  в этой ситуации покупать или  продавать фунты. Если да, то  какое количество?

2) Что произойдет в  этом случае с официальными  валютными резервами США?

Ответ: Да, ФРС нужно  докупить 60 млн. фунтов-стерлингов и  первые 20млн. выпустить сразу для стабилизации курса, затем снизить курс до 2,0 долларов за фунт. И выпустить еще 40 млн. для сохранения баланса и установления нового курса.

В противном случае, если не будет достигнут баланс спроса и предложения  ̶ неудовлетворенный спрос вызовет повышение курса фунта-стерлинга, ослабление национальной валюты и как следствие ухудшение экономической ситуации на внутреннем рынке. Одним из симптомов ухудшения ситуации может быть увеличение импорта и снижение экспорта. А постепенное снижение курса фунта-стерлинга и небольшое укрепление нац. валюты улучшит ситуацию на внутреннем рынке и позволит покупать больше товаров, продаваемых за фунты-стерлинги, глобально для страны, например, железо для автопромышленности. Однако это может отразиться на снижении импорта и как следствие привести к снижению конкурентоспособности отечественных товаров, в т. ч. и на внешнем рынке. Официальные валютные резервы доллара при таких операциях будут снижаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова под ред. И. П. Николаевой, Мировая экономика: учеб. - М. : Проспект, 2007. - 240 с.

 

Проф. И.П. Николаева, Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 510 с.

 

Т.Н. Гоголева, В.Г. Ключищева, Ю.И. Хаустов. Международная экономика: учебное пособие— М. : КНОРУС, 2010. — 304 с.

 

Л.Е. Стровский, Внешнеэкономическая  деятельность предприятия: Учебник. - 5-е  изд., перераб. и доп. - М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 498 с. 

Интернет ресурсы:

- сайт: http://www.goskontrol-rspp.ru/publications/717-vysokie-tehnologii.html

- сайт: http://www.kommersant.ru/doc/1931228?themeid=275

- сайт: http://rus.ruvr.ru/2012_03_11/68128056/

- сайт: http://www.oilru.com/news/318271/

- сайт: http://www.victoryinvestors.com/federalnaja-rezervnaja-sistema-frs

 

 

 


Информация о работе Проблема интеграции России в мировое хозяйство