Проблема инвестирования в сферу сохранения и доведения продукции аграрного сектора до потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы инвестирования в сферу сохранения и доведения продукции аграрного сектора до потребителя. Так как тема инвестиций в сельское хозяйство очень обширная, мы рассмотрим лишь некоторые аспекты данной проблемы: инвестиционный кризис, пути его преодоления и перспектив денежных вливаний.

Содержание работы

Введение
I. Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РБ
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства
1.2 Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и инвестиционный климат
1.3 Основные направления и источники привлечения инвестиций в аграрный сектор
II. Методы инвестиций в сельское хозяйство в регионах, пути преодоления инвестиционного кризиса и перспективы инвестирования в АПК
2.1. Формирование региональной политики в АПК
2.2. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов регионального
АПК
III. Совершенствование механизма инвестирования аграрного сектора
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Инвестирование в агросектор.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)

   Анализируя  уровень закупочных цен на сельскохозяйственную  продукцию даже у наших ближайших соседей, мы реально ощущаем, что недополучаем  значительные  суммы от реализации  продукции. Если пересчитать  реализуемую  нами  продукцию  по закупочным ценам России, то выручка  могла бы увеличиться на 2,6 трлн. рублей, или на 40 %.

  Согласно инвестиционной программе  на текущий год министерство должно вкладывать основные  бюджетные ассигнования  и кредитные ресурсы  в увеличение  производства сельскохозяйственной продукции. Но сегодня наиболее остро стоит необходимость модернизации объектов по хранению и переработке сельхозпродукции. Именно на них создается наибольшая добавочная стоимость.  Подумайте только: в стране ежегодно  нерационально используется  (скорее всего, скармливается скоту) около 4 млн. тонн картофеля, 1 млн. тонн овощей,  200—300 тыс. тонн плодов.

   В складывающихся условиях при определении целей дальнейших структурных преобразований в АПК следует ориентироваться на общеэкономические взаимосвязи производственных факторов.

  При выборе возможных направлений инвестирования во внимание были приняты следующие обстоятельства: уровень убыточности различных отраслей сельскохозяйственного производства области; продолжительность сроков хранения продукции сельского хозяйства (по видам); сохранение и расширение ассортимента конечной продукции АПК.

    В соответствии с моделью инвестиции будут эффективны при вложении их в предприятия по переработке мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы, молока, льна и картофеля.

   Важной задачей с точки зрения принятия решений является определение источников инвестиций. В качестве основного источника финансирования в перерабатывающей отрасли рассматриваются собственные средства предприятий.

  Размер их определяется по результатам решения одного из возможных подходов моделирования по балансировке производственных затрат и прочих выплат предприятий с их доходами, а целевая функция представляет собой максимум свободных денежных средств предприятий в заданный период рассмотрения.

     Анализ показал, что ликвидные предприятия области готовы вкладывать в перерабатывающие производства до 50% свободных денежных средств, полученных в результате оптимизации своей структуры и планов реализации продукции. Недостающую сумму можно получить за счет привлечения инвестиций из бюджетных и внебюджетных фондов.

     Один из возможных путей сокращения убытков сельскохозяйственного производства вследствие сохраняющегося диспаритета цен — расширение в пашен области кооперации и интеграции в переработке сельскохозяйственной продукции.

   Модельные расчеты показали, что среди прочих приоритетов определяющими являются сроки реализации инвестиционных проектов.    Поэтому пути повышения бюджетной эффективности капитальных вложений целесообразно рассматривать по сроку окупаемости: чем меньше этот срок, чем эффективнее используются бюджетные капвложения.

Сегодня актуальной становится проблема уменьшения удельных капитальных  вложений (и расчете на 1 т продукции, 1 скотоместо, 1 га и т. д.). Ее можно  решать путем снижения стоимости  строительства, реконструкции объектов, комплексности капитальных вложений, совершенствования инновационно- инвестиционного  проектирования и др.

  Таким образом, среди главных причин низкой отдачи используемых бюджетных средств следует назвать следующие: слабое развитие эффективных механизмов государственного регулирования; медленное становление хозяйственного управления, основанного преимущественно па принципах кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе; недооценка роли внутрихозяйственных отношений и маркетинга для повышения результативности производства.

 

III Совершенствование механизма инвестирования аграрного сектора

     Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности, необходимость активизации товарно-денежных отношений. Демократизация инвестиционной деятельности требуют выработки новых, адекватных рыночным условиям подходов к инвестированию и обслуживанию аграрного сектора.

     Активное развитие должны получить все формы инвестирования. Вместе с другими экономическими рычагами инвестиции и инвестиционная система призвана занять ключевое положение в стимулировании производства и укреплении экономики страны и региона. В настоящее время в результате аграрных преобразований радикально изменились отношения инвесторов и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современная система инвестирования более либеральна: инвестор сам выбирает те инвестиционно- привлекательные объекты, услугами которого хотел бы пользоваться. Права и обязанности инвестиционного заемщика оговариваются в инвестиционном договоре по обоюдному соглашению.

    Инвестиционное обслуживание сельского хозяйства в современных условиях должно включать несколько стадий, включая программирование, представление, использование и возврат инвестиционных средств в будущем.

Программирование инвестиционных вложений можно осуществлять на основе инвестиционных заявок предприятий. У  предприятий, занимающих стабильное положение  на товарных рынках, эти заявки должны представлять собой составную часть  их программ экономического, финансового  и социального развития. В результате программы хозяйствующих субъектов  дополняются инвестиционными ресурсами, обеспечивающими непрерывность  кругооборота капитала и расширение предпринимательской деятельности.

    Инвестирование должно заключаться в выдаче средств, в полной мере удовлетворяющих потребность экономических субъектов в заемном капитале и гарантирующих доход с учетом степени риска. Использование инвестиций при этом должно означать направление инвестиционных средств на хозяйственно-финансовую деятельность. Возврат инвестиций представляет обратный приток инвестиционных вложений инвестору.

   Данный процесс должен иметь исключительное значение для функционирования инвестиционного процесса, позволяющего сохранять заемный характер инвестирования и восстанавливать портфель ресурсов инвестора для предоставления новых инвестиций.

 

  Инвестиционная привлекательность предприятия определяется исходя из следующих принципов: финансовая устойчивость, техническая возможность выполнения заказа в требуемые сроки, опыт работы по данному виду деятельности. Инвестор также должен проводить мероприятия по организации тендера среди транспортных компаний на участие в поставках материальных ресурсов сельскохозяйственным производителям и предприятиям АПК. Победители конкурса должны определяться исходя из следующих принципов: финансовая устойчивость, опыт работы на рынке грузоперевозок, наличие собственного парка автотранспорта и агентской сети, более выгодные цены и условия оплаты услуг. После утверждения списка победителей конкурсов управление региональным инвестиционным институтом сообщает сведения об отобранных производителях, поставщиках и транспортных компаниях, номенклатуре их производства, услугах и расценках своим филиалам- инвесторам, которые доводят эту информацию до сельскохозяйственных потребителей и совместно с ними корректируют первоначально предложенные инвестиционные проекты. Сформулировав окончательные заказы, инвестиционный институт (филиал) принимает участие в заключение трехсторонних договоров между поставщиками материально-технических ресурсов и сельскохозяйственным производителем. В указанных документах фиксируются цены, определяются условия оплаты и график поставки продукции в соответствии с технологическими потребностями конкретного хозяйства. Инвестор гарантирует поставщику инвестирование производства, сельскохозяйственный субъект обязуется приобрести продукцию у конкретного поставщика в оговоренные сроки.

   По итогам проведения конкурсов инвестор при участии аналитического управления инвестиционного института определяет цены на продукцию сельского хозяйства в наступающем сезоне и принимает меры к организации проведения переговоров с наиболее крупными потребителями сельскохозяйственной продукции, в том числе и подавшими заявки на представление инвестиционных средств: элеваторами, оптовыми покупателями, специальными потребителями, предприятиями переработки.

Переговоры должны проводиться  по месту территориального расположения участника схемы, их результатом  должно стать заключение трехстороннего договора, где сельскохозяйственный субъект обязуется поставить  произведенную продукцию определенного  качества по фиксированной цене и  направить полученные средства на расширение производства.

    Инвестор заключает также соглашение с транспортными компаниями об обслуживании поставок в наступающем сезоне. В данных контрактах фиксируются тарифы и условия предоставления инвестиционных средств.

    В результате использования рассмотренной выше схемы комплексного инвестирования поставщиков товарно-материальных ресурсов, сельскохозяйственных производителей и потребителей их продукции образуется цепочка, обеспечивающая инвестору контроль как товарных, так и денежных потоков в АПК. Данный механизм позволяет сократить финансовые риски всех участников, уменьшить расходы на проведение операций по текущей деятельности, наиболее оптимально использовать земельные угодья (сопоставляя потребности покупателей сельскохозяйственной продукции и ее производителей), увеличивать объемы движения денег, осуществлять распределение лимитов инвестирования по регионам исходя из реальных потребностей. Кроме того, созданная единая база данных позволит инвестору получить информацию о любом участнике АПК, выбрать наиболее оптимальное для себя условие сотрудничества.

В рамках рассмотренной схемы  действует общий механизм инвестирования:

1) заявка на инвестирование, технико-экономическое обоснование;

2) анализ инвестиционной привлекательности;

3) рассмотрение инвестиционного проекта;

4) решение о выдаче инвестиций;

5) заключение инвестиционного договора или отказ;

6) получение инвестиций;

7) обслуживание инвесторов;

8) своевременная выплата суммы долга или непредвиденные обстоятельства с выплатой долга;

9) во втором случае – дополнительные согласования;

10) новый порядок выплаты задолженности или банкротство заемщика;

11) во втором случае возмещение издержек.

    Соблюдение указанной последовательности позволит свести к минимуму затраты времени на обработку инвестиционной заявки и наиболее полно учесть все детали инвестиционных сделок. Ответственное лицо инвестиционного процесса предоставляет инвестиционному заемщику подробную информацию о возможных формах инвестирования. При работе с инвестиционным заемщиком должна учитываться вся информация о деятельности заемщика, следует проводить встречи (переговоры) представителей инвестиционного института с руководством хозяйствующего субъекта. В беседе должны быть рассмотрены следующие ключевые моменты:

• сведения о хозяйствующем  субъекте;

• причины обращения к  данному инвестору;

• окупаемость инвестиционного  проекта;

• предполагаемые методы погашения  инвестиционного долга:

• наличие и характер имеющихся у предприятия задолженностей.

     Таким образом, решение проблемы инвестирования актуально и целесообразно.

    Обслуживание сельских товаропроизводителей в современных условиях возможно только в связи с перестройкой экономических отношений с учетом мирового опыта. В настоящее время система сельскохозяйственного инвестирования находится на начальном этапе своего становления и перспективы ее развития зависят от ряда факторов, и прежде всего от финансовой стабилизации и инвестиционного потенциала народного хозяйства. В свою очередь, обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей заемными средствами должно быть оправданным и экономически эффективным. Это определяет необходимость проведения конкурса инвестиционных проектов и формирования региональной инвестиционной программы.

    Проекты, сельскохозяйственных предприятий, включенные в региональную инвестиционную программу, в дальнейшем должны иметь приоритеты при оказании различных форм государственной поддержки.

    Проекты, предоставляемые предприятиями, претендующими на включение в инвестиционную программу, должны:

• предусматривать внедрение  передовых технологий, развитие сырьевой базы, развитие транспортной инфраструктуры региона:

• иметь следующие показатели эффективности

• положительный чистый дисконтированный доход, индекс доходности проекта больше единицы, внутреннюю норму доходности проекта (бюджетной  эффективности) выше стоимости кредитных (бюджетных) средств, привлекаемых на реализацию проекта;

• иметь согласования по проекту - межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории региона, вневедомственной и экологической экспертизы по проектно-сметной  документации;

• иметь высокую степень  проработанности определения рынка  сбыта сельскохозяйственной продукции (обязательное подтверждение долгосрочными  договорами на поставку продукции, либо заключением специализированных организаций); определенные источники привлечения  внебюджетных инвестиций (в том числе  подтверждение наличия собственных  средств в размере не менее 20% для проектов, связанных с капитальными вложениями), достигнутую договоренность с конкретными инвесторами и  согласованные условия инвестирования; предусмотренность проведения переговоров  с потенциальными инвесторами на уровне администрации региона.

Информация о работе Проблема инвестирования в сферу сохранения и доведения продукции аграрного сектора до потребителя