Проблема справедливого распределения доходов в России и пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в том, чтобы выявить основные закономерности образования и использования доходов и присущие этому проблемы, а также определить возможные пути решения.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретический материал, поясняющий сущность доходов;
выявить причины возникновения неравенства и бедности среди населения страны;
проанализировать основные тенденции в изменениях распределения доходов;

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3.2 Российская  практика сглаживания доходов и социальной защиты населения

 

В современных  условиях система социальной защиты населения имеет большое значение для экономического и социального  развития России. Её качественные и  количественные параметры определяют порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним из таких факторов является обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита – это совокупность институтов и комплекс экономических, социальных и правовых мер экономической политики, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для отдельного человека или группы людей действия социальных рисков и угроз и обеспечивающих всем гражданам равные возможности для сохранения определённого уровня жизни.12

Социальная  защита, её институты и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан независимо от их статуса и положения в обществе. Она тем самым выполняет важнейшую функцию обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или иным причинам не являющихся субъектами последних. Отсюда – многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в трудовую деятельность.

Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам страны, которые в силу тех или иных причин поставлены в трудное, а иногда особо сложное положение в обществе.

Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно выделить следующие основные её направления:

  • социальное страхование;
  • социальная помощь;
  • обеспечение минимальных социальных гарантий.

Социальное страхование – направление социальной защиты населения, предназначенное для обеспечения населения в случае наступления социальных рисков различного рода. Социальные риски – наступление временной нетрудоспособности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье и т.д. – сопровождают жизнь каждого человека. Они носят характер массового социального явления и касаются всех членов общества. Вследствие этого создание надёжной, устойчивой системы социального страхования – важнейшее направление социальной защиты в любом развитом государстве.

В России эффективное  управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать государственные внебюджетные социальные фонды (ВСФ): пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ)13; Фонд социального страхования (ФСС)14; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС)15.

Внебюджетные  социальные фонды являются финансовыми  учреждениями при Правительстве  РФ и формируются в основном за счёт средств работодателей, а также  бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей.

Основной объём  средств, направляемых на социальное страхование, расходуется по линии пенсионного  обеспечения, выплат пособий по временной  нетрудоспособности и родам, санаторно-курортного лечения и на реабилитацию граждан.

Социальная  помощь – оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения  и недостаточным уровнем личного  дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме – денежной и натуральной, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь носит конкретный – адресный или категориальный характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования.

Государственная социальная помощь оказывается в  целях:

1)поддержания  уровня жизни малоимущих семей,  а также малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;

2)создания необходимых  условий для обеспечения всеобщей  доступности и общественно приемлемого  качества социальных услуг;

3)снижения уровня  социального неравенства;

4)повышения  доходов населения.

Обеспечение минимальных социальных гарантий – важное направление социальной защиты – оно качественно отличается от других тем, что оно призвано обеспечить независимо от материального положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения.

Система минимальных  гарантий охватывает все основные направления  и формы социально-трудовых отношений  – от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных размеров конкретных выплат.

Для решения  проблемы бедности государству и  общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы  по поддержке малоимущих, а нужно  еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При написании данной работы изучалось такое социально-экономическое явление, как распределение доходов в РФ. Для этого были решены задачи, поставленные во введении:

Во-первых, было изучено такой понятие, как "доходы населения", их содержание, виды и  состав, а так же проблемы неравенства в распределении доходов.

Во-вторых, была проанализирована ситуация, сложившаяся  в Российской Федерации в области распределения доходов, предложены возможные пути совершенствования и улучшения нынешней ситуации.

После рассмотрения комплекса проблем связанных с распределением доходов в обществе необходимо сделать непростой вывод. Наиболее значительный удельный вес имеют денежные доходы, которые могут быть номинальными реальными и располагаемыми. Самым главным показателем денежных доходов является заработная плата. Она составляет наибольшую часть в структуре денежных доходов населения. Однако нельзя было не заметить проблему дифференциации в распределении доходов, в частности и заработной платы. Ситуация за последние время в этой области изменилась только в сторону еще большего расслоения. Однако для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима - более того, она является фактором прогресса.

Задача состоит  в том, чтобы минимизировать ее резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными.

Таким образом, в результате необходимо предпринять  несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:

  • принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных, так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат;
  • способствование образованию "среднего класса" путем поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения;
  • сокращение льготных категорий населения;
  • усиление методов по контролю над рациональным использованием средств из социальных фондов;
  • создание частных пенсионных фондов;
  • дифференциация пенсий по выслуге лет, по размерам внесенных средств;
  • чёткое налоговое законодательство, но без чрезмерного использования прогрессивных налоговых ставок;
  • борьба с "теневой экономикой", путём отмены лицензий, демонополизации рынка;
  • искоренение коррупции во властных структурах.

Дабы подвести окончательный итог следует сказать, что тема доходов тесно вплетена в экономическую систему общества. Это широкое поле для исследований, и проводить их возможно только исследуя все сферы макроэкономики. Предложенные способы решения проблем политики доходов достаточно поверхностны, и помогают решить лишь насущные, а не глобальные проблемы. Для решения глобальных проблем необходим коренной пересмотр всей экономической системы и внесения в неё существенных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31 марта 2006 г. №44-ФЗ
  2. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 N 75-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ, от 03.12.2012 N 233-ФЗ)
  3. Большой экономический словарь: словарь / А. Азрилиян, О. Азрилиян, Е. Калашникова, О. Квардакова.- М.: Институт новой экономики, 2010. – 1472 с.
  4. Макроэкономика: учебник / Н. Мэнкью, М. Тейлор.- Спб.: Питер, 2013. – 560 с.
  5. Экономическая теория: учебник / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская.- М.: КноРус, 2012. – 384 с.
  6. Экономическая теория: учебник / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова.- М.: ЭКСМО, 2011. – 736 с.
  7. Экономическая теория: учебник / Г. Вечканов, Г. Вечканова.- Спб.: Питер, 2010. – 272 с.
  8. Экономическая теория: учебник / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур.- М.: ТетраСистемс, 2010. – 384 с.
  9. Экономическая теория: учебник / С. М. Климов, А. П. Селин, Т. А. Федорова.- М.: ИВЭСЭП, 2010. – 264 с.
  10. Богомолова Т.Ю. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр/ Т.Ю. Богомолова// Экономист.- 2009.- № 6.- с.105-111.
  11. Богомолова, Т.Ю. Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация/ <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style="

Информация о работе Проблема справедливого распределения доходов в России и пути её решения