Проблема справедливого распределения доходов в России и пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в том, чтобы выявить основные закономерности образования и использования доходов и присущие этому проблемы, а также определить возможные пути решения.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретический материал, поясняющий сущность доходов;
выявить причины возникновения неравенства и бедности среди населения страны;
проанализировать основные тенденции в изменениях распределения доходов;

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Увеличение  дифференциации в принципе могло  происходить, во-первых, в виде поляризации, когда бедные беднели, а богатые богатели; во-вторых, однополюсной динамики, когда или бедные беднели, или богатые богатели при сохранении относительно стабильного положения на шкале доходов остальных доходных групп. Уменьшение дифференциации могло происходить как за счет того, что одновременно богатые беднели, а бедные становились богаче так и либо того, либо другого процесса при сохранении относительно стабильного положения остальных доходных групп. Отсутствие изменения неравенства могло быть, например, результатом того, что обогащение и обеднение происходили по принципу замещения.

Изменения в  доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что  недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.

 

 

 

1.3. Сущность, причины и критерии возникновения бедности

 

В связи с  появлением и воспроизводством социально  уязвимых слоёв общества острой и  хронической проблемой становится бедность части населения.

Бедность – состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи.5

Бедность считается  одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Как  состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась  вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения.

Существует  значительное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные: абсолютная, относительная  и субъективная.

1. Абсолютная концепция бедности - основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Люди считаются бедными, ели их доход ниже стоимостной оценки минимальных потребностей и жизненно важные потребности не удовлетворяются в достаточной степени. Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей – в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

2. Относительная концепция бедности - определяет минимально необходимым доход как долю (в развитых странах – 40 – 50% ) от уровня медианы ( или среднем распределения эквивалентного дохода) домохозяйств. На определение уровня бедности при таком подходе сильно влияет выбор шкалы эквивалентности. В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышается с ростом совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения социально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране. При этом если в некоторых случаях граница абсолютной бедности при проведении соответствующей государственной политики может быть преодолена, то концепция относительной бедности предполагает, что всегда будет существовать некоторая часть населения, которая будет считаться относительно бедной. Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи.

3. Субъективная концепция - основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследованиях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного обследования домохозяйств, представляющих всё население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, «сводить концы с концами».6

Кроме выше представленной классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, в разных источниках литературы выделяют:

  1. первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств);
  2. вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточное количество финансовых средств, но нуждаются в них из-за нерационального ведения хозяйства).

Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Существует целый ряд причин возникновения бедности среди населения страны.

Одной из главных причин возникновения бедности является глобализация мировых рынков товаров, финансов и труда. Крайне низкая адаптивность национальной экономики к этим процессам, неконкурентоспособность целых отраслей и производств, невысокая производительность труда и отсталая его организация, превалирование низкооплачиваемых рабочих мест и дефицит специалистов требуемой квалификации привели к последствиям, сходным с теми, которые описывал А.Смит, сравнивая развитие экономик Англии и Индии в первой половине ХVIII в.

Второй причиной расширения бедности является изменение трудовых отношений. Вместо стандартизации и унификации, характерных для индустриального этапа, в условиях формирования постиндустриальной экономики происходит дестандартизация труда - развиваются его гибкие формы и небольшие предприятия, быстро меняющие технологии, возрастает роль науки и значимость креативности в профессиональных навыках персонала. Поэтому на смену еще недавно повсеместно применявшегося бессрочного трудового договора для работников наемного труда приходит непостоянный найм, то есть неполная и временная занятость, заемный труд, субсидируемый трудовой договор, при котором часть затрат на оплату труда несет государство. В этой связи прежние механизмы регулирования заработной платы и социальной защиты требуют обновления.

Третьей причиной бедности выступает хроническое бюджетное недофинансирование социальной сферы. В России в 2010 г. государственные расходы на образование составляли 4,7% ВВП, столько же - на здравоохранение, что значительно меньше, чем в западноевропейских странах. Так, в Великобритании в 2010 г. на образование государство тратило 6,4% ВВП, на здравоохранение – 7,9% ВВП; в Германии – соответственно 5,7% и 8,6%, во Франции - 6,8% и 7,9 %.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ причин неравенства и бедности в распределении доходов населения в РФ с 2000 по 2012 гг.

2.1 Особенности,  тенденции, динамика и результаты  неравенства в России

 

Переход в России от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государством системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам формирования доходов граждан неизбежно вызвал кардинальные изменения во всей системе доходов. Об этом свидетельствуют данные таблицы [Приложение 1]. Эти изменения сочетались с падением объёмов производства, разрушением традиционных хозяйственных связей и приватизацией государственной собственности.8

Произошло значительное изменение источников доходов населения. С одной стороны, происходило  снижение доли оплаты труда в исчислении денежных доходов в силу объективного и оправданного увеличения доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Особенно существенным было увеличение доходов от собственности. Последние возросли с 1% в 2002 до 9,1 в 2010 г. Доходы от предпринимательской деятельности имели более сложную динамику. Увеличение их доли на первом этапе сменилось другой тенденцией – стабилизацией с 2006 г. Практически неизменной оставалась доля социальных трансфертов.

Сложился ряд  неблагоприятных тенденций в  доходах и уровне жизни населения на первом этапе переходной экономики в России.

Во-первых, возникла значительная доля скрытых денежных доходов. Данные таблицы показывают, что доля этих расходов в оплате труда составила в конце первого  этапа не менее 24 – 25% от всех денежных доходов населения. Оценки показывают, что эта доля носила устойчивый характер на протяжении всего этапа. При этом доля официальной оплаты труда по сравнению с 1990 г. сократилась почти в 2 раза – 74,1 до 38,7%. Следует отметить, что объём скрытой оплаты разнороден. В неё попадают и частично доходы от предпринимательской деятельности. Наличие такой значительной доли скрытых денежных доходов не только ведёт к потерям бюджета, но и выполняет деструктивную роль в налаживании системы социальной защиты и формировании социальной устойчивости.

 Во-вторых, преобразования на первом этапе привели к формированию ярко выраженной неблагоприятной тенденции устойчивого неравенства, существенной дифференциации и даже поляризации доходов в обществе. Значительная социально-экономическая дифференциация по доходам в рыночной экономике неизбежна в силу целого ряда причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддержки тех или иных видов деятельности, более высоких доходов в предпринимательской среде и т.д. Однако процессы, происходившие в экономике России на первом этапе, характеризовались наиболее острой формой неравенства – поляризацией доходов.

Это нашло выражение, во-первых, в разрыве между доходами самых бедных и самых богатых слоёв населения [Приложение 2]. Данные изменения нашли отражение в изменении коэффициента Джинни (индекс концентрации доходов), который вырос за указанный период с 0,289 до 0,394. В то же время коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) вырос с 8 раз до 14,1 раза в 2009 г.

В-третьих, социальное неравенство  в получении доходов нашло  своё выражение в дифференциации расходов. В начале 2005 г. потребительские расходы 10% наиболее обеспеченной части населения в 8 раз превышали уровень таких расходов 10% наименее обеспеченной части населения, а расходы на питание – в 5 раз. К 2006 г. эти соотношения составили соответственно 10 и 6 раз, к 2007 г. 12 и 7 и т.д.

Ещё более значителен разрыв в потреблении платных услуг. На 10% наиболее бедной части населения приходилось 0,6% платных услуг в сфере образования, 0,9% всех расходов – на медицинские услуги и 0,2% – на санаторно-оздоровительные мероприятия.

Таким образом, в результате преобразований на первом этапе сформировались существенно различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Данная модель распределения доходов противоречит, в конечном счете, социальной устойчивости общества и общемировым тенденциям развитых стран. На втором этапе преобразований экономика России оказалась перед сложной задачей – внести существенные изменения в характер распределения доходов в обществе при одновременном увеличении объёмов денежных доходов на душу населения.

О сложности данной задачи говорит тот факт, что хотя за 2000 – 2012 гг. номинальные среднедушевые денежные доходы [Приложение 3] увеличились значительно – с 2281 руб. в 2000 г. до 22811руб. в 2012 г., этот рост не сопровождался серьёзными изменениями структуры доходов населения в сторону более справедливого распределения благ. Об этом свидетельствует дальнейший, хотя и более медленный, рост коэффициента Джинни, который достиг в 2011 г. 0,417, продолжающийся рост коэффициента фондов. Конечно, позитивным является то, что рост данных показателей замедлился, однако прежние тенденции поляризации доходов далеко еще не преодолены.

Предпринятые меры по легализации  скрытых доходов через введение единой ставки налога на доходы физических лиц несколько снизило долю данных доходов. По данным Минэкономразвития  и торговли РФ, основную часть денежных расходов населения составляют потребительские расходы – их доля уменьшилась с 77,7% в 2002 г. до 68,5% в 2009 г. При этом доля покупки товаров также устойчиво сокращалась (соответственно с 62 до 54,4%), а доля оплаты услуг, напротив, возрастала – с 14,9 до 18,8%. Однако, следует отметить, что в 2010 г. тенденция сокращения потребительских расходов в денежных расходах населения существенно изменилась. Указанная доля в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла с 68,5 до 69,3%. Потребительская активность населения в 2010 была столь велика, что привела к росту доли потребительских расходов в доходах населения, которая до этого непрерывно снижалась, начиная с 2005 г. В целом подобная динамика достаточно прогрессивна с учётом роста общего уровня доходов и формирования более сбалансированной структуры расходов населения. Позитивным аспектом прогрессивного изменения структуры расходов населения является также тенденция к росту сбережений населения. Сбережения во вкладах и ценных бумагах в последние годы постепенно занимали всё большую долю в денежных расходах(3,7% в 2007 и 5,7% в 2008 г.).

 

 

 

2.2 Количественные  оценки, причины и последствия  бедности в российской экономике 

 

С точки зрения доходов  населения оценка уровня жизни осуществляется через показатель прожиточного минимума. Прожиточный минимум – это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.9

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Информация о работе Проблема справедливого распределения доходов в России и пути её решения