Проблема внешней задолженности России и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем. Однако ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….……3
Причины образования внешнего долга России, динамика внешнего долга…………4
Структура внешнего долга, основные кредиторы России…………………………….6
Пути погашения российского внешнего долга…………………………………….…11
Заключение…………………………………………………………………………………..….16
Список литературы…………………………………………………………………………..…17
Приложения…………….……………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Контрольная Мировая экономика.docx

— 174.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………….……3

  1. Причины образования внешнего долга России, динамика внешнего долга…………4
  2. Структура внешнего долга, основные кредиторы России…………………………….6
  3. Пути погашения российского внешнего долга…………………………………….…11

Заключение…………………………………………………………………………………..….16

Список литературы…………………………………………………………………………..…17

Приложения…………….……………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешний долг является глобальной проблемой всех государств. Крупнейшими  должниками выступают не только развивающиеся  страны, но и развитые, в том числе  США, Германия, Франция, Канада, Австралия.

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних  займов способствует решению социально-экономических  проблем. Однако ограниченность собственных  финансовых ресурсов, не всегда эффективное  использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся  стран. Бразилия, Мексика и Аргентина  в течение длительного времени  возглавляли список крупнейших должников  мира.

Привлечение средств за рубежом  и обслуживание внешней задолженности  является составной частью внешнеэкономических  отношений стран. Внешний долг оказывает  огромное влияние на всю экономику  страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику  страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в  случае накопления большого объема задолженности  обслуживание долга может стать  тяжелым бременем для страны.

Цель данной контрольной  работы заключается в освещении  и анализе проблемы внешней задолженности  России, а также в выявлении  основных путей решения этой проблемы.

 Достижение поставленной  цели потребовало решения следующих  задач: изучить литературу по  теме исследования, выявить основные  причины образования внешнего  долга России, рассмотреть структуру  внешнего долга, основных кредиторов  России, а также проанализировать  пути разрешения проблемы внешнего  долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины образования внешнего долга России, динамика внешнего долга

 

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался  из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР Россия целиком приняла  на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед  нерезидентами, возникшие во время  существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных  колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского  долга зависит от потребностей заемщиков  и возможностей их доступа к мировым  кредитным ресурсам.

Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга (см. приложение А).

Первый этап (1992-1998 гг.) отличался  тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным  образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и  погашения. К концу этапа общая  сумма долга превысила 188 млрд. дол. США, т.е. почти удвоилась. Прирост  в размере около 92 млрд. в подавляющей  массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. дол.), да и долг бывшего  СССР не только не сократился, но и несколько  возрос. В конце 1993 г. внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, вместе с тем, составлял около 64 % величины ВВП этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, вместе с тем, составлял около 70 % ВВП.

Второй этап (1999-2001 гг.) –  период после валютно-финансового  кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным  ресурсам. Новые заимствования свелись  к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось  платить. В итоге за три года новый  российский долг уменьшился на четверть – с 90 до 68 млрд. дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего  СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий  внешний долг Российской Федерации  снизился до 146 млрд. дол. (против прежнего максимума – на 42 млрд. дол., или  на 22 %). Стоит отметить, что это  сокращение происходило на фоне существующего  роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.

Улучшилось и соотношение  «долг/ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля  величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, выросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т.е. на 11 %. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо  более значительным (в 3,4 раза), и  в итоге указанное соотношение упало до 48 %.

Третий, нынешний этап (начиная  с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002 – октябрь 2013 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 63,4 млрд. дол. до отметки 15 млрд. дол., что составило лишь 2,1 % общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 704,6 млрд. дол. (на 636,7 млрд. дол., или почти в 10,4 раза), что довело величину общего внешнего долга до 719,6 млрд. дол. по состоянию на октябрь 2013 г. 

Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации  за период 1994 – октябрь 2013 гг. показывают следующее. Общая сумма долга  при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете на 601,7 млрд. дол., или примерно в 6,1 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 89,5 млрд. дол., а их доля в общей сумме долга упала с  88,6 до 2,1%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 691,2 млрд. дол., т.е. почти в 52,6 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11,4 до 97,9 % (см. Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Динамика внешнего долга Российской Федерации в разрезе долгов бывшего СССР и РФ, млрд. дол. (на конец периода)

 

 

 

 

 

  1. Структура внешнего долга, основные кредиторы России

 

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее  именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования  принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами  негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность  федеральных органов управления, все остальное – это новый  российский долг, государственный или  частный (см. приложение Б).

Распределение внешнего долга  между главными категориями заемщиков  к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные  и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный  долг, за который несло ответственность  государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный  бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, долгосрочной выплаты значительной части долга  бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблемы его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо  более значительных масштабам, заняли структуры, которые относятся к  числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность  возврата занятых средств.

Государственный внешний  долг России в преобладающей части  состоит из задолженности федеральных  властей, включающей долги бывшего  СССР и некоторые новые заимствования. И то, и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В  составе нынешнего государственного долга по состоянию на октябрь  2013 г. на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 78 %, в том числе более 18 % - на долги бывшего СССР.

 Всю внешнюю задолженность  за пределами компетенции федеральных  органов управления, субъектов Федерации  и органов денежно-кредитного  регулирования официальная статистика  Банка России учитывает как  долги частного сектора, выделяя  долги банков и прочих секторов  экономики. За период 2002-й –  октябрь 2013 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации  их еще именуют корпоративным  долгом) увеличилась более чем  в 18 раз, превысив задолженность  государственного сектора почти  в 8 раз (см. Рисунок 2). Преобладающая доля частных долгов (примерно 66,7 % по состоянию на октябрь 2013 г.) приходится на прочие секторы.

 

 

Рисунок 2 – Динамика внешнего долга Российской Федерации в разрезе государственного долга и долгов частного сектора, млрд. дол. (на конец периода)

 

Следует подчеркнуть, что  в приведенном распределении  внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников –  банков и нефинансовых предприятий  есть и такие, которые частично или  полностью принадлежат государству. Тем не менее в официальной  структуре внешнего долга их относят  к негосударственному сектору, ибо  в сфере международного движения капиталов они действуют по тем  же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия  самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим  обязательствам без участия государства  и без использования государственных  средств.

Высокая доля заемного иностранного капитала в денежных ресурсах российских банков и предприятий усиливает  зависимость российской экономики  от ситуации на мировом финансовом рынке, повышает риски, находящиеся  вне зоны регулирования российских органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования.  К таким рискам, во-первых, относятся  процентные риски, так как внешние  заимствования зачастую привязаны  к ставке LIBOR, а, значит, регулируются конъюнктурой западных финансовых рынков; во-вторых, валютные риски, и, в-третьих, особенно ярко проявившиеся в условиях кризиса на мировых финансовых рынках риски рефинансирования внешних кредитных ресурсов. В условиях отсутствия мониторинга наступление вышеперечисленных рисков может привести к существенному ухудшению положения большого числа налогоплательщиков, в том числе крупных, что, в свою очередь, может повлечь за собой резкое уменьшение налоговых и прочих поступлений в бюджет.

При столь интенсивном  нарастании задолженности частного сектора, естественно, возникает вопрос о том, насколько обеспечена платежеспособность заемщиков, которые в случае каких-либо осложнений не могут рассчитывать, по крайней мере формально, на помощь государства. Определенные ориентиры  на этот счет дает нам информация о  распределении долгов по срокам погашения  – по каждой группе заемщиков выделяются краткосрочные обязательства (со сроком погашения до 1 года) и долгосрочные обязательства (со сроком погашения  свыше 1 года). С точки зрения платежеспособности более надежными (при прочих равных условиях) считаются долги, в структуре  которых долгосрочные обязательства  преобладают над краткосрочными. В этом отношении российский внешний  долг, судя  по опубликованным данным, в целом выглядит достаточно благополучно, правда, со значительными колебаниями  по разным группам должников.

По состоянию на 01 июля 2013 г. краткосрочный внешний долг в целом составляет 12,9% от общей  суммы внешнего долга, долгосрочный внешний долг – 87,1% от общей суммы  внешнего долга, соответственно. При  такой пропорции ситуацию можно  считать более или менее нормальной. Причем преобладающую долю и в  сумме краткосрочного, и в сумме  долгосрочного долга занимают долги  частного сектора: 88,3 % в общей сумме  краткосрочного долга,  89,6 % в общей  сумме долгосрочного долга (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1 - Внешний долг по срокам погашения (по состоянию на 01.07.2013 г.)

 

 

Долг (млрд. дол.)

Удельный вес (%)

Краткосрочный

Долгосрочный

Весь долг

Краткосрочный

Долгосрочный

Весь долг

Государственный долг

10,7

64,1

74,8

1,5

9,1

10,6

Федеральные органы

0,3

55,6

55,9

0,0

7,9

7,9

Органы денежно-кредитного регулирования

10,4

8,5

18,9

1,5

1,2

2,7

Долги частного сектора

80,5

550,8

631,3

11,4

78,0

89,4

Банки

58,3

153,6

211,9

8,3

21,8

30,0

Прочие секторы

22,2

397,2

419,4

3,1

56,3

59,4

Весь внешний  долг

91,2

614,9

706,1

12,9

87,1

100,0

Информация о работе Проблема внешней задолженности России и пути ее решения