Проблема внешней задолженности России и пути ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем. Однако ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….……3
Причины образования внешнего долга России, динамика внешнего долга…………4
Структура внешнего долга, основные кредиторы России…………………………….6
Пути погашения российского внешнего долга…………………………………….…11
Заключение…………………………………………………………………………………..….16
Список литературы…………………………………………………………………………..…17
Приложения…………….……………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Контрольная Мировая экономика.docx

— 174.75 Кб (Скачать файл)

 

Важной характеристикой  внешнего долга являются сведения о  его валютной структуре с выделением задолженности в иностранной  и национальной валюте. Доля последней, естественно, пока невелика, но рублевые займы – это еще одно свидетельство  того, что российская валюта постепенно начинает проникать в мировой  платежный оборот, в том числе  в систему международных кредитов.

Рублевая задолженность  в подавляющей части является результатом деятельности частного сектора, на долю которого приходится по состоянию на 01.07.2013 г. свыше 82 % указанной суммы. У банков – это, в первую очередь, рублевые текущие счета и депозиты, принадлежащие нерезидентам, у прочих должников – долговые ценные бумаги, приобретаемые иностранцами. Что касается органов государственного управления, то они к новым долгам сейчас прибегают в относительно небольших размерах, а старая задолженность (в основном бывшего СССР) выражена исключительно в иностранной валюте (см. Таблицу 2).

 

Таблица 2 - Внешний долг Российской Федерации в национальной и иностранной  валюте (по состоянию на 01.07.2013 г.)

 

 

Долг (млрд. дол.)

Удельный вес (%)

Иностранная валюта

Рубли

Весь долг

Иностранная валюта

Рубли

Весь долг

Государственный долг

43,0

31,8

74,8

6,1

4,5

10,6

Федеральные органы

28,5

27,4

55,9

4,0

3,9

7,9

Органы денежно-кредитного регулирования

14,5

4,4

18,9

2,1

0,6

2,7

Долги частного сектора

482,0

149,3

631,3

68,3

21,1

89,4

Банки

173,4

38,5

211,9

24,6

5,5

30,0

Прочие секторы

308,6

110,8

419,4

43,7

15,7

59,4

Весь внешний  долг

525,0

181,1

706,1

74,4

25,6

100,0


 

В своих заемных операциях  российские структуры использовали практически все каналы и способы  привлечения средств из-за рубежа (см. Приложение В). В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства – члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации – МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет, их доля во внешнем долге по состоянию на октябрь 2013 г. – менее 1% (см. Рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 - Динамика внешнего долга Российской Федерации в  разрезе основных кредиторов, млрд. дол. (на конец периода)

 

Для негосударственных заемщиков  кредиторами были и остаются представители  частного бизнеса, в первую очередь  зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше  ¾ всего внешнего долга России. Ссуды и займы – главная  составляющая нынешнего внешнего долга  российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности  последних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути погашения российского внешнего долга

 

Для анализа и контроля состояния совокупного национального  внешнего долга, а также в целях  минимизации связанных с ним  рисков, целесообразно разработать  соответствующую систему показателей  и их пороговых значений, которая  могла бы своевременно сигнализировать  о нарастании кризисных явлений  в указанной сфере и необходимости  принятия соответствующих мер, направленных на устранение негативных тенденций.

В мире уже существует практика определения унифицированных норм и показателей (критериев) экономически приемлемых уровней, которые могут быть приняты за основу. Однако их необходимо адаптировать к условиям Российской Федерации с учетом реальной экономической ситуации.

Так, при создании системы  показателей оценки критических  значений совокупного внешнего долга  страны во взаимной увязке, по мнению специалистов, могут быть рассмотрены такие  показатели, как уровень динамики и темпов роста совокупного внешнего долга Российской Федерации по отношению  к валовому внутреннему продукту (ВВП), объему международных (золотовалютных) резервов, объемам экспорта товаров  и услуг (см. Приложение Г, Таблицу 3).

 

Таблица 3 - Применимые в сложившейся мировой практике пороговые значения показателей оценки критических значений совокупного внешнего долга страны, %

 

Показатель

Пороговое значение

Отношение внешнего долга  к ВВП, %

60 %

Отношение внешнего долга  к международным резервам, %

100 %

Отношение внешнего долга  к экспорту товаров и услуг, %

220 %


 

 

Как следует из данных приложения Г, несмотря на ускоренные темпы роста совокупного внешнего долга Российской Федерации, показатели его состояния были в основном безопасны с точки зрения принятых в мировой практике критических значений.

С 2001 г. по настоящее время  отношения внешнего долга к ВВП  в Российской Федерации гораздо  меньше порогового значения, что является приемлемым для страны показателем (см. Рисунок 4).

 

Рисунок 4 - Отношение внешнего долга к ВВП, %

 

Отношения внешнего долга  страны к международным резервам за период с 2001 г. по настоящее время  заметно превышает пороговое  значение, кроме показателя за 2007 год (внешний долг в 2007 г. составил 96,9 % международных  резервов), т.е. данный показатель вызывает определенные опасения (см. Рисунок 5).

 

 

Рисунок 5 - Отношение внешнего долга к международным резервам, %

 

Отношения внешнего долга  страны к экспорту товаров и услуг  за весь рассматриваемый период гораздо  меньше порогового значения, т.е. по этому  показателю Российская Федерация находится  на безопасном уровне (см. Рисунок 6).

 

 

Рисунок 6 - Отношение внешнего долга к экспорту товаров и  услуг, %

 

Таким образом, определение  системы соответствующих показателей  и их пороговых значений для обеспечения  эффективного мониторинга совокупного  внешнего долга и оценки связанных  с этим рисков является крайне необходимой  мерой для решения проблемы внешней  задолженности Российской Федерации.

Целесообразно также в  целях регулирования безопасного  уровня внешних заимствований российских предприятий и банков разработать  комплекс специальных регулирующих мер. В частности, может быть рассмотрен вопрос  о включении в состав экономических нормативов показателя максимально возможной суммы  долговых обязательств банка перед  нерезидентами по отношению к  собственным средствам банка.  Аналогичным образом могли бы быть установлены соответствующие  показатели, ограничивающие на экономически безопасном уровне внешние заимствования  нефинансовых предприятий, в особенности  с преобладающим участием государства. Определение в качестве директивного показателя относительной величины допустимого объема внешних обязательств позволило бы частично снизить риски  корпоративных внешних заимствований.

Кроме того, в сложившейся  ситуации хозяйствующим субъектам  Российской Федерации необходимо изыскивать и другие пути снижения своего внешнего долга, внимательно изучая и применяя на практике известный передовой  зарубежный хозяйственный опыт. В  зарубежной практике существует несколько  известных способов преодоления  хозяйствующими субъектами финансовых трудностей своими силами.

К ним относятся:

- урегулирование обязательств  перед кредиторами без прохождения  формальной процедуры банкротства  (т.е. так называемая «неформальная  реорганизация» или «реструктуризация»);

- неформальная ликвидация;

- реорганизация в случае  банкротства;

- предварительное банкротство  или «предбанкротство»;

- ликвидация в ходе  банкротства (т.е. банкротство  по решению суда);

- слияния и поглощения.

В настоящее время за рубежом  специалистами по финансовому менеджменту  разработана специальная «теория  финансовых затруднений и их последствий», которая обобщает имеющийся опыт, анализирует причины финансовых неудач и банкротств, а также дает общие рекомендации по эффективному выходу из трудных ситуаций.

При рассмотрении способов урегулирования финансовых трудностей компании ее менеджеры и кредиторы  решают, являются ли финансовые проблемы временными в условиях, когда компания финансово жизнеспособна, или же постоянными. В последнем случае ставится вопрос о целесообразности самого ее существования. Рассматривается  также вопрос о том, насколько  важной для общества является компания, чтобы позволить ей обанкротиться  и прекратить свое существование.

Нередко, когда речь идет о крупных и особо крупных  компаниях, представляющих страну на мировых  рынках (или о градообразующих  предприятиях), то их руководство в  таких случаях осуществляет слияние  компании с прямыми конкурентами, либо обращается за финансовой помощью  к государству. Уполномоченный государственный  орган (министерство, ведомство, правительство  страны) на основании проведенных  экспертиз финансового состояния  компании решает, в какой форме  оказать финансовую и организационную  поддержку.

Истории и хозяйственной  практике развитых стран ХХ в. Известны 2 формы такой поддержки:

- санация компании;

  Основными методами и способами санации являются: уменьшение акционерного капитала путем сокращения выпуска новых акций и их обмена на большее количество старых; снижение номинальной стоимости акций, в результате чего прибыль распределяется на меньший капитал, который в дальнейшем служит основой для получения новых кредитов; предоставление правительственных субсидий и новых банковских кредитов, льготных займов, льгот по налогообложению, пролонгирование погашения (отсрочка) платежей, ранее полученных ссуд; ликвидация санируемого предприятия и создание на его базе нового; слияние (поглощение) санируемого предприятия иной фирмой или компанией, др.

- национализация компании.

В целом, проблему урегулирования накопившейся задолженности хозяйствующих  субъектов иностранным кредиторам в России помогли бы решить следующие  мероприятия:

- глубже изучать хозяйственный  опыт стран с развитой рыночной  экономикой (опыт США, Италии, Франции)  в части урегулирования проблемы задолженности, процедуры банкротства и реструктуризации (санации) частных предприятий и организаций;

- разработать проект  федерального закона «О государственных  ограничениях на совершение кредитных  заимствований за рубежом для  стратегически важных для Российской  Федерации предприятий и организаций». Данный федеральный закон помог  бы избежать повторения подобных  прецедентов в будущем и исключил  бы случаи перекладывания бремени  расплаты по внешним долгам  с предприятий частного сектора  экономики на государство (государственный  бюджет);

- разработать проект  федерального закона «О санации  и национализации предприятий  и организаций частного сектора  экономики в случае накопления  ими значительной задолженности  иностранным кредиторам». Указанный  федеральный закон укрепил бы  финансовую дисциплину на частных  предприятиях и в коммерческих  банках, а также заставил бы  их развивать хозяйственную деятельность  в интересах всего общества;

- инициировать разработку  единой международной конвенции  по трансграничной несостоятельности  (банкротству). Это существенно упростило  бы порядок урегулирования задолженности  хозяйствующих субъектов иностранным  кредиторам (предприятиям, банкам, физическим  лицам), создало бы единую правовую  базу для отправления указанных  процедур.

Реализация предлагаемых выше мер в практике государственного регулирования экономики России внесла бы весомый вклад в дело укрепления национальной экономической  безопасности и повышение своей  конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема внешнего долга  – это глобальная проблема мирового хозяйства. Управление внешним долгом в последние годы оказалось в  центре отечественной экономической  дискуссии. Причиной этого явился стремительный  рост абсолютных и относительных  размеров внешнего долга, в основном, за счет роста долгов частного сектора.

Обслуживание Россией  внешнего задолженности представляется на сегодняшний день одной из наиболее острых проблем как с точки  зрения перспектив поддержания экономического роста в стране, так и укрепления позиций России в мировой экономической  системе, в том числе и в  финансовой. Опыт стран, крупных должников  убедительно показал, что проблемы внешнего долга оказывают непосредственное воздействие на инвестиции и экономический  рост. Таким образом, проблема урегулирования внешней задолженности носит  комплексный характер, поскольку  затрагивает практически все  аспекты экономической политики.

Информация о работе Проблема внешней задолженности России и пути ее решения