Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:52, контрольная работа
Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем. Однако ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
Причины образования внешнего долга России, динамика внешнего долга…………4
Структура внешнего долга, основные кредиторы России…………………………….6
Пути погашения российского внешнего долга…………………………………….…11
Заключение…………………………………………………………………………………..….16
Список литературы…………………………………………………………………………..…17
Приложения…………….……………………………………………………………………….18
Важной характеристикой
внешнего долга являются сведения о
его валютной структуре с выделением
задолженности в иностранной
и национальной валюте. Доля последней,
естественно, пока невелика, но рублевые
займы – это еще одно свидетельство
того, что российская валюта постепенно
начинает проникать в мировой
платежный оборот, в том числе
в систему международных
Рублевая задолженность в подавляющей части является результатом деятельности частного сектора, на долю которого приходится по состоянию на 01.07.2013 г. свыше 82 % указанной суммы. У банков – это, в первую очередь, рублевые текущие счета и депозиты, принадлежащие нерезидентам, у прочих должников – долговые ценные бумаги, приобретаемые иностранцами. Что касается органов государственного управления, то они к новым долгам сейчас прибегают в относительно небольших размерах, а старая задолженность (в основном бывшего СССР) выражена исключительно в иностранной валюте (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Внешний долг Российской Федерации в национальной и иностранной валюте (по состоянию на 01.07.2013 г.)
Долг (млрд. дол.) |
Удельный вес (%) | |||||
Иностранная валюта |
Рубли |
Весь долг |
Иностранная валюта |
Рубли |
Весь долг | |
Государственный долг |
43,0 |
31,8 |
74,8 |
6,1 |
4,5 |
10,6 |
Федеральные органы |
28,5 |
27,4 |
55,9 |
4,0 |
3,9 |
7,9 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
14,5 |
4,4 |
18,9 |
2,1 |
0,6 |
2,7 |
Долги частного сектора |
482,0 |
149,3 |
631,3 |
68,3 |
21,1 |
89,4 |
Банки |
173,4 |
38,5 |
211,9 |
24,6 |
5,5 |
30,0 |
Прочие секторы |
308,6 |
110,8 |
419,4 |
43,7 |
15,7 |
59,4 |
Весь внешний долг |
525,0 |
181,1 |
706,1 |
74,4 |
25,6 |
100,0 |
В своих заемных операциях российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа (см. Приложение В). В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства – члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации – МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет, их доля во внешнем долге по состоянию на октябрь 2013 г. – менее 1% (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 - Динамика внешнего долга Российской Федерации в разрезе основных кредиторов, млрд. дол. (на конец периода)
Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше ¾ всего внешнего долга России. Ссуды и займы – главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних.
Для анализа и контроля
состояния совокупного
В мире уже существует практика
определения унифицированных
Так, при создании системы показателей оценки критических значений совокупного внешнего долга страны во взаимной увязке, по мнению специалистов, могут быть рассмотрены такие показатели, как уровень динамики и темпов роста совокупного внешнего долга Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), объему международных (золотовалютных) резервов, объемам экспорта товаров и услуг (см. Приложение Г, Таблицу 3).
Таблица 3 - Применимые в сложившейся мировой практике пороговые значения показателей оценки критических значений совокупного внешнего долга страны, %
Показатель |
Пороговое значение |
Отношение внешнего долга к ВВП, % |
60 % |
Отношение внешнего долга к международным резервам, % |
100 % |
Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг, % |
220 % |
Как следует из данных приложения Г, несмотря на ускоренные темпы роста совокупного внешнего долга Российской Федерации, показатели его состояния были в основном безопасны с точки зрения принятых в мировой практике критических значений.
С 2001 г. по настоящее время отношения внешнего долга к ВВП в Российской Федерации гораздо меньше порогового значения, что является приемлемым для страны показателем (см. Рисунок 4).
Рисунок 4 - Отношение внешнего долга к ВВП, %
Отношения внешнего долга страны к международным резервам за период с 2001 г. по настоящее время заметно превышает пороговое значение, кроме показателя за 2007 год (внешний долг в 2007 г. составил 96,9 % международных резервов), т.е. данный показатель вызывает определенные опасения (см. Рисунок 5).
Рисунок 5 - Отношение внешнего
долга к международным
Отношения внешнего долга страны к экспорту товаров и услуг за весь рассматриваемый период гораздо меньше порогового значения, т.е. по этому показателю Российская Федерация находится на безопасном уровне (см. Рисунок 6).
Рисунок 6 - Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг, %
Таким образом, определение
системы соответствующих
Целесообразно также в
целях регулирования
Кроме того, в сложившейся ситуации хозяйствующим субъектам Российской Федерации необходимо изыскивать и другие пути снижения своего внешнего долга, внимательно изучая и применяя на практике известный передовой зарубежный хозяйственный опыт. В зарубежной практике существует несколько известных способов преодоления хозяйствующими субъектами финансовых трудностей своими силами.
К ним относятся:
- урегулирование обязательств
перед кредиторами без
- неформальная ликвидация;
- реорганизация в случае банкротства;
- предварительное банкротство или «предбанкротство»;
- ликвидация в ходе банкротства (т.е. банкротство по решению суда);
- слияния и поглощения.
В настоящее время за рубежом
специалистами по финансовому менеджменту
разработана специальная «
При рассмотрении способов урегулирования финансовых трудностей компании ее менеджеры и кредиторы решают, являются ли финансовые проблемы временными в условиях, когда компания финансово жизнеспособна, или же постоянными. В последнем случае ставится вопрос о целесообразности самого ее существования. Рассматривается также вопрос о том, насколько важной для общества является компания, чтобы позволить ей обанкротиться и прекратить свое существование.
Нередко, когда речь идет
о крупных и особо крупных
компаниях, представляющих страну на мировых
рынках (или о градообразующих
предприятиях), то их руководство в
таких случаях осуществляет слияние
компании с прямыми конкурентами,
либо обращается за финансовой помощью
к государству. Уполномоченный государственный
орган (министерство, ведомство, правительство
страны) на основании проведенных
экспертиз финансового
Истории и хозяйственной практике развитых стран ХХ в. Известны 2 формы такой поддержки:
- санация компании;
Основными методами и способами санации являются: уменьшение акционерного капитала путем сокращения выпуска новых акций и их обмена на большее количество старых; снижение номинальной стоимости акций, в результате чего прибыль распределяется на меньший капитал, который в дальнейшем служит основой для получения новых кредитов; предоставление правительственных субсидий и новых банковских кредитов, льготных займов, льгот по налогообложению, пролонгирование погашения (отсрочка) платежей, ранее полученных ссуд; ликвидация санируемого предприятия и создание на его базе нового; слияние (поглощение) санируемого предприятия иной фирмой или компанией, др.
- национализация компании.
В целом, проблему урегулирования
накопившейся задолженности хозяйствующих
субъектов иностранным
- глубже изучать хозяйственный
опыт стран с развитой
- разработать проект
федерального закона «О
- разработать проект
федерального закона «О
- инициировать разработку
единой международной
Реализация предлагаемых выше мер в практике государственного регулирования экономики России внесла бы весомый вклад в дело укрепления национальной экономической безопасности и повышение своей конкурентоспособности.
Заключение
Проблема внешнего долга – это глобальная проблема мирового хозяйства. Управление внешним долгом в последние годы оказалось в центре отечественной экономической дискуссии. Причиной этого явился стремительный рост абсолютных и относительных размеров внешнего долга, в основном, за счет роста долгов частного сектора.
Обслуживание Россией
внешнего задолженности представляется
на сегодняшний день одной из наиболее
острых проблем как с точки
зрения перспектив поддержания экономического
роста в стране, так и укрепления
позиций России в мировой экономической
системе, в том числе и в
финансовой. Опыт стран, крупных должников
убедительно показал, что проблемы
внешнего долга оказывают
Информация о работе Проблема внешней задолженности России и пути ее решения