Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Цель работы – выявить природу возникновения задолженности, а также проанализировать современное состояние внутреннего и внешнего долга на примере Российской Федерации, выявить их значение для экономики страны, определить основные пути решения проблемных аспектов, связанных с задолженностью.
Введение 3
Глава 1. Определение и значение задолженности 5
1.1. Природа и сущность задолженности 5
1.2. Проблема международной задолженности 6
Глава 2. Анализ современного состояния задолженности на примере ………...Российской Федерации 8
2.1. Анализ внутреннего долга РФ 8
2.2. Анализ внешнего долга РФ 12
Глава 3. Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга ………...России 18
3.1 Пути решения проблем внутреннего долга и совершенствования в …..управлении им 18
3.2 Пути решения проблем внешнего долга и совершенствования в …..управлении им 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение 1 27
Увеличение внутреннего долга можно связать со стерилизацией денежной массы в государственных облигациях. По мнению аналитиков, следствием увеличения внутреннего госдолга может быть и то, что с ростом предложения государственных бумаг будут расти ставки в целом на рынке облигаций. В результате, можно добиться снижения инвестиционной активности и охладить экономику.
Рассмотрим основные существующие проблемы внутреннего государственного долга в России:
1) Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.
2) На государственный внутренний долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
3) Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
4) Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики РФ в области управления внутренним государственным долгом.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на начало 2012 года составил 545,1 млрд. долларов США.7
Рассмотрим динамику государственного внешнего долга России от 1 января 2000 года до 1 января 2012 года (рис. 1.4.).8
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84%ВВП) – самый высокий показатель состояния внешнего долга на рис. 4. А в последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации: по состоянию на 1 января 2012 года он снизился до 34,8 млрд. долларов.
Для федерального уровня государства
Бюджетным кодексом РФ устанавливается,
что предельный объем государственных
внешних заимствований
Размер государственного
долга в абсолютном выражении
не дает полного представления о
состоянии экономики и
Рассмотрим структуру государственного внешнего долга России по состоянию на 1 апреля 2012 года. (табл. 1.)9
Из таблицы 1 следует, что
задолженность перед
Обязательства РФ по еврооблигационным займам на 1 апреля составили 28,54 млрд. долларов (на начало года – 29,18 млрд), по облигациям внутреннего государственного валютного займам (ОВГВЗ) – 0,02 миллиарда долларов (неизменно с 1 января). Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте на 1 апреля 2012 года составило 1,01 миллиарда долларов, (1 млрд на начало года), сообщает Минфин.
Мы видим, что сегодня в России самой большой задолженностью в структуре внешнего государственного долга является задолженность по еврооблигационным займам, а наименьшими – коммерческая задолженность бывшего СССР и предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте. На рис.1.6 представлена структура внешнего долга (%) на 1 апреля 2012 года.
По данным мирового банка общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2012 года составляет 538,9 млрд. долларов, по сравнению с данными на 1 января 2011 года – 488,9 млрд. долларов, он увеличился на 40 млрд. долларов.
Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. Планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов.
Рассмотрим основные существующие проблемы внешнего долга в России.
1) Сейчас акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга.
2) Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание на структуру заимствований по срочности и на проблему неурегулированности вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности.
3) Также трудности возникают и при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.
4) Имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.
5) Финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с внешним государственным долгом, имеющиеся кадры нуждаются в необходимом инструментарии и современной технике.
Проанализировав современное состояние внешнего и внутреннего долга России во второй главе работы, можно сказать, что внутренний долг страны растет с каждым годом, причем довольно быстрыми темпами, а внешний долг России заметно снижается, в связи с тем, что он погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. Но на сегодняшний день размер внутреннего долга составляет 1,51% от ВВП и, следовательно, он не создает значительной нагрузки на экономику и бюджет. Более того, темпы роста внутреннего долга вполне сопоставимы с темпами роста ВВП. Из этого следует вывод, что планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов.
Здесь было отмечено, что
в современной России существует
много экономических проблем
и угроз, связанных с внешним
и внутренним долгом, анализ которых
позволяет сделать вывод о
необходимости радикального изменения
подходов к обеспечению экономической
безопасности страны. Нарастание экономических
угроз во многом связано с просчетами
в выборе стратегии и тактики
российских реформ. Таким образом, становится
очевидной необходимость
Из анализа современного состояния внешнего и внутреннего долга России можно сказать, что действующая система управления внешним и внутренним долгом требует совершенствования, поэтому необходимо наметить и рассмотреть пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России.
Государственный внутренний долг – очень важный показатель, его параметры тесно связаны с макроэкономическими характеристиками и управление государственным внутренним долгом оказывает на них непосредственное влияние. Поэтому необходимо уделять больше внимания долговой политике управления государственным внутренним долгом.
В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внутренним долгом можно:
- продолжать брать пример с зарубежных стран в преобладании внутреннего долга над внешним, т. е. увеличивать долю внутреннего долга, снижая при этом затраты по обслуживанию;
- расширять перечень инструментов, посредством которых, будут привлекаться финансовые ресурсы на внутреннем рынке;
- необходимо определиться с классификаций сроков обращения государственных ценных бумаг на финансовом рынке;
- необходимо обеспечивать стабильное обслуживание внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- гибко реагировать на изменяющиеся условия внутреннего финансового рынка и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований;
- необходимо вводить инновации для привлечения инвесторов на рынок государственных ценных бумаг;
- совершенствовать учет и мониторинг государственного внутреннего долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени;10
- необходимо пересмотреть систему налогообложения. Изменение системы налогообложения в соответствии с потребностями того или иного класса инвесторов является сильнейшей мерой стимулирования, направленной на привлечение определенной группы инвесторов на рынок государственных ценных бумаг. Наиболее интересной, с точки зрения стимулирования инвестиционной деятельности, представляемая американская система налогообложения. (Американская система налогообложения стимулирует приобретение ценных бумаг населением. Во многих штатах ценные бумаги выведены из под обложения налогом на имущество. Проценты по ценным бумагам, эмитенты которых оговорены в налоговом законодательстве, также не предусматривают уплаты подоходного налога. Кроме того, налогоплательщик может исключить 50% дохода, полученного от реализации находящегося в его распоряжении ценных бумаг, из своего валового дохода в том случае, если указанные ценные бумаги находились в его собственности 6 и более месяцев. Подобные налоговые льготы стимулируют приобретение ценных бумаг населением на длительный срок. Благодаря этим мерам государственные и муниципальные заемщики могут получать дополнительные инвестиционные ресурсы.)
В области налогообложения можно использовать опыт США, но надо отметить, что применение опыта США в условиях России в настоящее время возможно в крайне ограниченных масштабах. Но, в то же время, разумность и адресность мер налогового регулирования государственных ценных бумаг может служить идеальным примером для выстраивания аналогичных систем в Российских условиях.
Реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблемы внутреннего долга России, повысит эффективность управления им на ближайшую и отдаленную перспективу.
Информация о работе Проблема задолженности как фактор неустойчивости современной экономики