Проблемы циклов и кризисов в отечественной экономике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 19:46, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы проанализировать сущность экономических циклов и их роли в экономическом развитии, как в теоретическом, так и практическом аспекте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - исследовать работы экономистов по данному вопросу; - раскрыть сущность экономического цикла; - рассмотреть основные фазы цикла; - изучить основные подходы к классификации циклов;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………… 1. Цикличность развития экономических систем…………………………. 1.1 Общее представление о цикличности. Экономические циклы…….. 1.2 Экономические теории причин цикличности ………………………. 1.3 Основные фазы и виды экономических циклов…………………….. 2 Проблемы циклов и кризисов в отечественной экономике ………….. 2.1 Воздействие экономических циклов в Российской практике………… 2.2 Антикризисные меры в сфере укрепления российской экономики… 2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………. Заключение ………………………………………………………………… Список используемых источников..……………
Таким образом, развитие экономики
централизованного планирования, внешне
весьма динамичной, состояло из череды
волн нарушения равновесия. Централизованные
механизмы восстановления равновесия
были эффективны до определенного момента,
до определенного барьера.
Следовательно, факторы экономического
цикла действовали в советской экономике,
но в скрытой форме. Об этом красноречиво
свидетельствует практика капиталовложений.
В силу своей материальной природы (натуральной
формы) капиталовложения с трудом поддаются
регулированию, в том числе директивному.
Дело в том, что экономическая отдача от
капиталовложений происходит с задержкой
в несколько лет — так называемым инвестиционным
лагом. Поэтому заранее исключается реакция
капиталовложений на регулирующие импульсы.
Кроме того, инвестиционная деятельность
(особенно крупные капиталовложения) представляет
собой однократные, не повторяющиеся акции,
которые нельзя отрегулировать. Но главное
состоит в том, что капиталовложения -
это многочисленные кумулятивные процессы
(инвестиционный мультипликатор) и соответственно
область нарастания развития (акселератор).
Материальная природа капиталовложений
помогает скрывать внутренние противоречия
хозяйства, усиливая их остроту в дальнейшем.[17]
Однако натуральная форма капиталовложений
не сама по себе создает условия для циклических
колебаний. Важен мотив инвестиционной
деятельности (в рыночной экономике —
это прибыль). В экономике централизованного
планирования — это интерес государства
и предприятий. «Центр» заинтересован
в росте капиталовложений, чтобы создать
фундамент для материального благосостояния
на более поздний период и обеспечить
национальную безопасность. Предприятия
поддерживают и усиливают размах капиталовложений,
так как им легче в этих условиях выполнять
план и противостоять последствиям дефицита.
За счет расширения основных фондов предприятия
легко приобретают общественный вес в
стране, а все свои проблемы решают не
за счет рациональной организации производства
и стимулирования труда, а за счет расширения
капиталовложений. Важно отметить также,
что капиталовложения не создают для предприятия
никакого риска, ибо положение, что продукция,
созданная за счет капиталовложений, позднее
могла не стать стоимостью, не имело под
собой реальности. Не случайно широкое
распространение получило выражение «освоение
капиталовложений».
Следовательно, и государством,
и предприятиями создавались условия
для перенапряжения планов по капиталовложениям,
что вызывало постоянную опасность избыточных
инвестиций.[18]
Таким образом, в условиях государственной
монополии и отсутствия «нормального»
рынка (когда нет реальных собственников
на капитал, нет конкуренции и реальных
цен) капиталовложения ради капиталовложений
создавали иллюзию экономического роста
и увеличения национального дохода. На
самом же деле происходил спад в самой
существенной части национального дохода
— в производстве фонда потребления. В
условиях фондированного распределения
ресурсов предприятия перекачивали в
затраты максимально возможную часть
фонда потребления. В результате потребление
все больше выступало в иррациональной
форме разбазаривания всевозможных фондов.
И чем больше экономика производила, чем
выше были темпы капиталовложений, тем
беднее становилось население.
Эпизодическое «взбадривание»
экономического роста в этих условиях
происходило за счет временных реформ,
направленных на расширение самостоятельности
предприятий (1965 г.), инновационных процессов,
диктуемых научно-техническим прогрессом,
а также за счет увеличения объема внешнеторговых
операций.
Таким образом, в экономике
России не было «правильных» циклов, за
исключением большого цикла экономического
развития 1929—1932 — 1981—1985 гг. Циклические
колебания в отечественной экономике
имели в основном внеэкономические причины.
Например, кризис сбыта в промышленности
1923—1924 гг. как результат произвольного
изменения цен; хлебный кризис 1927—1928 гг.
как следствие насильственной ломки традиционного
уклада аграрно-индустриальных отношений;
голод 1932 г.;
глубокий военный кризис 1941—1942
гг.; спад 1952—1953 гг., осложненный сменой
политического руководства; общий кризис
народного хозяйства 1963 г. как результат
административно-политических просчетов
в управлении экономикой; спад и депрессия
1972 г. как следствие нарастания кризиса
административно-политической системы;
спад конца 80-х и начала 90-х годов как результат
полного разложения государственно-натурального
уклада хозяйствования. С начала 90-х годов
отечественная экономика переживает стагфляцию
(сочетание инфляции и спада производства).
В состоянии спада находятся важнейшие
макроэкономические параметры — капиталовложения,
промышленное производство, внешняя торговля.[19]
Современная российская экономика
находится в стадии становления рыночных
отношений. Пока еще нет полных оснований
назвать движение отечественной экономики
циклическим, хотя налицо и спады производства,
и инфляция, и кризис инвестиций. Характер
всех этих процессов отражает в большей
степени последствия развала административно-командной
системы, нежели механизм рыночной экономики,
который находится только в стадии формирования.
Для становления циклической
формы движения в отечественной экономике
необходимы существенные инвестиционные
вливания в производство, которые в условиях
научно-технического прогресса и стихийного
рыночного механизма функционирования
экономики приобретут колебательные движения.
Экономический цикл станет механизмом
саморегулирования, а кризисы будут выполнять
роль качественного структурного фактора
обновления основного капитала.
Проблема роста и развития российской
экономики. Становление циклической формы
движения отечественной экономики связано
с проблемой экономического роста. Тип
экономического роста зависит от того,
на какие рынки, на какой спрос ориентирована
экономика. Для России существуют два
варианта экономического роста. Первый
связан с ориентацией на внешний рынок
сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый,
надежный и доступный для нашей промышленности.
В этом случае внутренние инвестиции будут
направляться на добычу сырья и в непроизводственную
сферу, а основные производственные инвестиции
— за границу. При этом спрос будет формироваться
развитыми странами, которые хотят покупать
сырье подешевле. За границей будут формироваться
и факторы производства — труд и капитал.
Наиболее заинтересованными в таком типе
роста будут отрасли топливно-энергетического
комплекса и добывающей промышленности.
Второй вариант связан с оживлением
внутреннего рынка. Однако это потребует
реорганизации производства, роста эффективности
на отдельных предприятиях. Через межотраслевые
связи процесс технологического роста
будет воспроизводиться.
Помочь инвестиционной деятельности
предприятий должно государство путем
освобождения их от части налогов или
предоставления им отсрочки в выплате
налогов. Рост на технической основе выгоден
отраслям потребительского и инвестиционного
спроса. Сегодня для России наиболее реальна
смешанная модель экономического роста.[20]
Для развития отечественной
экономики необходима ее ориентация на
повышение эффективности капитала через
активное внедрение нововведений. Этого
можно достичь только в рамках новой экономики,
основанной на инвестиционном развитии,
реализации долгосрочных стратегических
планов государства.
2.2 Антикризисные
меры в сфере укрепления российской экономики
Согласно плану Правительства РФ, в 2015 - 2016
годах будут реализованы, в частности,
меры, направленные на активизацию структурных
изменений в российской экономике, стабилизацию
работы системообразующих организаций
в ключевых отраслях, достижение положительных
темпов роста и макроэкономической стабильности
в среднесрочной перспективе.[21]
Приведем ряд наиболее значимых
правовых мер среди инициатив Правительства.
Меры в сфере укрепления финансовой стабильности.
Антикризисные меры направлены, прежде
всего, на стабилизацию банковской системы
путем предоставления дополнительных
средств в целях докапитализации банков.
Ряд мер предполагают поддержку предприятий,
ведущих деятельность в реальном секторе
экономики, осуществляющих инвестиционные
проекты, ориентированных на осуществление
импортозамещения, а также предприятий,
представляющих российскую авиационную
промышленность. Пакет антикризисных
мер в банковской и финансовой сфере предполагает
внесение поправок в Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов" для целей корректировки
соответствующих статей расходов федерального
бюджета.
Поддержка системообразующих
предприятий. Антикризисный план предполагает
"обеспечение предоставления государственных
гарантий Российской Федерации по кредитам
системообразующим организациям в течение
не более 15 дней со дня принятия решения
Правительственной комиссией по экономическому
развитию и интеграции и ее рабочими группами".
Данная мера направлена на обеспечение
доступности кредитов и предотвращение
банкротств системообразующих организаций
реального сектора экономики.[21]
Создание условий для использования
ключевой ставки ЦБ.
Антикризисный план предполагает
«создание условий для использования
при реализации отдельных мероприятий
ключевой ставки Банка России в качестве
базового индикатора при расчете параметров
субсидирования процентной ставки по
кредитам и осуществлении иных мер экономической
политики».
Данный пункт предполагает принятие Правительством
РФ постановлений, устанавливающих порядок
предоставления субсидий на возмещение
части затрат на уплату процентов по кредитам.
С учетом изменения методики
расчета рассматриваемых субсидий представляется
возможным внесение изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов" в части определения размера
расходов федерального бюджета.[22]
На данный момент субсидии на
возмещение части процентной ставки по
кредитам рассчитываются на основании
ставки рефинансирования (учетной ставки
ЦБ РФ), равной 8,25% / соответственно, использование
ключевой ставки Банка России в размере
15% (установлена решением Совета директоров
Банка России от 30.01.2015) позволит повысить
размер предоставляемых субсидий, что
"обеспечит соответствие системы государственной
поддержки состоянию кредитного рынка".
Финансирование производственной
деятельности. Антикризисный план предполагает
"формирование механизма предоставления
из федерального бюджета предприятиям
промышленности (в том числе организациям
оборонно-промышленного комплекса - головным
исполнителям государственного оборонного
заказа и ключевым предприятиям кооперации),
реализующим проекты импортозамещения,
в том числе в рамках соответствующих
программ, субсидий на компенсацию части
затрат на уплату процентов по кредитам,
привлеченным в российских кредитных
организациях на пополнение оборотных
средств и (или) финансирование текущей
производственной деятельности".
Финансирование сельского хозяйства.
Антикризисный план предполагает "корректировку
механизма предоставления из федерального
бюджета субсидий на компенсацию части
затрат на уплату процентов по кредитам,
привлеченным в российских кредитных
организациях на пополнение оборотных
средств и (или) на финансирование текущей
производственной деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей".
Поддержка авиационной отрасли.
Антикризисный план предполагает "целевое
возвратное фондирование для финансирования
поставки гражданских воздушных судов
российского производства российским
авиакомпаниям и рефинансирования текущих
обязательств предприятий гражданской
авиационной промышленности по кредитным
договорам".
Далее антикризисный план предполагает
"субсидирование части затрат на уплату
процентных ставок по кредитам, полученным
в российских банках и государственной
корпорации "Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)" по сделкам
приобретения лизинговыми компаниями
воздушных судов в 2008 - 2015 годах".[23]
Кроме того, антикризисный план предполагает
"увеличение субсидирования организаций
транспорта, осуществляющих региональные
воздушные перевозки пассажиров на территории
Российской Федерации, и формирование
региональной маршрутной сети Российской
Федерации в целях сохранения полетов
по безальтернативным маршрутам в населенные
пункты, где авиационный транспорт является
единственным круглогодичным видом транспорта".
В сфере государственных закупок
предлагается снизить финансовую нагрузку
на участников закупок и обслуживающие
их банки путем ряда мер: от корректировки
цены продукции и списания сумм штрафов
и пеней до существенного авансирования
поставок товаров (до 80%, а в ряде случаев
до 100% суммы договора). Меры уже существующего
долгосрочного планирования государственных
закупок предлагается дополнить механизмом
заключения долгосрочного контракта на
поставку вновь создаваемой отечественной
продукции.
Снижение финансовой нагрузки
на участников закупок, авансирование.
Пункт девять антикризисного плана
направлен на "обеспечение в 2015 году
исполнения государственных контрактов,
снижения финансовой нагрузки на участников
закупок, а также снижения нагрузки на
банковскую систему".
Правительство определит "порядок
и условия реструктуризации задолженности
коммерческих банков, возникшей в связи
с предъявлением требований к исполнению
банковских гарантий, предоставленных
в качестве обеспечения исполнения государственных
контрактов".
Правительство определит "дополнительные
случаи, при которых государственный заказчик
вправе, но не обязан устанавливать требование
об обеспечении исполнения государственного
контракта".
Антикризисный план предполагает
"обеспечение права установления получателями
средств федерального бюджета авансовых
платежей по отдельным договорам (государственным
контрактам) о поставке товаров, выполнении
работ и оказании услуг до 80 процентов
суммы договора (до 100 процентов суммы
договора в рамках государственного оборонного
заказа), но не более 80 процентов лимитов
бюджетных обязательств, доведенных на
соответствующий финансовый год по соответствующему
коду бюджетной классификации (при условии
создания системы контроля за исполнением
государственных контрактов)".[24]
Основная цель заключается
в обеспечении стабильного финансирования
организаций, участвующих в реализации
государственных контрактов, за счет увеличения
авансирования по таким контрактам до
80%, а в случаях оборонного заказа - до 100%
суммы договора. Реализация этой меры
предполагается через постановления Правительства
и акты федеральных органов исполнительной
власти. При этом пока не установлено,
будут ли решения приниматься по группам
поставщиков (например, через определение
критериев для поставщика) либо это будут
индивидуальные решения применительно
к отдельным поставкам.
Правительство в качестве меры
либерализации антимонопольного надзора
предлагает снизить контроль за деятельностью
компаний с небольшой рыночной долей.
Этот вектор уже частично нашел свое отражение
в проходящем второе чтение пакете поправок
в Федеральный закон "О защите конкуренции"
(т.н. четвертый антимонопольный пакет, законопроект N 602468-6). Одновременно Правительством
предусматривается усиление ценового
регулирования при обращении лекарственных
средств и медицинских изделий, в том числе
с введением регистрации предельных цен
на отдельные виды медицинских изделий.