Первоочередные меры в отношении
налогообложения направлены, главным
образом, на поддержку малого предпринимательства
и предусматривают, в частности, следующее:
расширение перечня видов деятельности,
в отношении которых возможно применение
патентной системы налогообложения, уменьшение
налогового бремени налогоплательщиков,
применяющих УСН и ЕНВД, введение двухлетних
"налоговых каникул" впервые зарегистрированным
индивидуальным предпринимателям, занятым
в сфере оказания производственных и бытовых
услуг. Также на 2015 - 2016 годы предполагается
установление льготной 10% ставки по НДС
в целях оказания дополнительной государственной
поддержки осуществления внутренних воздушных
перевозок и пригородного железнодорожного
сообщения.[25]
Антикризисный план предполагает
"оказание дополнительной государственной
поддержки осуществления внутренних воздушных
перевозок и пригородного железнодорожного
сообщения, включая установление на 2015
- 2016 годы льготной ставки налога на добавленную
стоимость в размере 10 процентов".
Данная мера потребует внесения
изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ с целью стабилизации финансового
состояния авиакомпаний и компаний, осуществляющих
пригородные перевозки железнодорожным
транспортом.
Антикризисный план предусматривает
"стимулирование обновления парка транспортных
средств в 2015 году (утилизация)".Согласно
данному пункту планируется принятие постановления
Правительства, регулирующего такие аспекты
как субсидирование процентных ставок
по кредитам для российских компаний,
приобретающих транспортные средства
(например, воздушные суда) по программе
лизинга или регулирующие утилизационный
сбор в отношении отдельных видов транспортных
средств.
Предлагается поддержка экспорта
промышленной продукции за счет упрощения
процедур предоставления государственных
гарантий и субсидирования процентных
ставок ЗАО "Росэксимбанк" по кредитам,
поддерживающим экспорт высокотехнологической
продукции.
Осуществлять поддержку экспорта
из РФ несырьевых и высокотехнологичных
товаров планируется путем "упрощения
условий и процедур предоставления государственных
гарантий Российской Федерации в иностранной
валюте для оказания государственной
поддержки экспорта промышленной продукции"
и "расширения действия государственных
гарантий Российской Федерации по обязательствам
нефинансового характера (исполнение
экспортного контракта)".
Ожидаемый результат от осуществления
данной меры заключается в увеличении
объема экспорта товаров и услуг с использованием
государственных гарантий.
2.3 Государственная
поддержка малого и среднего
предпринимательства в России
В условиях экономического
кризиса и санкций, направленных в сторону
России, малый и средний бизнес оказался
в жестких рамках для собственного развития.
Меры поддержки для данной сферы оказались
настолько важны с точки зрения Правительства,
что их отнесли к первоочередным запланированным
мероприятиям по созданию устойчивого
и стабильного развития экономики на текущий
год. Февраль - август 2015 года - именно на
это время распространяются принятые
и законодательно закрепленные антикризисные
меры в области малого бизнеса в России.
Содействие подобного рода планируется
проводить за счет уменьшения финансовых
и административных издержек. Отныне для
того, чтобы предприятие относилось к
малому или среднему бизнесу, показатели
его выручки должны быть увеличены. Этот
коэффициент вырос в два раза. [25]
К списку мер для поддержки
указанной сферы относится расширение
финансовой поддержки для всех, кто в небольших
объемах занимается предпринимательством
(различные гранты на потенциально развивающиеся
и важные для общества проекты, особенно
в научно- технической области). Планируется
уменьшить в некоторой степени антимонопольный
контроль. Предлагается установить защиту
для небольших предприятий в области ограничений
применения доминирующей позиции. Уменьшится
число незапланированных проверок антимонопольными
органами. Достигаться это будет путем
уменьшения оснований для проведения
контроля соответствующими инстанциями
без согласования с прокуратурой. Регионы
по своему усмотрению смогут уменьшить
процент налогообложения с 6% до 1% для лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.
За антикризисные меры в сфере малого
бизнеса ответственны Министерство финансов
и Министерство экономического развития
России.[26]
Антикризисные меры поддержки
малого и среднего предпринимательства
утверждены в рамках правительственного
документа (Плана первоочередных мероприятий
по обеспечению устойчивого развития
экономики и социальной стабильности
в 2015 году), размещенного на сайте кабинета
министров. В части касающейся малого
бизнеса план нацелен на содействие развитию
малого и среднего предпринимательства
и срок действия мероприятий – февраль-август
2015 года.
В перечень первоочередных
мер по поддержке малого и среднего предпринимательства
вошли такие мероприятия, как содействие
развитию малого и среднего предпринимательства
за счет снижения финансовых и административных
издержек.
Пакетом мер предусмотрено
увеличение в 2 раза предельных значений
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов
к категории субъектов малого или среднего
предпринимательства: для микропредприятий
- с 60 до 120 млн. рублей; для малых предприятий
- с 400 до 800 млн. рублей; для средних предприятий
- с 1 до 2 млрд. рублей.[26]
Расширен перечень мер поддержки
малых инновационных предприятий (предлагаются
гранты на финансовое обеспечение инновационных
проектов, имеющих перспективу коммерциализации;
расширен масштаб реализации программ
поддержки малых инновационных предприятий
по линии Фонда содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической
сфере).
Запланировано снижение избыточного
антимонопольного контроля. К примеру,
предлагается установить иммунитеты для
предпринимателей, не обладающих значительной
рыночной силой, в части запретов на злоупотребление
доминирующим положением, заключения
несущественных антиконкурентных соглашений.
Также предусмотрено сокращение количества
оснований, по которым антимонопольный
орган вправе осуществлять внеплановые
проверки соблюдения требований антимонопольного
законодательства в отношении субъектов
малого предпринимательства без согласования
с прокуратурой.
Регионам предоставлено право
на снижение ставок налога для налогоплательщиков,
применяющих УСН с объектом налогообложения
«доходы», с 6 процентов до 1 процента.
Самозанятые граждане смогут
уплачивать налог на патент и страховые
взносы одновременно, в режиме «одного
окна». Также предполагается введение
особого порядка уплаты налогов в рамках
«патента для самозанятых граждан».
Перечень первоочередных мер
в рамках поддержки малого и среднего
бизнеса приведен в Приложение 2.
Заключение
Развитие экономики осуществляется
не прямолинейно по пути подъема, а волнообразно.
Это находит свое выражение в определенной
закономерности чередования периодов
подъема производства с периодами резкого
спада (рецессии) экономики, а затем периодами
вялой экономической конъюнктуры, оживления
и подъема. Такие чередования периодов
развития экономики называются экономическим
циклом.
Любое государство живет по
законам циклического развития, при котором
соответствующие фазы попеременно сменяют
друг друга. И хотя теория цикличности
развития государства впервые была обоснована
древнегреческим историком Полибием еще
во II в. до нашей эры, тем не менее, ряд вопросов
до сих пор остается нерешенным. Один из
них - механизмы синхронизации циклов
развития государства, экономики, общества,
права. Например, активная фаза экономического
развития может совпасть с затуханием
цикла государственного развития, как
это было в начале 90-х гг. XX в. В XXI в. происходит
обратное: цикл государственного развития
к настоящему времени набрал высокий темп,
который заметно опережает цикл экономического
развития.
Добиться синхронизации указанных
циклов сложно, поскольку развитие государства
и права - процесс управляемый, в отличие,
например, от экономического развития,
формируемого в основном стихией рыночных
отношений. Это необходимо иметь в виду
при решении задач корректировки направлений
экономического развития, моделировании
новых экономических отношений, совершенствовании
механизмов управления, предупреждении
кризисных ситуаций. Современная российская
экономика находится в стадии становления
рыночных отношений. Пока еще нет полных
оснований назвать движение отечественной
экономики циклическим, хотя налицо и
спады производства, и инфляция, и кризис
инвестиций. Характер всех этих процессов
отражает в большей степени последствия
развала административно-командной системы,
нежели механизм рыночной экономики, который
находится только в стадии формирования.
Экономические циклы - колебания
экономической активности (экономической
конъюнктуры), состоящие в повторяющемся
сжатии (экономическом спаде, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономическом
подъёме). Циклы носят периодический, но,
обычно нерегулярный характер. Обычно
(в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются
как колебания вокруг долгосрочного тренда
развития экономики.
Обычно выделяют четыре основных
вида экономических циклов:
-краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);
-среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);
-ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);
-длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).
В циклах деловой активности
выделяются четыре относительно чётко
различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая
точка») и подъём; но в наибольшей степени
эти фазы характерны для циклов Жюгляра.
Для становления циклической
формы движения в отечественной экономике
необходимы существенные инвестиционные
вливания в производство, которые в условиях
научно-технического прогресса и стихийного
рыночного механизма функционирования
экономики приобретут колебательные движения.
Экономический цикл станет механизмом
саморегулирования, а кризисы будут выполнять
роль качественного структурного фактора
обновления основного капитала.
Становление циклической формы
движения отечественной экономики связано
с проблемой экономического роста. Тип
экономического роста зависит от того,
на какие рынки, на какой спрос ориентирована
экономика. Для России существуют два
варианта экономического роста. Первый
связан с ориентацией на внешний рынок
сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый,
надежный и доступный для нашей промышленности.
В этом случае внутренние инвестиции будут
направляться на добычу сырья и в непроизводственную
сферу, а основные производственные инвестиции
- за границу. При этом спрос будет формироваться
развитыми странами, которые хотят покупать
сырье подешевле. За границей будут формироваться
и факторы производства - труд и капитал.
Второй вариант связан с оживлением внутреннего
рынка. Однако это потребует реорганизации
производства, роста эффективности на
отдельных предприятиях. Через межотраслевые
связи процесс технологического роста
будет воспроизводиться.
Помочь инвестиционной деятельности
предприятий должно государство путем
освобождения их от части налогов или
предоставления им отсрочки в выплате
налогов. Рост на технической основе выгоден
отраслям потребительского и инвестиционного
спроса. Сегодня для России наиболее реальна
смешанная модель экономического роста.
Для развития отечественной экономики
необходима ее ориентация на повышение
эффективности капитала через активное
внедрение нововведений. Этого можно достичь
только в рамках новой экономики, основанной
на инвестиционном развитии, реализации
долгосрочных стратегических планов государства.
Говоря о России, следует сказать,
что меры антикризисного регулирования
должны рассматриваться в контексте более
широкой программы предотвращения экономического
спада, чем той, ориентированной в основном,
на спасение банковской системы, которая
имеет место сегодня. Необходимо перейти
от политики наращивания государственных
расходов и бюджетного дефицита к политике
поддержки предпринимательской активности
и внутреннего спроса за счет снижения
налогов, бюджетных расходов на госаппарат,
спецслужбы и излишнюю помощь госпредприятиям,
широко внедрять, а не обещать внедрение,
инновационных методов хозяйствования,
обновлять производственную инфраструктуру.
Только в таком случае при выходе из кризиса
у России есть шанс занять достойное место
на международной арене.
Список используемых
источников
1. Экономическая теория: Учебник.-
Изд. испр, и доп. / Под об. Ред.академика
В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой,
Л.С. Тарасевича.-М,: ИНФРА-М,2015 ( Высшее
образование)
2. Носова С.С. «Микроэкономика.
Макроэкономика» издательство: «Кнорус»
2013г,. 472с.
3. Макроэкономика: учебник
/ Ред. Д. Ю. Миропольский, Т. Г. Бродская. – СПб. : Питер Пресс. 2014. – 368 с.
4. Рудакова И.Е. «Макроэкономическая
теория: проблемы, версии, полемика» М:.«Буквоед»
2014г.204 с.
5.Рудый К.В «Циклы в современной экономике»
/Учебное пособие. ЮНИТИ 2014 г. 189с.
6. Крепкий Л.М. Регулирование экономических
циклов. М:.Экономика.2014г.127с.
7. Мендельсон Л.А. Теория и история экономических
кризисов и циклов. М:. Экономист.2014г. 254
с.
8 Бобурин Л.В.Инновационные циклы в российской
экономике. М:. Омега.2014г.
9. Митус Л.И. Роль российских и американских
длинных экономических циклов в аналогичных
мировых циклах// Экономический анализ:
теория и практика, 2012, N 11. С.5.
10. Шевчук Д.Р. Экономический
рост и экономический цикл. //Финансовая
газета. Региональный выпуск, 2013, N 12
11. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного
технико-экономического развития. М.: ВлаДар,
2013.С.45.
12., Хабаров В.И. Финансы и кредит:
учеб. пособие. М.: Московская финансово-промышленная
академия, 2011. 512 с.
13. Козырев В.М. Основы современной
экономики: учебник. М.: Финансы и статистика,
2014. 544с.
14. Хаберлер Г.Л. Процветание
и депрессия.Теоретический анализ циклических
колебаний. М.: Институт экономических
стратегий, 2014г.45с.
15. Яковец Ю.В. Предвидение будущего:
парадигма цикличности. Москва, Экзамен.
2012г. С.25.
16.Кучуков Р.А. Теория и практика.
Государственное регулирование экономических
и социальных процессов. М:,Высшая школа.2015г.
17. Бобурин Л.В. Инновационные
циклы в Росийской экономике. М.: Экономика.
2014г.С.89.
18. Пантин В.И. Мировые циклы
и перспективы России в первой половине
XXI века: основные вызовы и возможные ответы.
М:.Омега.2015г. 267 с.