Проблемы денежно-финансовой политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Реальная макроэкономическая ситуация может вносить определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики.

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретико-правовые основы формирования и реализации денежно-кредитной политики государства
5
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, функции
5
1.2 Роль Центрального банка в денежно- кредитной политике
10
2 Анализ денежно-кредитной политики РФ
15
2.1 Анализ основных направлений денежно-кредитной политики
15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики
22
3 Проблемы денежно-финансовой политики России
28
Заключение
31
Список использованных источников
33

Файлы: 1 файл

Курсовая - копия (2).docx

— 269.72 Кб (Скачать файл)

Падение мировых цен на углеводороды отразилось не только на обменном курсе. Оно сопровождалось заметным снижением темпов прироста цен производителей в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (с 16,6% в июле 2014 г. по отношению к соответствующему месяцу 2013 г. до 0,3% в октябре). Кроме того, в условиях действия тарифных ограничений повышение цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды было небольшим (его скользящие годовые темпы составили в октябре 3,9%). В целом цены производителей промышленных товаров в октябре были на 5,1% выше, чем годом ранее (в июле – на 9,0%). Низким был и рост тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом (в октябре – на 2,3% к октябрю 2013 г.). Все это ограничивало давление на цены со стороны издержек [18, c.85].

Заметное проинфляционное влияние в истекшем периоде 2014 г. оказывало ухудшение конъюнктуры ряда продовольственных рынков. В первой половине года ускоренное повышение цен на отдельные виды продовольствия было в значительной мере связано с последствиями шоков со стороны предложения отечественной продукции и ограничений на импорт, введенных для защиты российского рынка от недоброкачественной продукции [22, c.111].

В истекшем периоде 2014 г. наиболее заметным было ухудшение конъюнктуры рынка мясной продукции. Рост цен производителей в животноводстве ускорился с 5,5% в январе 2014 г. по отношению к соответственному месяцу предыдущего года до 17,3% в октябре. Цены производителей мяса и мясопродуктов были в январе на 2,3% ниже, чем годом ранее, а в октябре – на 25,0% выше. На потребительском рынке повышение скользящих годовых темпов роста цен на мясопродукты было максимальным среди основных видов продуктов питания (с 0,7% в январе до 17,6% в ноябре). С конца 2013 г. высокими темпами росли цены на молоко и молочную продукцию (в ноябре 2014 г. они были на 14,3% выше, чем годом ранее).

Ослабление рубля подталкивало вверх рост цен на непродовольственные товары и услуги. Кроме того, ускоренное удорожание отдельных услуг (жилищных, страховых, образовательных) было обусловлено действием специфических факторов. В частности, ускоренный рост тарифов на жилищные услуги был в значительной мере связан с запуском нового механизма финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах. В ноябре 2014 г. они были на 17,1% выше, чем в ноябре 2013 года. Повышение тарифов на коммунальные услуги было существенно меньшим, чем в 2013 г., и составило в ноябре 5,3% .

 

2.2 АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

В денежно-кредитной политике применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы включают в себя административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного обращения и цен на финансовом рынке. Данные меры дают наиболее быстрый результат по контролю центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия при отрицательном воздействии на деятельность хозяйственных субъектов могут вызвать отток финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж [5, c. 35].

Косвенные методы денежно-кредитной политики регулируют поведение хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. На эффективность использования косвенных методов оказывает влияние уровень развития денежного рынка.

Кроме прямых и косвенных методов в денежно-кредитной политике используют общие и селективные методы.

К общим методам относятся в основном косвенные, которые влияют на денежный рынок.

С помощью селективных методов регулируются конкретные виды кредита. Данные методы имеют директивный характер и применяются в решении частных задач связанных, например, с ограничением выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансированием на льготных условиях отдельных коммерческих банков. При использовании селективных методов центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Такие функции несвойственны центральным банкам с рыночной экономикой, так как они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, снижают конкуренцию на финансовых рынках [ 7, c.78].

После утверждения денежно-кредитной политики ее реализацией занимается Банк России. Законом установлены инструменты и методы, которыми может пользоваться при этом Банк России, в том числе он может устанавливать процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), проводить операции на открытом рынке, осуществлять рефинансирование банков, валютное регулирование, устанавливать ориентиры роста денежной массы, прямые количественные ограничения. Механизм действия денежно-кредитной политики показан на рисунке 8.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 - Механизм действия денежно-кредитной политики [8, c.54]

 

Инструменты денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом:

  1. лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

  1. изменение нормы обязательных резервов;

  1. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

  1. операции на открытом рынке [23, c.45].

Анализируя предложенную группу инструментов, необходимо отметить, что регулирование ставки процента является инструментом прямого регулирования, остальные — косвенного регулирования. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты зачастую вытесняют инструменты прямого регулирования.

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Особенность процесса регулирования процентных ставок в экономике в настоящее время заключается в том, что Банк России не оказывает непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами. Последние определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, уровнем развития и стабильностью функционирования финансовых рынков.

При дальнейшем реформировании банковской системы, развития межбанковского кредитного рынка, повысилась самостоятельность банков в проведении кредитной политики, что привело к отказу от административных методов регулирования процентных ставок [7, c.203].

Банк России проводит процентную политику по двум направлениям. Первое заключается в регулировании займов коммерческих банков у центрального банка, второе - в депозитной политике центрального банка (учетной политике или ставке рефинансирования).

Ставка рефинансирования - это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке.

Учетная ставка - процент, по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг [7, c.210].

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Банк России.

 

Таблица 1 – Процентные ставки по операциям Банка России

Инструмент

С 27.02.11

С 11.12.12

С 16.09.13

С 16.12.14

Кредиты «овернайт»; 
сделки «валютный своп» (рублевая часть); 
ломбардные кредиты; 
РЕПО, %

6,25-8,00

6,50-8,25

6,50 – 7,25

18,00

Кредиты, обеспеченные золотом, %

6,25

6,75-7,25

6,50 – 7,25

18,00

Ставка рефинансирования, %

7,75

8,00-8,25

8,25

8,25


 

Анализ данных таблицы 1 показывает, что процентная ставка растет медленным темпом с 2011 г. В настоящее время Центральным банком РФ проводится политика рационального увеличения учетной ставки (ставки рефинансирования). В настоящее время (с 14 сентября 2012 г.) она составляет 8,25 %. Минимальный размер ставки пришелся на середину кризиса и составлял 7,75 % в период с 1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.

В условиях роста напряженности на финансовых рынках Банк России обратился также и к предоставлению иностранной валюты в рамках операций РЕПО. C 29 октября 2014 г. операции были введены на сроки 28 дней и 1 неделя, а с 17 ноября также на срок 12 месяцев. Минимальные ставки по операциям первоначально были определены на уровне ставок LIBOR в соответствующих валютах на сопоставимые сроки, увеличенных на 2,25 и 2,00 процентного пункта для сроков 28 дней и 1 неделя соответственно, однако вскоре Банк России установил единый спред к рыночным ставкам на уровне 1,50 процентного пункта по всем срокам предоставления иностранной валюты. С 4 декабря 2014 года для повышения действенности операций по предоставлению иностранной валюты Банк России снизил указанный спред до 0,50 процентного пункта. В декабре Банк России дополнил условия заключения сделок РЕПО в иностранной валюте возможностью их досрочного расторжения по инициативе заемщика. Кроме того, была завершена доработка учета еврооблигаций при принятии их в качестве обеспечения по операциям Банка России, что позволило кредитным организациям использовать их при привлечении иностранной валюты у Банка России на возвратной основе [ 22, c.47].

В последние годы для регулирования ликвидности банков стал применяться новый инструмент, использующий широко известный в зарубежной практике принцип усреднения. Использование этого инструмента доступно только для финансово устойчивых кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям Банка России. Таким банкам предоставлено право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей.

Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.

 

Таблица 2 – Обязательные резервы кредитных организаций(в млн. руб)

 

Объем обязательных резервов

2011, 1 января

188375,6

2012, 1 января

378370,1

2013, 1 декабря

510105,1

2014, 1 декабря

458615,9


 

Анализируя данную таблицу, мы видим, что в период с 2011г. по 2013г. объем обязательных резервов увеличивается, причем быстрыми темпами. Однако в 2014 году объем падает на 26%.

Если кредитная организация нарушила нормативы обязательных резервов, то Банк России вправе списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке) зачисляют в доход федерального бюджета [ 23, c.76].

Критерием, при котором кредитная организация допускается к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям "валютный своп", другим операциям Банка России) является выполнение обязательных резервных требований [19, c.110].

Данный инструмент в отличие от операций на открытом рынке не является гибким и пригодным для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов, т.к. представляет собой дестабилизирующий фактор экономики. Но, по мнению специалистов, это наиболее мощный инструмент монетарной политики. Поэтому, Банк России в последние годы широко использует этот инструмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ [ 8, c. 289].

Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики - неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка [19, c. 87].

Информация о работе Проблемы денежно-финансовой политики России