Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:10, реферат
В Российской Федерации объявлен курс на модернизацию, основными идеями которой является построение инновационной экономики. В условиях реализации инновационной стратегии перехода от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту инновационных технологий и прав на их формирование, капитализация и управление нематериальными активами является стратегически инновационным ресурсом. Успешный зарубежный опыт перехода к инновационной экономике (США, Япония, Китай, страны Европы), говорит о том, что базовыми условиями этого перехода являются формирование рынка интеллектуальной собственности, развитие инновационной системы и подготовка инновационных кадров.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
В Российской Федерации объявлен курс на модернизацию, основными идеями которой является построение инновационной экономики. В условиях реализации инновационной стратегии перехода от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту инновационных технологий и прав на их формирование, капитализация и управление нематериальными активами является стратегически инновационным ресурсом. Успешный зарубежный опыт перехода к инновационной экономике (США, Япония, Китай, страны Европы), говорит о том, что базовыми условиями этого перехода являются формирование рынка интеллектуальной собственности, развитие инновационной системы и подготовка инновационных кадров.
Основным объектом рынка в условиях инновационной экономики наряду с традиционными товарами, работами и услугами, является интеллектуальная собственность как основа нематериальных активов основных субъектов рынка (предприятий, корпораций, организаций, учреждений и казны). В условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых международно-признанных подходов и стандартов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности, правовой охране, коммерциализации и защите прав на них.
В России ежегодно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) тратится в среднем 350 млрд. долларов из бюджета, однако отдача невелика: ежегодно регистрируется около 23 тыс. патентов (меньше, чем в среднем в одном городе Китая) и 1,5 тыс. ноу-хау.
В области технологического обмена Россия значительно отстает от развитых стран. Россия преимущественно продает патенты, тем самым лишаясь права на изобретение, а покупает дорогостоящие патентные лицензии.
Под патентом понимается свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение в течение определенного срока. Патент включает право изобретателя выдавать лицензию на производство, использование и продажу изобретения. Патент удостоверяет: приоритет; авторство; исключительное право на использование объекта и выдается: автору изобретения, полезной модели или промышленного образца; работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное; правопреемникам указанных лиц. Патентная лицензия – это предоставление другому лицу или организации права использовать защищенные патентами изобретения, технологию производства, технические знания и опыт, необходимые для производства коммерческую и другую информацию.
Можно сделать вывод, что патент – первая ступень к коммерциализации разработки, он создает первоначальную правовую базу и возможность выбора того, как дальше поступить с этим изобретением. Патентная лицензия производна от патента, она имеет четкую коммерческую направленность. Посредством патентной лицензии изобретение используется в коммерческих целях как лицензиатом (лицом, получившим патентную лицензию и использующим изобретение), так и лицензиаром (лицом, предоставившим лицензию, т.е. патентообладателем.). Продажа патентной лицензии не изменяет принадлежность приоритетных и исключительных прав на изобретение, они принадлежат патентообладателю, лицензиат лишь использует изобретение по его прямому назначению на законных основаниях. Продажа патента – продажа приоритета и исключительного права на использование, т.е. полное отчуждение изобретения и всех прав в отношении его, в том числе приоритетных и исключительных. Таким образом, Россия продает права на изобретения, а покупает права на использование изобретений, причем нередко разработанных российскими учеными.
Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям утвердила в апреле 2011 года перечень из 27 технологических платформ:
-медицина будущего;
-биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030;
-биоэнергетика;
-национальная программная платформа;
-национальная суперкомпьютерная технологическая платформа;
-инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии-фотоника;
-развитие российских светодиодных технологий;
-авиационная мобильность и авиационные технологии;
-национальная космическая технологическая платформа;
-национальная информационная спутниковая система;
-замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах;
-управляемый термоядерный синтез;
-радиационные технологии;
-интеллектуальная энергетическая система России;
-экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности;
-перспективные технологии возобновляемой энергетики;
-малая распределенная энергетика;
-применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог;
-высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт;
-новые полимерные композиционные материалы и технологии;
-материалы и технологии металлургии;
-технологическая платформа твердых полезных ископаемых;
-технологии добычи и использования углеводородов;
-глубокая переработка углеводородных ресурсов;
-технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение;
-СВЧ технологии;
-освоение океана.
Создав, таким образом, конкурсную и отчетную систему, в которой для получения гранта необходимо предложить проект, результатом которого должно стать патентование технологии.
Многие иностранные эксперты считают, что российская наука находится на вполне приличном уровне и представляет собой хорошо отлаженную машину по созданию знаний. Россия по-прежнему является лидером во многих областях перспективных исследований, однако выйти на западный рынок с этими знаниями мы не можем, поскольку у нас не отработан процесс их превращения в технологии, которые были бы защищены патентами и имели бы коммерческое значение. Рынок интеллектуальной собственности в России, по сути, продолжает оставаться в зачаточном состоянии.
Одной из проблем на пути создания рынка интеллектуальной собственности в России является отсутствие механизма создания и распространения всех видов инноваций. Процесс воспроизводства знаний, разработок и практического опыта, приобретенных ценой концентрации лучших интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов, должен регулироваться, в первую очередь, мерами экономического стимулирования распространения нововведений, которые являются главной движущей силой модернизации экономики и вытеснения отживших неэффективных технологий.
В настоящее время этот механизм достаточно отлажен в индустриально развитых странах с рыночной экономикой. Продолжая совершенствоваться, механизм регулирования и стимулирования технологического развития обрел достаточно совершенное нормативно-правовое, организационное, методическое обеспечение, основным элементом которого является законодательная защита интеллектуальной собственности.
Работая над формированием рынка интеллектуальной собственности, для начала следует обратиться к специфике товара. Товарами в торговле интеллектуальной продукцией являются секреты производства – ноу-хау, знания, причем не всегда оформленные в патентной форме, менеджерские знания, знания эффективной организации производства. Покупателей, прежде всего, интересует не технология как таковая, а продукция, которая может быть изготовлена по этой технологии, преимущества этой продукции перед аналогичной. Коммерциализацию российских технологий осложняет то, что они не ориентированы на создание конкурентоспособной продукции. В результате 90 % промышленной продукции, выпускаемой российскими предприятиями не соответствует мировому уровню. Это объясняется отсутствием у предприятий научно-технической сферы опыта работы в рыночных условиях. Поэтому они не умеют успешно распоряжаться принадлежащим им интеллектуальным капиталом, не готовы к коммерческой реализации собственных разработок. Результаты научно-технической деятельности в основной массе не являются коммерческим продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Российские предприятия стараются передать за рубеж новейшие знания в чистом виде, не подкрепляя их производственными знаниями и секретами. Такая стратегия отличается от общемировых тенденций, где одной из наиболее характерных черт современного научно-технического и технологического обмена является обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, что приводит к значительному усложнению доступа к новейшим технологиям и ограничению их коммерческого использования.
Решение данной проблемы видится в создании отечественной системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, обеспечении условий для развития сети специализированных компаний, обслуживающих данное направление экономики. Необходимо передать функцию распределения бюджетных финансовых средств на науку от министерства образования и науки профильным министерствам, в сфере которых технологии будут применяться, а именно министерствам промышленности и торговли, энергетики, связи и массовых коммуникаций. Это обеспечит практическую направленность технологий ещѐ на начальном этапе разработки, т.к. финансирование и контроль осуществляется профильными ведомствами, ориентированными на материальный результат. Такая мера сделает отечественные технологии более практически направленными и, как следствие, коммерчески привлекательными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В случае эффективности данной меры, круг ведомств, распределяющих деньги на НИОКР, можно расширить, путем распределения 27 технологических платформ по профильным министерствам (природных ресурсов и экологии, здравоохранения и социального развития, обороны и т.д.). Например, финансирование платформы «Медицина будущего» будет осуществлять министерство здравоохранения и социального развития, платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт» - министерство транспорта и т.д.
В рамках решения данной проблемы требуется ввести в практику проведение ежегодного мониторинга деятельности органов государственной власти, корпораций и регионов по формированию национального рынка интеллектуальной собственности с последующей подготовкой на этой основе и изданию ежегодного государственного доклада «О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в РФ». Данную функцию предлагается ввести в компетенцию одного из заместителей председателя Правительства Российской Федерации.
Однако решение этой проблемы не ограничивается финансированием. Требуется совершенствование законодательства в целях создания условий для формирования нематериальных активов и их последующей коммерциализации. Должен быть введен эффективный правовой режим для объектов рынка (права на секреты производства, научно-техническую документацию, единую технологию), определен правовой статус для его основных субъектов, поэтому необходима разработка федеральных законов по направлениям: формирование объектов рынка, распределение интеллектуальных прав при бюджетном финансировании, формирование национальной инновационной системы.
Следующая проблема формирования рынка интеллектуальной собственности в России – охрана российских открытий. Охрана интеллектуальной собственности – ключевой момент инновационной деятельности, поскольку позволяет обратить в собственность доходы от инвестиций в НИОКР и получить прибыль от нововведений.
По сравнению с российскими, западные открытия защищены гораздо надежнее. При этом наши разработчики избегают регистрировать международный патент. Так, когда в 2007 году Объединенный институт ядерных исследований в Дубне создал «звездную батарею» – суперэффективный фотоэлемент с почти 50 % КПД, на это изобретение были оформлены лишь российские патенты, что открыло пути к копированию образца зарубежными коллегами. Одна из причин – отсутствие культуры патентования. Чтобы исправить эту ситуацию требуется вмешательство государства и опора на зарубежный опыт.
Необходимо по аналогии с ЕС и США начать готовить квалифицированных специалистов по правам интеллектуальной собственности и информационному праву: разработать и внедрить образовательные стандарты, ввести новую специализацию в рамках подготовки юристов.
Другая причина не получать международный охранный патент - материальные издержки. Оформление российского патента обходится в 3 тыс. рублей и годичные взносы на его поддержание в силе – от 600 рублей. Это входит в компетенцию Федеральной службы по интеллектуальной собственности – Рос-патента. Что касается международного патентования, то здесь существует выбор, который определяется значимостью открытия, изобретения, финансовыми возможностями автора, личными предпочтениями и т.д.
Целесообразно получение патента ЕАПО (Евразийская Патентная Организация), если необходимо получить патентую защиту на территории нескольких стран СНГ т.к. Евразийский Патент предоставляет правовую защиту изобретению одновременно в 9 странах бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан).
Пошлина за подачу заявки составляет 25500 рублей, за экспертизу в отношении одного изобретения – 25 500 рублей; в отношении группы изобретений – 25 500 рублей и дополнительно 19 000 рублей; за выдачу евразийского патента - 16 000 рублей.
Международный региональный патент можно получить в Европейском Патентном Ведомстве. С даты опубликования, Европейский патент предоставляет патентовладельцу те же права, которые гарантируются национальным патентом, в тех странах, которые были выбраны им при подаче Европейской заявки. Однако получение Европейского патента не означает априори, что он действует на территории всех Европейских государств. Для получения патентной защиты необходимо в течении 3-х месяцев с даты публикации решения о выдаче европейского патента провести национальные валидации (Валидация –утверждение, ратификация; придание законной силы, легализация) в выбранных национальных патентных ведомствах.
В процессе валидации возникает необходимость в назначении национальных профессиональных представителей в каждой из выбранных стран и в переводе материалов заявки на национальные языки выбранных стран, оплате официальных пошлин за валидацию. Такая процедура возлагает значительную финансовую нагрузку на заявителя. Например, валидация в пяти странах с предоставлением национальных переводов влечет за собой затраты от 5000 евро.
Информация о работе Проблемы формирования рынка интеллектуальной собственности в России