Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:10, реферат
В Российской Федерации объявлен курс на модернизацию, основными идеями которой является построение инновационной экономики. В условиях реализации инновационной стратегии перехода от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту инновационных технологий и прав на их формирование, капитализация и управление нематериальными активами является стратегически инновационным ресурсом. Успешный зарубежный опыт перехода к инновационной экономике (США, Япония, Китай, страны Европы), говорит о том, что базовыми условиями этого перехода являются формирование рынка интеллектуальной собственности, развитие инновационной системы и подготовка инновационных кадров.
Наиболее эффективным является патентование по процедуре по процедуре РСТ (Patent Cooperation Treaty) – Договор о патентной кооперации, в котором унифицированы формальные требования к заявкам и урегулированы вопросы, касающиеся проведения патентного поиска и экспертизы. Участниками договора РСТ являются большинство (~141) государств мира.
Согласно договору РСТ заявитель подает одну заявку, в одно ведомство (в России - Роспатент), на одном языке - русском или английском, причем международная заявка может быть оформлена в короткий срок, поскольку на этапе международной фазы уплачивается единая пошлина и представление переводов на языки стран патентования не требуется.
Получающим ведомством взимается международная пошлина за подачу заявки, которая составляет в настоящее время для юридических лиц около 1300 долл. США (для заявителей - российских физических лиц скидка –90% от указанной суммы), и тариф за международный поиск и пересылку – 6400 руб.
Если число страниц международной заявки превышает 30, то взимается дополнительная пошлина 16 у.е. за каждую страницу свыше 30.
Правовая охрана в каждой стране РСТ начинается только с даты получения национального или регионального патента, действующего в данной стране.
В некоторых странах при этом выносится решение на основании заключения международной предварительной экспертизы, в других осуществляется явочный порядок патентования, в-третьих, проводится национальная экспертиза в полном объеме. Национальные патентные ведомства взимают установленные законодательством этих государств пошлины за подачу заявки, выдачу и поддержание патента в силе.
Международный патент должен быть подтвержден в каждом из государств (за исключением стран ЕС, где действует единый документ), в итоге на оплату госпошлины и услуг патентных поверенных потребуется 3-4 тыс. долларов, затраты на процедуру поддержания эксклюзивных прав на изобретение –от 10 до 20 тыс. долларов.
В данном случае необходим избирательный подход, обеспечивающий приоритетную реализацию именно тех проектов, которые могут обеспечить наиболее выгодный результат. Должны быть оценены коммерческие показатели, в частности уровень эффективности с учетом срока окупаемости вложенных затрат.
В любом случае, охрана открытий и изобретений российских ученых должна основываться на мощной правовой базе. Важным шагом в этом направлении явилось принятие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, однако законодателю следует продолжать работать в этом направлении. Необходимо более подробно регламентировать патентование, прописать ответственность за изготовление и реализацию контрафактной продукции, иных форм нарушению авторского права. В области охраны интеллектуальной собственности, в частности еѐ законодательной основе, было бы полезно обратиться к соответствующему законодательству Западной Европы, Японии, США, т.к. эти страны имеют богатый опыт в этом направлении.
Чтобы превратить научную разработку в коммерческий продукт, нужны отлаженные механизмы продуктизации и капитализации. Здесь необходима примерно такая цепочка: изобретение – образование под него стартапа-получение кредита от банка или средств инвестора – создание образца – серийное производство. Проблема заключается в том, что российские банки не кредитуют венчурные предприятия, а дают деньги только под залог. Фондов прямых инвестиций в стране практически не существует, а у функционирующих инновационная направленность выражена весьма слабо. Стартапам приходится рассчитывать на государство, однако для большей эффективности необходимо привлечение частного капитала. Негосударственных инвесторов можно привлечь в сферу инноваций, путем гибкой налоговой и таможенной политики, системой государственных заказов. В банковской сфере следует разработать систему оценки перспективности научных разработок и изобретений. При наличии такой системы банки смогут определять рентабельность проекта, на основе этого взвешивать риски и решать вопрос о выдачи кредита.
Формирование рынка интеллектуальной собственности – важнейшее условие построения инновационной экономики и, как следствие, модернизации в целом. В России сформировать рынок интеллектуальной собственности без политической воли и реальных действий со стороны государства невозможно. На сегодняшний день есть политическая воля и реальные действия, страна идет в правильном направлении развития: от экспорта сырья к экспорту инноваций.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
Все вышеперечисленное снижает конкурентоспособность отечественных предприятий, как на внутреннем так и на внешнем рынках и ставит под угрозу экономическую безопасность страны.
Сегодня в России проблема развития рынка интеллектуальной собственности стоит остро как с правовой, так и с экономической точки зрения.
Правовая сторона проблемы эффективно решается, о чем свидетельствует законопроект, изменяющий статью 151 УПК РФ и другая колоссальная работа по созданию пакета законов, учитывающих требования ТРИПС. Также, был создан экспертный совет по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности (ЭСИС), который начал работать 25 января 2005 года. Тем не менее, лицензирование предприятий все еще требует доработок и, по мнению международных аналитиков, для законодательства РФ присоединение к международным нормативно-правовым актам, таким как договору ВОИС об авторском праве (ДАП) и договору ВОИС об исполнениях и фонограммах (ДИФ), имеет огромную важность.
С позиции экономического стимулирования развития рынка интеллектуальной собственности необходимы четко-сформулированная государственная и местная политика на макро и мезо уровнях, способствующая не только созданию интеллектуальной собственности, но и внедрению новых технологий в производство, так как сейчас в стране только 35% выданных россиянам патентов на изобретения востребованы. Также существует необходимость развития страхования интеллектуальной собственности, особенно риска, понесенного патентообладателями от несанкционированного использования их интеллектуальной собственности.
На микроуровне необходимо провести инвентаризацию и сертификацию объектов интеллектуальной собственности. В процессе инвентаризации происходит выделение объектов интеллектуальной собственности, их идентификация, юридическое оформление, принимается решение о целесообразности постановки их на баланс предприятия, оценивается экономический, фактический и стратегический потенциал интеллектуальной собственности. Цель сертификации интеллектуальной собственности - обеспечение высокой конкурентоспособной продукции за счет юридически чистой интеллектуальной собственности, используемой в хозяйственной деятельности предприятия, и установление фактической принадлежности коммерчески ценных средств.
В целом можно сказать, что российский рынок интеллектуальной собственности находится в стадии становления, но уже видны положительные тенденции развития по всем направлениям.
Информация о работе Проблемы формирования рынка интеллектуальной собственности в России