Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития, а так же рассмотрение следующих задач:
- раскрытие понятия и сущности мировой торговли;
- рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;
- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;
- имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основы регулирования мировой торговли…………………………….4
1.1 Основные понятия мировой торговли…………………………………........4
1.2 Методы регулирования мировой торговли………………………………….6
Глава 2. Место России в мировой торговле……………………………………..8
2.1 Экспортный потенциал РФ…………………………………………………...8
2.2 Импортный потенциал РФ…………………………………………………..11
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ……………………13
3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации……………………………………………………… 13
3.2 Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе………………………………………………………………15
3.3. Факторы «за» и «протии» вступления России в ВТО…………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемых источников и литературы……………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы регулирования мировой торговли…………………………….4
1.1 Основные понятия мировой торговли…………………………………........4
1.2 Методы регулирования
мировой торговли………………………………….
Глава 2. Место России в
мировой торговле……………………………………
2.1 Экспортный потенциал РФ…………………………………………………...8
2.2 Импортный потенциал РФ…………………………………………………..11
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ……………………13
3.1 Необходимость выработки
новой внешнеэкономической
3.2 Перспективы развития
мировой торговой политики
3.3. Факторы «за» и «протии»
вступления России в ВТО…………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы…………………………..21
Приложение……………………………………………………
Введение
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Россия имеет экспортно-
Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем.
Мировой опыт свидетельствует,
что даже в промышленно развитых
странах существует объективная
необходимость государственного регулирования
внешнеэкономической
Актуальность настоящей
работы обусловлена, с одной стороны,
большим интересом к теме в
современной науке, с другой стороны,
ее недостаточной
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития, а так же рассмотрение следующих задач:
- раскрытие понятия и сущности мировой торговли;
- рассмотрение основных
методологических аспектов
- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;
- имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.
При написании курсовой работы использовались научные работы в области экономики, специальная учебная литература для экономических ВУЗов, современная периодика, электронные ресурсы глобальной информационной сети (Интернет).
Глава 1. Основы регулирования мировой торговли
1.1 Основные понятия мировой торговли
Зародившись в глубокой древности,
мировая торговля достигает значительных
масштабов и приобретает
Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.
В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.
Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона.
На стабильный, устойчивый
рост международной торговли оказывает
влияние ряд следующих
1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
3) активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
4) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
5) либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
6) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
7) получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
Рассматривая структуру мировой торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием.
1.2 Методы регулирования мировой торговли
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.
Тарифные средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.
Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.
Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является Закон о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.
Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в значительно больших масштабах, как по числу стран, так и по количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров).
Экспортный таможенный тариф
представляет собой инструмент регулирования
экспорта. Его, как правило, применяют
отдельные развивающиеся
Транзитный таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока.
Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.
Вместе с тем, более
жесткое регулирование величины
импорта с помощью квоты
Дополнительный стимул мировая
торговля получила вследствие деятельности
Всемирной торговой организации (ВТО)
по либерализации экспортно-
Глава 2. Место России в мировой торговле
2.1 Экспортный потенциал РФ
По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 698,8 млрд.долларов США (рост на 30,7%), со странами СНГ – 122,5 млрд.долларов США (рост на 34,2%).
Экспорт России в 2011 году составил 516 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 395,3 млрд.долларов США (рост на 30,8%), в страны СНГ – 70,5 млрд.долларов США (рост на 31,1%).
Увеличение стоимостного объема экспорта в ноябре 2011 года по сравнению с ноябрем 2010 года было в основном обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 139%, тогда как индекс его физического объема – 104,3%.
Информация о работе Проблемы и перспективы мировой торговли РФ