Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития, а так же рассмотрение следующих задач:
- раскрытие понятия и сущности мировой торговли;
- рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;
- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;
- имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основы регулирования мировой торговли…………………………….4
1.1 Основные понятия мировой торговли…………………………………........4
1.2 Методы регулирования мировой торговли………………………………….6
Глава 2. Место России в мировой торговле……………………………………..8
2.1 Экспортный потенциал РФ…………………………………………………...8
2.2 Импортный потенциал РФ…………………………………………………..11
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ……………………13
3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации……………………………………………………… 13
3.2 Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе………………………………………………………………15
3.3. Факторы «за» и «протии» вступления России в ВТО…………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемых источников и литературы……………………
Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,9% (в 2010 года – 70,7%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,9%.
Среди товаров топливно-
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2011 году составила 9,1% и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта этой группы товаров возрос по сравнению с 2010 годом на 10,4%, а физический снизился на 9,1%. В группе металлов снизились физические объемы экспорта ферросплавов – на 5,1%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 21,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 14,1%. Физические объемы экспорта меди сократились на 66,2%, никеля – на 29,7%, а алюминия увеличились на 3,6%.
Доля экспорта продукции химической промышленности в 2011 году, также как и в 2010 году составила 5,8%. По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции увеличился на 29,8%. Возросли физические объемы экспорта азотных удобрений на 8,3%, смешанных удобрений – на 1,8%, каучуковых и резиновых изделий – на 9,8%. Вместе с тем сократились физические объемы экспорта продуктов неорганический химии на 10,2%, аммиака безводного – на 24,5%, калийных удобрений – на 17,9%, пластмасс и изделий из них – на 6,7%.
Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 3,3% (в 2010 году – 4,2%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем поставок электрического оборудования возрос на 20,4%, железнодорожного оборудования – на 64,6%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 15,7%, инструментов и аппаратов оптических – на 7,7%. Стоимостные объемы экспорта механического оборудования сократились на 4,0%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 24,8% и 21,8% соответственно.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 2,1% (в 2010 году – 2,3%). Стоимостной объем экспорта этой группы товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 15,2%. Возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 13,9%, целлюлозы – на 9,7%, фанеры – на 1,1%; физические объемы экспорта бумаги газетной снизились на 3,6%.
Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре в 2011 году составила 2,0% (в 2010 году – 1,9%). По сравнению с 2010 годом стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 40,3%, а физические – на 15,8%. Увеличились физические объемы экспорта мяса птицы на 13,1%, свежемороженой рыбы – на 7,8%, пшеницы на – 7,6%, ячменя – на 9,3%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2011 году доля топливно-энергетических товаров составила 57,1% от всего экспорта в эти страны, что на 4,6 процентных пунктов больше, чем в 2010 году. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 20,5%. Возросли физические объемы экспорта дизельного топлива на 11,1%, топлив жидких – на 84,9%, газа природного – на 3,8%.
Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 12,3% (в 2010 году – 14,3%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем экспорта электрического оборудования возрос на 11,8%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 30,9%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 63,1%, грузовых автомобилей – на 36,6%.
Удельный вес продукции
Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2011 году составила 8,3% (в 2010 году – 9,1%). Физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали возросли на 50,4%, алюминия – на 31,2%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 3,7% (в 2010 году – 4,1%). Физические объемы поставок пиломатериалов возросли – на 5,6%, фанеры – на 6,9%.
Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2011 году составила 5,5% (в 2010 году – 5,9%). Физические объемы поставок свежемороженой рыбы возросли на 39,0%, пшеницы – на 67,9%.
2.2 Импортный потенциал РФ
Импорт России в 2011 году составил 276,9 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 35,7%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 236,2 млрд.долларов США (рост на 34,9%), из стран СНГ – 40,7 млрд.долларов США (рост на 40,6%).
Увеличение стоимости
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2011 году приходилось 50,8% (в 2010 году – 46,6%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2010 годом увеличился на 47,1%, в том числе: механического оборудования – на 43,4%, электрооборудования – на 22,4%, железнодорожного транспорта – на 54,0%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 72,2%, инструментов и аппаратов оптических – на 22,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 48,3%, грузовых – на 91,8%.
Доля импорта
Удельный вес продукции
Доля импорта текстильных
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2011 году составил 6,0% (в 2010 году – 6,1%). Стоимостной объем импорта этой группы товаров по сравнению с 2010 годом возрос на 31,9%, а физический объем – на 23,3%. Увеличились физические объемы закупок черных металлов и изделий их них на 24,5%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 21,7%, труб – на 2,6%.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году доля машин и оборудования составила 34,5% (в 2010 году – 28,7%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2010 годом возрос на 42,6%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 23,2%, электрического оборудования – на 25,8%, железнодорожного оборудования – на 76,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 39,9%, инструментов и аппаратов оптических – на 18,4%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился на 30,7 %.
Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году составил 19,4% (в 2010 году – 18,3%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 13,8% (17,0%), топливно-энергетических товаров – 11,6% (10,9%), продукции химической промышленности – 7,8% (8,8%), текстильных изделий и обуви – 4,6% (4,5%).
Рост стоимостных объемов
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ
3.1 Необходимость
выработки новой
Государственное регулирование
внешнеэкономической
-количественные ограничения
экспорта и импорта
- ввозимые на территорию
РФ товары должны
- в целях защиты национальных
интересов РФ при
- на отдельные виды
товаров на экспорт и (или)
импорт устанавливается
- особыми режимами
- соблюдается равенство
участников
Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:
- неблагоприятная позиция
РФ в международном разделении
труда. Как видно из структуры
российского экспорта в,
В то же время в структуре импорта, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. То есть, существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции.
Положительную динамику можно
отследить лишь в сокращении доли
импорта продовольственных
На основании
Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.
Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических.
3.2 Перспективы
развития мировой торговой
Перед Россией уже не первый год стоит задача вступления во Всемирную торговую организацию. С этим имелись некоторые трудности. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и не может в полной мере использовать преимущества МРТ.
Переговорный процесс за несколько лет значительно продвинулся вперед. Решились многие спорные экономические вопросы.
Главным фактором при вступлении
России в ВТО является изменение
режима торговли, это означает, что
Россия должна будет шире открыть
внутренний рынок для иностранных
товаров и услуг, что поставит
отечественных производительней в
тяжелое положение. России придется
снизить уровень тарифов на импорт
продукции с 14-17% в настоящее время
до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в
целом российская экономика только
выиграет, открывая свой рынок для
иностранных товаров и получая
доступ на рынки стран ВТО. Исследования
Всемирного банка показали, что через
несколько лет после
Информация о работе Проблемы и перспективы мировой торговли РФ