Проблемы и перспективы развития бюджетных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку проблем и перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Содержание работы

Введение,
1. Сущность, роль и направления государственных инвестиций
2.Проблемы и перспективы бюджетного инвестирования в РФ
Заключение,
Список литературы,

Файлы: 1 файл

Проблемы бюджетных инвестиций.docx

— 96.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и  перспективы  развития бюджетных  инвестиций в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение,

1. Сущность, роль и направления  государственных инвестиций

2.Проблемы и перспективы бюджетного инвестирования в РФ

Заключение,

Список литературы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В сегодняшних условиях активизация  инвестиционной деятельности в российской экономике возможна только в результате всесторонне проработанной, последовательной и эффективной инвестиционной политики государства. В этой связи необходимо сделать оценку, выявить проблемы и определить перспективы развития государственного инвестирования. Таким образом, данное исследование достаточно актуально, так как затрагивает современные проблемы процесса государственного инвестирования средств в отечественную экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что, на сегодняшний день, мало внимания уделяется теоретической базе различных  форм инвестирования, в частности, не в полной мере раскрыто понятие «государственного  инвестирования», отсутствует его  нормативное закрепление, что не только влечет за собой возникновение  теоретического лага, но также усложняет  процесс контроля и арбитража

Проблема инвестиций в  нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные  средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных  для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся  из стороны в сторону, пытаясь  не упустить свой кусок российского  рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные  инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который  определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность  вложений в той или иной стране.

В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и  оценка их состояния на сегодняшний  момент. Целью же данной работы назовём оценку проблем и перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, роль  и направления государственных инвестиций

В современной научной  литературе понятие «инвестиции» получило достаточно широкое распространение, аккумулировав в своем определении  массу экономических процессов обусловленных развитием рынка, его качественном преобразованием, глобализацией и информатизацией. Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных  на финансирование объектов государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные  целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы  в сумме более 200000 минимальных  размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетные инвестиции юридическим  лицам включаются в проект бюджета  только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана  передачи земли и сооружений, а  также при наличии проекта  договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом  об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности  субъекта инвестиций[2].

Проекты договоров оформляются  в течение двух месяцев после  вступления в силу закона о бюджете. Отсутствие оформленных в установленном  порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных  на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного  и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества  передаются в управление соответствующим  органам управления государственным  или муниципальным имуществом.

Государственные инвестиции направляются в основном на военные  цели, а также на цели регулирования  развития экономики.

Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии  денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.

На данный момент российская экономика переживает глубочайший  кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы бюджетного финансирования инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход  рыночных преобразований и структурную  перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны столько  с ограниченными возможностями  бюджетной системы, сколько с  неопределенной или даже ошибочной  стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.

Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения  ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии  определённой зависимости между  государственными приоритетами и инвестиционными  мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

В противном случае не удастся  сформировать основу для проведения общегосударственной инвестиционная политика и согласования интересов  инвесторов различных уровней, а  предпринимаемы меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный  характер и не обеспечивать запланированных  результатов. Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов понижает стимулы к  накоплению и последующему самофинансированию и не способствует рыночному поведению хозяйствующих субъектов.

При анализе вопроса о  возможностях государственной инвестиционной поддержки производителей нельзя учитывать  крайнюю ограниченность бюджетных  средств. Вместе с тем в современных  условиях не меньшее значение приобретают  повышение качества обоснования  и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности  и реальности бюджетного планирования.

Использование международного опыта по реализации государственных  инвестиций как приоритетного фактора  экономического роста не может быть успешным без учета современного состояния российских государственных  финансов и необходимости перестройки  бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов.

В российской экономике, как  убедительно показывают итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного характера  не компенсировалось соответствующим  увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив оно выступало  одним из факторов, обусловливающих  сокращение государственных централизованных  инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.

В связи с этим использование  государственных инвестиций как  фактора экономического роста предполагает необходимость существенных изменений  в бюджетной политике инвестиции организации бюджетной системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения  приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных  средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного  бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над  доходами при планировании текущего бюджета, четкого  определения покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определённые изменения следует  внести и в технологию осуществления  контроля за использованием средств обеих составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода его исполнения.

 

Важной проблемой связанной  с использованием государственных  инвестиций, является их низкая по сравнению  частными эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении  государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования инвестиции реструктуризации национальной экономики.

Отсутствие системной  основы в организации инвестиционного  процесса, недостаточная степень  проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами  постоянного недофинансирования государственных  инвестиционных программ. Так, в 1999г. Проектируемые  ресурсы бюджета составили 20,775 млрд. руб., но реально из запланированных  сумм на инвестиционные проекты было выделено всего 6,3 млрд. руб.

Данные факты свидетельствуют  о необходимости усиления роли селективного подхода при государственном  инвестировании, концентрации государственных  инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.

 Сумма инвестиций из  Федерального бюджета за последние  четыре года увеличилась всего  на 17%, тогда как общий объем  инвестиций за этот же период  увеличился на 75%.

 

В сфере бюджетной политики направления действий государства  закрепляются законом о бюджете  очередного года путем фиксации доходов  и расходов в рамках функциональной бюджетной классификации (далее  ФБК). Ее расходные показатели утверждаются статьей 124 проекта закона по “разделам  и подразделам” ФБК с отсылкой к Приложению 11 к закону о бюджете, а также по “целевым статьям и  видам расходов” с отсылкой к  приложению 12. В то же время доходы лишь учитываются проектом закона “по  основным источникам” в статье 24 без явной привязки их к Бюджетной  классификации. В результате доходы представлены в законе о бюджете  не в том формате, как расходы, и не в той системе, в какой они будут учитываться в ходе исполнения бюджета. Это создает почву для всевозможных неясностей, различных толкований, несопоставимости данных и других нестыковок, затрудняющих возможность контроля за исполнением закона о бюджете.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития бюджетных инвестиций в РФ