Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Актуальны также – обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно – технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Чрезвычайно важными являются планы реформ оборонной промышленности, перепрофилирование на выпуск высокотехнологической и конкурентоспособной гражданской продукции.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………….……….3
Тенденции развития машиностроения в республике……….…………..………4
Проблемы развития машиностроительного комплекса………………..….…....7
Проблема оборудования……………………………………………...……7
Проблема кадров…………………………………………………….……..9
Проблема инвестиций……………………………..……………….……..10
Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..……………………………………......12
Перспективы развития машиностроения…………………..…………….….…17
Заключение…………………………………………………………….……...... 19
Список использованной литературы………………………………………..….20

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра экономической теории и социально-экономической политики

направление 080100.62 «Экономика»

(на  базе высшего образования, внебюджет)

 

Контрольная работа

по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

на тему «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Республики Башкортостан»

 

 

 

Преподаватель       _________________  к.э.н., доц. Минасов М.Ш.

 

     

Студент 2 курса      _________________ Егорова М.Ю. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА – 2013

 

Содержание

 

Введение….……………………………………………………………….……….3

Тенденции развития машиностроения в республике……….…………..………4

Проблемы развития машиностроительного комплекса………………..….…....7

Проблема оборудования……………………………………………...……7

Проблема кадров…………………………………………………….……..9

Проблема инвестиций……………………………..……………….……..10

Возможные направления  преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..……………………………………......12

Перспективы развития машиностроения…………………..…………….….…17

Заключение…………………………………………………………….……...... 19

Список использованной литературы………………………………………..….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Машиностроение является технической основой интенсификации материального производства и ведущей отраслью промышленности. Поэтому технический уровень выпускаемых изделий в значительной мере определяет развитие и уровень всех отраслей промышленности. Машиностроительный комплекс, включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство является материальной базой технического перевооружения. От него зависит, в решающей степени, производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Актуальны также –  обеспечение всех отраслей народного  хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение  технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно – технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Чрезвычайно важными  являются планы реформ оборонной  промышленности, перепрофилирование на выпуск высокотехнологической и конкурентоспособной гражданской продукции.

Целью данной работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного  комплекса республики Башкортостан, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

 

Тенденции развития машиностроения в республике

 

Предприятия республики выпускают авиационные двигатели, газоперекачивающее и газоэнергетическое оборудование, оборудование для нефтегазоперерабатывающих и металлургических предприятий, химическое и нефтепромысловое оборудование, автотранспортные средства и автокомпоненты, обрабатывающие центры, средства связи, сельскохозяйственную, строительную и медицинскую технику, электротехническое оборудование, товары народного потребления.

Необходимо отметить, что только за 2002 – 2006 годы машиностроители увеличили объемы выпускаемой продукции в действующих ценах в два раза.

 

 


 

Рис. 1 Динамика доли Республики Башкортостан по отношению к Российской Федерации по производству машиностроительной продукции.

 

 За 8 месяцев 2006 г. увеличился выпуск нефтепромыслового оборудования в 2 раза, автобетоносмесителей – в 1,5 раза, автобусов – на 12,9%, прицепов и полуприцепов – на 13,9%, станков металлорежущих – на 38,3%, электроламп осветительных – на 9,4%, сельскохозяйственной техники, в том числе мотоблоков и монокультиваторов – на 18,5%, сеялок тракторных – в 3,1 раза.

 


 

Рис. 2  Динамика производства станков

 

Основной прирост промышленного  в машиностроительном комплексе  обеспечен акционерными обществами «Нефтекамский автозавод», «Белебеевский  завод ″Автонормаль″», «Акционерная компания «ОЗНА», «Туймазинский завод автобетоновозов», «Благовещенский арматурный завод», «Ишимбайский машиностроительный завод», «Стерлитамакский станкостроительный завод», «Уфимский электроламповый завод «Свет», «Строймаш», «Нефтекамский машиностроительный завод» и другими предприятиями.

 


 

Рис. 3 Динамика производства транспортных средств

За семь месяцев 2006 г. акционерными обществами «НефАЗ» выпущены 710 автобусов, более 2,4 тыс. прицепов и  полуприцепов, «Туймазинский завод  автобетоновозов» - более 1 тысячи автобетоносмесителей, федеральными государственными унитарными предприятиями «Кумертауское авиационное производственное предприятие» - 4 гражданских вертолета, «Уфимское агрегатное производственное объединение» - 19 тыс. электропылесосов, более 72 тыс. электроутюгов.

 


Рис.4 Динамика производства автомобилей

Особо необходимо отметить вклад предприятий оборонно-промышленного  комплекса в производство промышленной продукции республики. Более 40% в  общем объеме продукции машиностроения приходится на предприятия оборонно-промышленного комплекса, который сегодня включает в себя 12 промышленных предприятий и 5 научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций.

В январе-марте 2008 года также  отмечена положительная динамика развития предприятий машиностроительного  комплекса. Индекс промышленного производства по перечисленным видам экономической деятельности составляет от 121 до 133% при индексе промышленного производства в целом по республике 111,6 %.

В производстве электрооборудования, электронного и  оптического оборудования также отмечен высокий рост на 28,6%. За квартал увеличен выпуск проводов силовых для электрических установок (в 3,9 раза), станционных кабелей связи (в 3,2 раза), гибких силовых кабелей (на 29,5%), средств вычислительной техники (на 16,5%). Производство транспортных средств и оборудования возросло на 21% за счет наращивания выпуска автобусов (в 1,6 раза), прицепов и полуприцепов (122,1%), автобетоносмесителей (114,4 %), кресел-колясок для инвалидов (в 5,5 раза).

 

 

 

Проблемы развития машиностроительного комплекса

Проблема оборудования

 

Первой проблемой развития машиностроения является устаревшее технологическое  оборудование, не отвечающее мировым  стандартам. Степень износа основных фондов машиностроения РБ (в % от полной их стоимости) на конец 2002 года составила 49,4%, и темпы их обновления не позволяют ожидать коренных изменений в этой области. Так, в машиностроении РБ обновление основных фондов (в % от их общей стоимости) составило: в 1990 г. - 6,1%, в 1995 г.- 2,2 %, в 1999 - 1,7 %, в 2000 г. – 3,4 %, в 2001 г. – 3,9 %, в 2002 г. – 6,4 %.

Техническое перевооружение всего машиностроительного комплекса  остается на сегодняшний день острейшей  проблемой.  По свидетельству одного из исследований, в связи с низким уровнем производства важнейших  видов оборонной  и гражданской техники на грани полной утери находится более 300 уникальных технологий. В то же время около 70 % используемых – это технологии второго поколения (1960-1970 гг.), во-первых, отличающиеся повышенными материало-, энерго- и трудозатратами (что не может не повлиять на стоимость производимой продукции), и, во-вторых, не позволяющие обеспечивать соответствующий мировым стандартам уровень качества продукции.

В то время как ведущие  зарубежные компании за последние 5 - 10 лет, при непосредственной государственной поддержке, осуществили реконструкцию своих производств на базе широкого использования высокоавтоматизированных и компьютеризованных технологий, на отечественных предприятиях значительно снизился уровень автоматизации производственных процессов. За последние годы прекратило свое существование около 80% созданных в 1980-е годы комплексно – механизированных и автоматизированных цехов и участков. Станкостроительными производствами почти полностью прекращен выпуск оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), обрабатывающих центров и гибких производственных модулей. Эксплуатирующиеся   в отрасли станки с ЧПУ имеют следующую возрастную структуру: до 10 лет (выпуск 1990-х гг.) – 24,6 %; до 20 лет (выпуск 1980–х гг.) – 64 %; свыше 20 лет (выпуск 1970-х гг.) - 11,4 %.

Темпы обновления парка  оборудования составляют в настоящее  время 0,3 - 0,5 % в год. Для поддержания  парка в работоспособном состоянии  они должны быть 10 – 12 % в год.

Сложность отмеченной проблемы заключается также в том, что она теснейшим образом связана еще с тремя областями, в каждой из которых в настоящее время существуют значительные трудности. Это – проблемы кадров, инвестиций и инноваций.

 

Проблема кадров

 

Рассматривая проблемы кадров как один из существенных факторов, ограничивающих развития машиностроения, обычно выделяют:

    • Низкий уровень производительности труда;
    • Старение кадров рабочих и ИТР и недостаточный приток молодежи;
    • Недостаток кадров высокой квалификации.

По некоторым оценкам, производительность труда в отечественном машиностроении сегодня в среднем в 2-3 раза ниже, чем в Европе, и в 4-5 раз ниже, чем в США. Это, в свою очередь, обусловлено многими причинами: низким техническим уровнем производства в машиностроении, отсутствием необходимой мотивации труда, недостатками в организации производства .

По данным Комитета государственной  статистики РБ, численность промышленно-производственного  персонала в машиностроении сократилась  с 228 761 человек в 1990 г. до 112 637 человек в 2002 г., т.е. больше, чем в 2 раза. Перетекание рабочей силы наблюдается, главным образом, из сферы материального производства в сферу услуг, а внутри промышленности из обрабатывающих отраслей в добывающие. Серьезный урон в обеспечении высококвалифицированными кадрами наносит отъезд наиболее подготовленных специалистов за рубеж.

 

 

 

 

Проблема инвестиций

 

Следующим фактором, ограничивающим развитие машиностроения является недостаток инвестиций. В настоящее время, вследствие недостаточности бюджетного финансирования, инвестиции в машиностроении осуществляются в основном за счет собственных финансовых средств предприятий.

По данным статистики, в РБ наблюдается  рост инвестиций в основной капитал: с 244 млн руб. в 1999 г. до 920 млн руб. в 2002 г. Но, если рассматривать эти  цифры в относительных единицах, то доля инвестиций в машиностроение в общем объеме инвестиций в промышленность составила в 2002 г. лишь 4,9% по сравнению с 15 % в 1991 г. В том же 2002 г. доля инвестиций в топливную промышленность составила 50,1%; в химическую и нефтехимическую – 18,1%; в электроэнергетику – 13,4%.

Однако даже эти средства направляются только на поддержку производства, а не на его качественное перевооружение. Подтверждением этого являются, в  свою очередь, снижение рентабельности основного капитала промышленности республики Башкортостан с 21,1 % в 1999 г. до 14,6 % в 2003 г.

Недостаточные инвестиции являются, в свою очередь, серьезным препятствием для обеспечения необходимого условия  промышленного развития: внедрения  инноваций.

В республике наблюдается стабильный рост объемов производства инновационной продукции (рис. 5). Однако темпы роста ее производства несколько отстают от темпов роста ВРП, что является тревожным сигналом с точки зрения конкурентоспособности экономики республики. Вместе с тем надо признать, что и в общероссийском масштабе, и у нас в республике методика учета инновационной продукции, соответствующая сегодняшним условиям хозяйствования, отсутствует, что не дает возможности делать вполне обоснованные выводы о динамике ее производства.

 


Рис.5. Динамика производства инновационной продукции.

 

Следует подчеркнуть: для  стимулирования развития инновационной  деятельности предприятий необходима четко действующая система государственных  преференций. Речь идет прежде всего  об участии государственных ресурсов в реализации соответствующих проектов в виде льготных арендных ставок, компенсации процентных ставок по кредитам, налоговых льготах и других преференциях.

К числу прочих причин, обусловивших ныне существующее состояние  отечественного машиностроения, также можно отнести:

- недостаточно продуманную, целенаправленную  и последовательную промышленную  политику государства, проблемы  ее реализации;

- низкий уровень спроса на  продукцию машиностроения на  внутреннем рынке. Ограничителем  роста производства наукоемкой продукции машиностроения является отсутствие массового среднего класса, бедность населения, в результате чего нет спроса на продукцию более высокого класса и качества как производственного, так и потребительского назначения;

- неэффективную, негибкую организационную структуру управления большинством базовых машиностроительных предприятий;

- как следствие, неэффективную  структуру производства, наличие  большого количества простаивающего  или недостаточно загруженного  оборудования.

 

Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения

 

Опираясь на проведенный  выше анализ основных факторов, ограничивающих развитие отечественного машиностроения, можно предложить следующие возможные  направления преодоления негативных тенденций в отрасли.

Первое направление, безусловно, связано с государственным регулированием отрасли. Государство располагает разнообразным арсеналом методов прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на конкурентоспособность предприятий. Это могут быть методы как ограничивающего, так и стимулирующего характера.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Республики Башкортостан