Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Актуальны также – обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно – технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Чрезвычайно важными являются планы реформ оборонной промышленности, перепрофилирование на выпуск высокотехнологической и конкурентоспособной гражданской продукции.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………….……….3
Тенденции развития машиностроения в республике……….…………..………4
Проблемы развития машиностроительного комплекса………………..….…....7
Проблема оборудования……………………………………………...……7
Проблема кадров…………………………………………………….……..9
Проблема инвестиций……………………………..……………….……..10
Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..……………………………………......12
Перспективы развития машиностроения…………………..…………….….…17
Заключение…………………………………………………………….……...... 19
Список использованной литературы………………………………………..….20

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Например, за период с 2000-2005 гг. при финансовой поддержке Правительства  Республики Башкортостан (выделен бюджетный кредит в сумме 75 млн. руб.)  на ФГУП «Кумертауское авиационное производственное предприятие» освоено и модернизовано 4 вида новых вертолетов. Постановка на производство новых видов конкурентоспособной продукции позволила предприятию не только увеличить  производство авиационной техники в 2005 г. на 34,4%, а за 8 месяцев 2006 г. – на 61,9%, но и расширить рынки сбыта. Помимо традиционных рынков сбыта вертолетов (Юго-Восточная Азия), предприятие осваивает и рынки Ближнего Востока и Европы. Доля продукции, поставляемой на экспорт, в общем объеме производства составляет около 60%. Наряду с серийным производством вертолетов проводятся работы по ремонту и переоборудованию в новые модификации вертолетов Ка-32Т и Ка-32А.

Несмотря на важную роль государства, решающей силой, способной обеспечивать устойчивое развитие машиностроения, являются сами же предприятия. И здесь перед ними, в первую очередь, стоят две взаимосвязанные проблемы:

- структурные преобразования;

- техническое перевооружение.

Говоря о структурных  преобразованиях базовых предприятий  отечественного машиностроения, нужно  выделить следующие возможности  решения поблеем в данной области:

- разукрупнение неповоротливых  и неэффективных производств-гигантов, создание на их базе средних и мелких предприятий;

- концентрация всех  видов ресурсов и возможностей  на достижении главной цели, например, выпуске профильной продукции  при одновременном отказе от  несвойственной предприятию деятельности  и непрофильных производств;

- передача непрофильных для данного предприятия работ и функций организациям, специализирующимся на выполнении таковых;

- переход от функционального  к процессно-ориентированному подходу  в управлении предприятием;

- проведение производственной  реструктуризации на основе технологической специализации. Большинство машиностроительных предприятий изначально создавалось по принципу предметной специализации для выпуска определенных видов продукции, чаще всего – оборонного назначения. Основными проблемами таких предприятий в настоящее время являются: низкая загрузка оборудования и производственных площадей, отсутствие гибкости и мобильности производства, большие издержки производства и невысокое качество продукции. Развитие предприятий и переход к выпуску новой продукции требует больших затрат на внедрение новых технологий, приобретение нового оборудования, переподготовку кадров и пр., на которые у большинства предприятий средств не имеется. Однако технологии и оборудование, бывшие уникальными 10-15 лет тому назад, еще в течении некоторого времени способны отвечать требованиям современного производства. Это, в первую очередь, касается таких подотраслей машиностроения, как, ракето-, авиа-, судостроение и некоторых других, входящих в систему оборонно-промышленного комплекса. Реструктуризация на основе технологической специализации позволяет повышать гибкость и мобильность производства, обеспечивать эффективную загрузку оборудования и производственных площадей, увеличивать производительность труда и качество продукции, снижать издержки производства. Выбор типа и направлений специализации определяется особенностями каждого конкретного  предприятия:

- активизация формирования  в промышленности интегрированных  и сетевых структур, кластеров  предприятий, основанных на использование  возможностей современных информационных технологий, принципах сетевой экономики.

К мерам по решению  проблем в области технического перевооружения машиностроительных предприятий  можно отнести:

- обеспечение максимально  тесной связи между приоритетами  и программами развития отрасли с проектами технического перевооружения базовых предприятий машиностроения;

- разработку необходимого  информационно-методического обеспечения  по проведению технического перевооружения  предприятий (методик разработки  программ технического перевооружения, методик анализа и оценки  технического уровня производства, каталогов прогрессивных технологий, оборудования материалов отечественных зарубежных выставок и др.);

- согласование планов  технического перевооружения со  стратегией развития предприятий в целом, четкое определение целей и объектов технического перевооружения;

- исследование возможностей  существующего производственно-технологического  потенциала предприятий машиностроения; максимальное использование имеющихся,  частично адаптированных к современным условиям, технологий и оборудования;

- ориентацию программ  технического перевооружения на  ресурсосбережение;

- расширение использования  возможностей лизинга в приобретении  оборудования.

Возможностей  резко увеличить объемы производства несколько. Можно дозагрузить свободные производственные мощности. Согласно статистике в республике еще остаются производства, загруженные всего на одну десятую. Положительных же примеров хозяйского подхода в этом деле более чем достаточно. Например, начато техническое перевооружение в ОАО "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш". Там разработан инвестиционный проект "Модернизация и расширение действующего производства аппаратов с толщиной стенки корпуса 32-80 мм" общей стоимостью в 81,7 миллиона рублей. Приобретается уникальное оборудование - пресс для штамповки днища для установок, работающих под высоким давлением, и автомат для сварки толстостенных листов.

В области активизации  привлечения инвестиций в машиностроение на современном этапе можно отметить переход многих предприятий к использованию в качестве основного показателя, характеризующего результаты деятельности и возможности будущего развития, показателя стоимости предприятия. Этот показатель, во-первых, носит комплексный характер (его значение определяется воздействием большого числа как внутренних факторов, характеризующих имеющиеся у предприятия ресурсы и эффективность их использования, так и внешних, отражающих отношение к предприятию со стороны потребителей и акционеров); во-вторых, достаточно тесно связан с ожидаемой перспективой развития предприятия (любое предположение о замедлении темпов роста достаточно быстро приводит к снижению данного показателя). Как показывает зарубежный опыт, положительная динамика стоимости предприятия является существенным фактором его инвестиционной привлекательности.

К приоритетным направлениям развития машиностроения республики относятся:

    • сельскохозяйственное машиностроение;
    • машиностроение для нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности;
    • авиадвигателестроение вертолетостроение;
    • автомобилестроение;
    • выработка и реализация научно – технической политики, направленной на коренную модернизацию, экологизацию производства, энерго- и ресурсосбережение, вовлечение в сферу производства природных отходов и вторичного сырья;
    • организация информационного и технологического взаимодействия всех участников производства машиностроительной продукции с использованием современных информационных технологий;
    • научно-технический мониторинг и подготовка предложений по приоритетам государственной политики в области технического регулирования, метрологии, лицензирования в машиностроении;
    • развитие и совершенствование нормативно-технологической базы для осуществления прогрессивных преобразований машиностроительной отрасли, отработка механизмов взаимодействия предприятий различных форм собственности с органами управления всех уровней;
    • подготовка и переподготовка специалистов всех уровней для машиностроительного комплекса с учетом современных требований.

Перспективы развития машиностроения

 

Развитие машиностроительного комплекса РБ в перспективе должно осуществляться в несколько этапов:

1-й этап – использование опыта и достигнутых результатов для активизаций развития всего машиностроительного комплекса;

2-й этап – преодоление отставания от передовых промышленно-развитых стран по параметрам конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий и др.; создание задела для технологического прорыва по использованию в машиностроительном производстве шестого уклада.

Процесс модернизации экономики  в целом без серьезного рывка  в машиностроительном комплексе  невозможен, а для этого необходимы крупные инвестиции. Многие отрасли  экономики продолжают работать на старом оборудовании, где износ составляет от 60 до 80%, а ежегодно обновляется всего 5-10% выбывающего оборудования. Это может привести к резкому падению темпов развития экономики, начиная со второго этапа стратегии долгосрочного развития, снижению качества, конкурентоспособности продукции, и что особенно опасно – к крупным техногенным катастрофам.

В машиностроении республики уже весьма существенно устарели основные фонды и, в первую очередь, оборудование. Сейчас без обновления оборудования и внедрения новейших технологий, говорить о каких-то прорывах несерьезно.

Машиностроительный комплекс республики, располагающий высококвалифицированными кадрами, сохранившимися еще зданиями и сооружениями, при привлечении  инвестиций может достаточно быстро восстановиться и обеспечить хозяйство  республики необходимыми машинами и оборудованием. Есть потребность и возможность использования имеющегося научного потенциала Уфимского государственного авиационного технического университета, Института механики УНЦ РАН и ряда других научных учреждений.

Выделяют четыре возможных направления развития машиностроительного комплекса республики.

Первое – в высокотехнологичном секторе, соответствующем требованиям пятого технологического уклада, возможен переход от традиционной модернизации оборудования к новым наукоемким нанотехнологиям, а также формирование «новой экономики» - экономики информации.

Второе – ускорение освоения и достижения мировых стандартов качества продукции на развивающихся и нарождающихся в республике производствах транспортного машиностроения (авиастроение, автомобилестроение, тракторостроение, транспорт высокой проходимости).

Третье – доведение до уровня четвертого технологического уклада традиционных отраслей машиностроения по производству востребованной рынком продукции потребительского назначения и ремонтно-восстановительного профиля.

Четвертое – это среднее и малое предпринимательство в машиностроении, выполняющее многочисленные заказы в средних и малых городах и населенных пунктах.

Выделенные направления  развития машиностроения будут развиваться постепенно, реальные заметные результаты могут быть получены только к концу второго этапа. Причем все они могут рассматриваться в рамках оптимистического, умеренного и пессимистичного сценариев.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня машиностроение Башкортостана - это динамично развивающаяся, инновационная, наукоемкая и конкурентоспособная отрасль экономики. Предприятия машиностроения республики занимают ведущие позиции в стране. Они на первом месте по выпуску автобетоносмесителей, обрабатывающих центров, электроламп. У нас выпускается каждая вторая цистерна для перевозки нефтепродуктов, каждый третий автобус большого класса, грузовой прицеп и полуприцеп. Качественная продукция и новейшие разработки предприятий военно-промышленного комплекса республики вносят весомый вклад в укрепление обороноспособности России.

Но наряду с существующими  успехами имеются и проблемы, которые  тормозят развитие комплекса.

В первую очередь, тормозит его развитие изношенность основных фондов. Во-вторых – дефицит рабочих групп, в-третьих – недостаток инвестиций. А недостаточные инвестиции являются, в свою очередь, серьезным препятствием для обеспечения необходимого условия промышленного развития: внедрения инноваций.

В настоящее время  основная задача промышленности заключается  в расширении и совершенствовании индустриальной базы развития экономики, в модернизации, реконструкции и техническом перевооружении предприятий с внедрением инновационных технологий производства.

В преодолении существующих проблем важную роль играет государственная промышленная политика, но решающей силой, способной обеспечивать устойчивое развитие машиностроения, являются сами же предприятия.

От результатов труда  работников машиностроительного комплекса  зависит техническое развитие других видов деятельности и благосостояние республики в целом. Ведь машиностроение всегда было основой экономики государства.

Список использованной литературы:

 

  1. Башкортостан XXI век: [Пром.-эконом. Кат.]- Уфа: Республика Башкортостан, 2001. – 176 с.:ил
  2. Вагапов Р. Машиностроительный комплекс Республики Башкортостан: конкурентные преимущества и перспективы развития. // Экономика и управление. 2007, №1 (75). С. 32-37
  3. Мавлиева Г. Требуются высокие технологии и рабочие руки. / Республика Башкортостан, 29.09.2007, №№ 189 – 190 (26422 – 26423)
  4. Маликов Р. Основа успеха – верный выбор приоритетов. // Экономика и управление, 2007, № 5 (79)
  5. Махмутов А. Горизонты экономики Башкортостана в обозримой перспективе.// Экономика и управление, 2007, №5 (79). С.32-33.
  6. Миянов Р. Внешние экономические связи: влияние на экономику РБ.// Экономика и управление, 2007, №3 (77). С.41-42
  7. Уфимское моторостроительное производственное объединение. – Уфа: Издательство «Слово», 2000. 88 с.: ил
  8. Филимонов М. Вклад Башкортостана в развитие авиационной промышленности в годы войны. // Вавтандаш, 2005, № 5
  9. Хисматов М.Ф. Территориальная организация производительных сил Башкирии и пути ее совершенствования.- Уфа: Башк.кн.изд-во, 1987.- 272 с., ил.
  10. Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов/ под общ. Ред. Х.А. Барлыбаева. – Уфа, 2003. – 563 с.
  11. Экономическая энциклопедия регионов России. Республика Башкортостан./ гл.ред. Ф.И.Шамхалов. – М.: Экономика, 2004. – 639 с.:ил.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Республики Башкортостан