Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:05, контрольная работа
Актуальны также – обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно – технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Чрезвычайно важными являются планы реформ оборонной промышленности, перепрофилирование на выпуск высокотехнологической и конкурентоспособной гражданской продукции.
Введение….……………………………………………………………….……….3
Тенденции развития машиностроения в республике……….…………..………4
Проблемы развития машиностроительного комплекса………………..….…....7
Проблема оборудования……………………………………………...……7
Проблема кадров…………………………………………………….……..9
Проблема инвестиций……………………………..……………….……..10
Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..……………………………………......12
Перспективы развития машиностроения…………………..…………….….…17
Заключение…………………………………………………………….……...... 19
Список использованной литературы………………………………………..….20
Например, за период с 2000-2005 гг. при финансовой поддержке Правительства Республики Башкортостан (выделен бюджетный кредит в сумме 75 млн. руб.) на ФГУП «Кумертауское авиационное производственное предприятие» освоено и модернизовано 4 вида новых вертолетов. Постановка на производство новых видов конкурентоспособной продукции позволила предприятию не только увеличить производство авиационной техники в 2005 г. на 34,4%, а за 8 месяцев 2006 г. – на 61,9%, но и расширить рынки сбыта. Помимо традиционных рынков сбыта вертолетов (Юго-Восточная Азия), предприятие осваивает и рынки Ближнего Востока и Европы. Доля продукции, поставляемой на экспорт, в общем объеме производства составляет около 60%. Наряду с серийным производством вертолетов проводятся работы по ремонту и переоборудованию в новые модификации вертолетов Ка-32Т и Ка-32А.
Несмотря на важную роль государства, решающей силой, способной обеспечивать устойчивое развитие машиностроения, являются сами же предприятия. И здесь перед ними, в первую очередь, стоят две взаимосвязанные проблемы:
- структурные преобразования;
- техническое перевооружение.
Говоря о структурных
преобразованиях базовых
- разукрупнение неповоротливых
и неэффективных производств-
- концентрация всех
видов ресурсов и возможностей
на достижении главной цели, например,
выпуске профильной продукции
при одновременном отказе от
несвойственной предприятию
- передача непрофильных для данного предприятия работ и функций организациям, специализирующимся на выполнении таковых;
- переход от функционального
к процессно-ориентированному
- проведение производственной реструктуризации на основе технологической специализации. Большинство машиностроительных предприятий изначально создавалось по принципу предметной специализации для выпуска определенных видов продукции, чаще всего – оборонного назначения. Основными проблемами таких предприятий в настоящее время являются: низкая загрузка оборудования и производственных площадей, отсутствие гибкости и мобильности производства, большие издержки производства и невысокое качество продукции. Развитие предприятий и переход к выпуску новой продукции требует больших затрат на внедрение новых технологий, приобретение нового оборудования, переподготовку кадров и пр., на которые у большинства предприятий средств не имеется. Однако технологии и оборудование, бывшие уникальными 10-15 лет тому назад, еще в течении некоторого времени способны отвечать требованиям современного производства. Это, в первую очередь, касается таких подотраслей машиностроения, как, ракето-, авиа-, судостроение и некоторых других, входящих в систему оборонно-промышленного комплекса. Реструктуризация на основе технологической специализации позволяет повышать гибкость и мобильность производства, обеспечивать эффективную загрузку оборудования и производственных площадей, увеличивать производительность труда и качество продукции, снижать издержки производства. Выбор типа и направлений специализации определяется особенностями каждого конкретного предприятия:
- активизация формирования
в промышленности
К мерам по решению проблем в области технического перевооружения машиностроительных предприятий можно отнести:
- обеспечение максимально
тесной связи между
- разработку необходимого
информационно-методического
- согласование планов
технического перевооружения
- исследование возможностей
существующего производственно-
- ориентацию программ
технического перевооружения
- расширение использования
возможностей лизинга в
Возможностей
резко увеличить объемы производства
несколько. Можно дозагрузить
свободные производственные мощности.
Согласно статистике в республике еще
остаются производства, загруженные всего
на одну десятую. Положительных же примеров
хозяйского подхода в этом деле более
чем достаточно. Например, начато техническое
перевооружение в ОАО "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш"
В области активизации
привлечения инвестиций в машиностроение
на современном этапе можно
К приоритетным направлениям развития машиностроения республики относятся:
Перспективы развития машиностроения
Развитие машиностроительного комплекса РБ в перспективе должно осуществляться в несколько этапов:
1-й этап – использование опыта и достигнутых результатов для активизаций развития всего машиностроительного комплекса;
2-й этап – преодоление отставания от передовых промышленно-развитых стран по параметрам конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий и др.; создание задела для технологического прорыва по использованию в машиностроительном производстве шестого уклада.
Процесс модернизации экономики в целом без серьезного рывка в машиностроительном комплексе невозможен, а для этого необходимы крупные инвестиции. Многие отрасли экономики продолжают работать на старом оборудовании, где износ составляет от 60 до 80%, а ежегодно обновляется всего 5-10% выбывающего оборудования. Это может привести к резкому падению темпов развития экономики, начиная со второго этапа стратегии долгосрочного развития, снижению качества, конкурентоспособности продукции, и что особенно опасно – к крупным техногенным катастрофам.
В машиностроении республики уже весьма существенно устарели основные фонды и, в первую очередь, оборудование. Сейчас без обновления оборудования и внедрения новейших технологий, говорить о каких-то прорывах несерьезно.
Машиностроительный комплекс
республики, располагающий
Выделяют четыре возможных направления развития машиностроительного комплекса республики.
Первое – в высокотехнологичном секторе, соответствующем требованиям пятого технологического уклада, возможен переход от традиционной модернизации оборудования к новым наукоемким нанотехнологиям, а также формирование «новой экономики» - экономики информации.
Второе – ускорение освоения и достижения мировых стандартов качества продукции на развивающихся и нарождающихся в республике производствах транспортного машиностроения (авиастроение, автомобилестроение, тракторостроение, транспорт высокой проходимости).
Третье – доведение до уровня четвертого технологического уклада традиционных отраслей машиностроения по производству востребованной рынком продукции потребительского назначения и ремонтно-восстановительного профиля.
Четвертое – это среднее и малое предпринимательство в машиностроении, выполняющее многочисленные заказы в средних и малых городах и населенных пунктах.
Выделенные направления развития машиностроения будут развиваться постепенно, реальные заметные результаты могут быть получены только к концу второго этапа. Причем все они могут рассматриваться в рамках оптимистического, умеренного и пессимистичного сценариев.
Заключение
Сегодня машиностроение Башкортостана - это динамично развивающаяся, инновационная, наукоемкая и конкурентоспособная отрасль экономики. Предприятия машиностроения республики занимают ведущие позиции в стране. Они на первом месте по выпуску автобетоносмесителей, обрабатывающих центров, электроламп. У нас выпускается каждая вторая цистерна для перевозки нефтепродуктов, каждый третий автобус большого класса, грузовой прицеп и полуприцеп. Качественная продукция и новейшие разработки предприятий военно-промышленного комплекса республики вносят весомый вклад в укрепление обороноспособности России.
Но наряду с существующими успехами имеются и проблемы, которые тормозят развитие комплекса.
В первую очередь, тормозит его развитие изношенность основных фондов. Во-вторых – дефицит рабочих групп, в-третьих – недостаток инвестиций. А недостаточные инвестиции являются, в свою очередь, серьезным препятствием для обеспечения необходимого условия промышленного развития: внедрения инноваций.
В настоящее время основная задача промышленности заключается в расширении и совершенствовании индустриальной базы развития экономики, в модернизации, реконструкции и техническом перевооружении предприятий с внедрением инновационных технологий производства.
В преодолении существующих проблем важную роль играет государственная промышленная политика, но решающей силой, способной обеспечивать устойчивое развитие машиностроения, являются сами же предприятия.
От результатов труда работников машиностроительного комплекса зависит техническое развитие других видов деятельности и благосостояние республики в целом. Ведь машиностроение всегда было основой экономики государства.
Список использованной литературы: