Проблемы и перспективы развития внешнеторговых отношений в группировке стран БРИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

В качестве цели данной работы можно обозначить следующее – рассмотрение торгово-экономическое сотрудничество России и стран БРИКС. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть становление и сравнительную характеристику стран БРИКС;
- раскрыть историю институциональной экономической теории;
- определить место и роль России в БРИКС;
- исследовать динамику внешнеторгового сотрудничества;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Место и роль стран БРИКС в мировой экономике 5
1.1. Становление и сравнительная характеристика стран БРИКС 5
1.2. Место и роль России в БРИКС 7
Глава 2. Экономическое и торговое взаимодействие России с БРИКС 16
2.1. Динамика внешнеторгового сотрудничества 16
2.2. Инвестиционное сотрудничество между странами 19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внешнеторговых отношений в
группировке стран БРИКС 23
3.1. Основные проблемы группировки стран БРИКС 23
3.2. Перспективы развития международных торговых отношений между
странами 25
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

torgovoekonomicheskoe_sotrudnichestvo_rossii_i_stran_briks.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

 Среди аргументов «против»  перспективного развития БРИКС  в статье выделяются следующие. Страны БРИКС не имеют общей  истории, принадлежат к разным цивилизациям, их не связывают общие долгосрочные интересы. Их объединяет только критерий ускоренного экономического роста, который нельзя считать устойчивым. Разница в уровнях экономического, социального и научно-образовательного развития стран БРИКС слишком велика.

 Экономики стран БРИКС  трудно назвать взаимодополняющими. Хотя торгово-экономические контакты  между странами БРИКС интенсифицируются, основные партнеры для них  – США и ЕС. Между странами  БРИКС существуют острые противоречия. Например, давняя геополитическая конкуренция между Индией и Китаем дополняется конкуренцией экономической, на первый план выходят вопросы обеспечения природными ресурсами, в первую очередь, энергетическими.

 Учитывая большие различия  между странами БРИКС и расхождения, существующие между ними, трудно рассчитывать, что они смогут выступить с единых и согласованных позиций, как, например, страны ЕС. У этих стран нет центра притяжения. Решения БРИКС не носят обязательный характер. Неполноценность БРИКС как организации состоит в том, что она не имеет даже своего секретариата.

 Общий вывод скептиков: объединение стран БРИКС носит  политико-символический характер. Резкие  противоречия и разнонаправленность  стран помешают достичь единства  внутри объединения27.

 Востребованность группы крупных стран, не входящих в зону «золотого миллиарда», в условиях развития глобализации, с одной стороны, и претензий США на создание однополярного мира – с другой. Экономики стран, входящих в группу БРИКС, имеют большой потенциал. Сегодня эти страны обеспечивают примерно 60% прироста мирового ВВП.

 Страны БРИКС решают  близкие задачи перехода к  самодостаточному высокотехнологичному  производству и одновременно  подъема жизненного уровня населения.

 Несмотря на разницу  в уровнях развития стран-участниц, БРИКС превращается в новую площадку, где обсуждаются самые разные проблемы – финансовые, научно-технические, культурные, политические. Общий вывод оптимистов следующий. Несмотря на разницу экономических структур, все страны БРИКС объединяют политические амбиции, стремление преобразовать растущую экономическую мощь в геополитическое влияние.

 В целом, перспективы  БРИКС, по нашему мнению, не поддаются однозначной оценке, вопросов относительно развития данной структуры остается много. В настоящее время существует две основные системы коллективной безопасности, которые можно обозначить как универсальная и региональная. Универсальная система международной безопасности – это система безопасности, созданная в рамках ООН.

 Правительства стран-членов группы БРИКС положительно относятся к системе ООН. Страны БРИКС подчеркивают необходимость укрепления ООН, повышения эффективности ее деятельности. Однако очевидная неспособность ООН обеспечить полные гарантии международной безопасности вынуждает государства заключать многосторонние соглашения и создавать региональные организации, главной задачей которых является оказание государствами-участниками друг другу взаимной помощи, в том числе, и военной, в случае вооруженного нападения на них.

 Олицетворяемая НАТО модель обеспечения международной безопасности государств предполагает объединение нескольких стран, расположенных по соседству друг с другом и не имеющих между собой серьезных противоречий, в организацию, главной задачей которой является координация совместных действий по обеспечению безопасности. Преимущество такой модели по сравнению с универсальной моделью ООН состоит в том, что общность интересов государств-участников дает большие основания надеяться государству-жертве агрессии на получение помощи других государств, поскольку отражение такой агрессии, в конечном счете, соответствует их интересам.

 В отличие от НАТО, среди государств-членов БРИКС  нет государства-лидера, которое  определяло бы основные направления  совместной политики безопасности. Каждая из стран-членов БРИКС проводит самостоятельную внешнюю политику и потому действовать по образцу НАТО страны БРИКС не смогут. Однако озабоченность своей безопасностью у ряда стран БРИКС есть. По нашему мнению, в случае возникновения ситуации подобной иракской, существенно задевающей их интересы, страны БРИКС могли бы повлиять на нее, не вступая непосредственно в вооруженный конфликт, а используя свой возросший за последнее десятилетие экономический потенциал. Сейчас страны БРИКС играют очень существенную роль в мировой экономике и торговле, и их согласованные действия в этой сфере могут оказать самое серьезное воздействие на любое государство в мире.

В результате, лидеры объединения на саммите в столице Индии выступили за дальнейшее содействие устойчивому и сбалансированному росту мировой экономики и созданию более представительной и стабильной системы резервных валют. Достигнута договоренность о необходимости скорейшего реформирования мировых финансовых институтов, включая Международный валютный фонд. В перспективе страны БРИКС планируют преобразовать это объединение во влиятельную международную организацию.

Перспективы дальнейшего повышения роли и влияния БРИКС на международной арене не в последнюю очередь зависят от уровня развития и динамики двусторонних отношений между членами группировки, от экономического и политико-дипломатического наполнения взаимодействия между ними. Крайне важно проанализировать, как в настоящее время развиваются (и могут развиваться в обозримом будущем) отношения между Бразилией и Индией, Китаем и Россией, Южной Африкой и Индией, Бразилией и Россией и т.д.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хочется добавить, что страны БРИК должны быть включены в процесс формирования глобальной экономической политики, что было очевидно уже в 2001 г. Стыдно признавать, что на сегодняшний день «они не входят в состав Большой семёрки и не имеют представителей в правлении МВФ и Всемирного Банка. Страны БРИК должны встряхнуть лидеров западных стран и заставить их воспринимать себя не просто как гостей, зашедших на чашку кофе»29. Несомненно, что в этих словах есть доля истины: западные лидеры уже не могут игнорировать растущие с каждым годом мощь и авторитет нового объединения крупнейших стран, его  перспективы  не могут не раздражать Запад и заставляют искать новые подходы и стратегии поведения всех участников мировой политики. В то же время говорить о каком-то глобальном экономическом или политическом противостоянии на уровне «холодной войны» США и СССР также не приходится, так как для формирования нового двухполюсного мира отсутствует, в первую очередь, идеологическая база конфликта.

Для России и укрепления ее позиций в этом глобальном объединении, которые не так прочны, как, к примеру, позиции Бразилии, Индии и Китая, важно продолжать наращивать объем  отношений, прежде всего с Бразилией, как наиболее близкой России в ментальном и психологическом отношении страной из всей этой «четверки». Для этого представляется интересным изучение бразильской модели управления экономикой и построения внешнеполитического курса этой латиноамериканской страны – одного из лидеров современного мирового  развития  и во многом естественного партнера для нашей страны, обладающего уникальным опытом развития.

В будущем укрепление БРИКС зависит от трех стимулов:

Во-первых, политическое намерение. В определенной степени механизм сотрудничества БРИКС представляет собой новую политическую силу, в чем выявляется политический стимул «коллективного голоса».

Во-вторых, торгово-экономическая взаимная выгода. Пять стран БРИКС намерены укреплять внутренние торгово-экономические связи. Например, пять стран выступили с инициативой о создании Банка развития. Данное предложение показывает, что они в полной мере осознали важность активизации региональной торгово-экономической деятельности по введению региональной валюты внутри БРИКС.

В-третьих, глобальное упорядочение. С момента начала финансового кризиса по таким темам, как разработка или изменение международных правил, борьба с климатическим потеплением и др., развивающиеся страны, в частности, страны БРИКС, заслуживают большее право голоса и больше влиятельности, постепенно реформируя старую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Материалы Научного семинара. Москва, 9 октября 2012 г. / Отв. ред. и сост. Беликова К.М. – М.: Сенат Пресс, 2012. – 251 с.
  2. Барышев И.С. БРИКС: эволюция  развития  и российско-бразильские отношения в его системе // Мир и политика. №12 (75). Декабрь, 2012.
  3. БРИКС – Основные тенденции сотрудничества. – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=133&type=news&mm_menu=58&newsid=1043.html&newsid=1043
  4. Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике стратегии модернизации /   Отв. Ред. Л.С. Окунева, А.А. Орлов. – М: МГИМО-Университет. 2012.
  5. Давдов В. БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений // Международная жизнь. 2011. № 5. С.99.
  6. Д. Медведев: Реформа мировой финансовой системы не учитывает роли БРИКС // http://top.rbc.ru/economics/29/03/2012/643966.shtml. 29.03.2012.
  7. Диких Г., Мяло Е. БРИКС: Становление многополярности мира к 2050 году. Новые угрозы и возможности // Геополитика.ру. 17.05.2012.
  8. Интервью С.В. Лаврова китайскому информационному агентству «Синьхуа»//http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/B0DE2FCB7D3B8998C32578710034F1C0.html. 3.06.2012.
  9. Исаченко Т. Страны БРИКС во внешнеэкономической стратегии России: поиск альтернатив // Международная жизнь. 2012. №11. С.85-86.
  10. Как относиться к развитию БРИКС? // "Жэньминь жибао". 15.03.2012.
  11. Лавров С. БРИКС – глобальный форум нового поколения // Международная жизнь. 2012. № 3. С. 1 – 6.
  12. Ли Синь. Страны БРИКС: укрепляя сотрудничество // Международная жизнь. 2012. № 2. С. 33 – 44.
  13. Мировое экономическое положение и перспективы в 2012 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН – Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/index.shtml
  14. Обзор: первая официальная встреча руководителей стран БРИК имеет важное значение // 17.06.2009. http://russian.china.org.cn/international/txt/2009-06/17/content_17967772.htm.
  15. Панова В.В. Место России в БРИКС: видение и практические результаты. Влияние внешних игроков на процесс взаимодействия в "клубе" // Вся Европа. 2012. № 7 - 8 (68).
  16. Пелевина К.А. Инвестиционное сотрудничество стран БРИК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 2 (31). С.96-100
  17. Пробуждение БРИК – под ред. В.А.Никонова. М.,2009.
  18. PwC: Россия к 2014 г. войдёт в пятерку крупнейших экономик мира //РБК, 2.02. 2011.
  19. Сергеев  М. Группа БРИК превратилась в БРИКС //  Независимая газета. 27.12. 2010.
  20. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (аналитический материал) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/.html
  21. Строкань С. На свой страх и   БРИКС // Коммерсантъ. № 46 (5077). 19.03.2013.
  22. Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. 2011. № 8.
  23. Труш С.М. Россия между Китаем и США // Россия и Америка в XXI в. 2011. № 3.
  24. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех (доклад ПРООН о человеческом развитии в 2011 г.) // Human Developing Reports. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/download/ru/
  25. Яковлев П. От БРИК к БРИКС: тенденции двусторонних отношений // Перспективы. 21.11.2011.
  26. Dominic Wilson, Contantin Burgi, Stacy Carlson. A Progress Report on the Building of the BRICs. July 22, 2011.
  27. IMF World Economic Outlook, October 2012.
  28. The Global Outlook Summary, 2010 – 2014, World Bank. – URL: http://web.worldbank.org/external/default/main?theSitePK=659149&pagePK=2470434&contentMDK=20370107&menuPK=659160&piPK=2470429.html
  29. World Economic Outlook Database – October 2012. – URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/weodata/weorept.aspx?pr.x=34&pr.y=12&sy=2010&ey=2012&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=.&br=1&c=223%2C924%2C922%2C199%2C534&s=NGDPDPC&grp=0&a=.html

 

1 Диких Г., Мяло Е. БРИКС: Становление многополярности мира к 2050 году. Новые угрозы и возможности // Геополитика.ру. 17.05.2012.

2 Пробуждение БРИК – под ред. В.А.Никонова. М.,2009, с.9.

3 Пробуждение БРИК – под ред. В.А.Никонова. М.,2009, с.9.

4 Д. Медведев: Реформа мировой финансовой системы не учитывает роли БРИКС // http://top.rbc.ru/economics/29/03/2012/643966.shtml. 29.03.2012.

5 Обзор: первая официальная встреча руководителей стран БРИК имеет важное значение // http://russian.china.org.cn/international/txt/2009-06/17/content_17967772.htm. 17.06.2009.

6 Как относиться к развитию БРИКС? // "Жэньминь жибао". 15.03.2012.

7 Лавров С. БРИКС – глобальный форум нового поколения // Международная жизнь. 2012. № 3. С. 1 – 6.

8 Панова В.В. Место России в БРИКС: видение и практические результаты. Влияние внешних игроков на процесс взаимодействия в "клубе" // Вся Европа. 2012. № 7 - 8 (68).

9 The Global Outlook Summary, 2010 – 2014, World Bank. – URL: http://web.worldbank.org/external/default/main?theSitePK=659149&pagePK=2470434&contentMDK=20370107&menuPK=659160&piPK=2470429.html

10 World Economic Outlook Database – October 2012. – URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/weodata/weorept.aspx?pr.x=34&pr.y=12&sy=2010&ey=2012&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=.&br=1&c=223%2C924%2C922%2C199%2C534&s=NGDPDPC&grp=0&a=.html

11 Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех (доклад ПРООН о человеческом развитии в 2011 г.) // Human Developing Reports. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/download/ru/

12 Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (аналитический материал) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/.html

13 БРИКС – Основные тенденции сотрудничества. – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=133&type=news&mm_menu=58&newsid=1043.html&newsid=1043

14 Ли Синь. Страны БРИКС: укрепляя сотрудничество // Международная жизнь. 2012. № 2. С. 33 – 44.

15 Интервью С.В. Лаврова китайскому информационному агентству «Синьхуа», 3 июня 2012 г. // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/B0DE2FCB7D3B8998C32578710034F1C0.html. 3.06.2012.

16 Труш С.М. Россия между Китаем и США // Россия и Америка в XXI в. 2011. № 3.

17 Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. 2011. № 8.

 

19 Мировое экономическое положение и перспективы в 2012 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН – Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/index.shtml

 

20 См: там же

 

21 Пелевина К.А. Инвестиционное сотрудничество стран БРИК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. №2 (31). С.96-100

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешнеторговых отношений в группировке стран БРИКС