Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:32, курсовая работа
В качестве цели данной работы можно обозначить следующее – рассмотрение торгово-экономическое сотрудничество России и стран БРИКС. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть становление и сравнительную характеристику стран БРИКС;
- раскрыть историю институциональной экономической теории;
- определить место и роль России в БРИКС;
- исследовать динамику внешнеторгового сотрудничества;
Введение 3
Глава 1. Место и роль стран БРИКС в мировой экономике 5
1.1. Становление и сравнительная характеристика стран БРИКС 5
1.2. Место и роль России в БРИКС 7
Глава 2. Экономическое и торговое взаимодействие России с БРИКС 16
2.1. Динамика внешнеторгового сотрудничества 16
2.2. Инвестиционное сотрудничество между странами 19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внешнеторговых отношений в
группировке стран БРИКС 23
3.1. Основные проблемы группировки стран БРИКС 23
3.2. Перспективы развития международных торговых отношений между
странами 25
Заключение 29
Список литературы 31
Среди аргументов «против» перспективного развития БРИКС в статье выделяются следующие. Страны БРИКС не имеют общей истории, принадлежат к разным цивилизациям, их не связывают общие долгосрочные интересы. Их объединяет только критерий ускоренного экономического роста, который нельзя считать устойчивым. Разница в уровнях экономического, социального и научно-образовательного развития стран БРИКС слишком велика.
Экономики стран БРИКС
трудно назвать
Учитывая большие различия между странами БРИКС и расхождения, существующие между ними, трудно рассчитывать, что они смогут выступить с единых и согласованных позиций, как, например, страны ЕС. У этих стран нет центра притяжения. Решения БРИКС не носят обязательный характер. Неполноценность БРИКС как организации состоит в том, что она не имеет даже своего секретариата.
Общий вывод скептиков:
объединение стран БРИКС носит
политико-символический
Востребованность группы крупных стран, не входящих в зону «золотого миллиарда», в условиях развития глобализации, с одной стороны, и претензий США на создание однополярного мира – с другой. Экономики стран, входящих в группу БРИКС, имеют большой потенциал. Сегодня эти страны обеспечивают примерно 60% прироста мирового ВВП.
Страны БРИКС решают
близкие задачи перехода к
самодостаточному
Несмотря на разницу в уровнях развития стран-участниц, БРИКС превращается в новую площадку, где обсуждаются самые разные проблемы – финансовые, научно-технические, культурные, политические. Общий вывод оптимистов следующий. Несмотря на разницу экономических структур, все страны БРИКС объединяют политические амбиции, стремление преобразовать растущую экономическую мощь в геополитическое влияние.
В целом, перспективы БРИКС, по нашему мнению, не поддаются однозначной оценке, вопросов относительно развития данной структуры остается много. В настоящее время существует две основные системы коллективной безопасности, которые можно обозначить как универсальная и региональная. Универсальная система международной безопасности – это система безопасности, созданная в рамках ООН.
Правительства стран-членов группы БРИКС положительно относятся к системе ООН. Страны БРИКС подчеркивают необходимость укрепления ООН, повышения эффективности ее деятельности. Однако очевидная неспособность ООН обеспечить полные гарантии международной безопасности вынуждает государства заключать многосторонние соглашения и создавать региональные организации, главной задачей которых является оказание государствами-участниками друг другу взаимной помощи, в том числе, и военной, в случае вооруженного нападения на них.
Олицетворяемая НАТО модель обеспечения международной безопасности государств предполагает объединение нескольких стран, расположенных по соседству друг с другом и не имеющих между собой серьезных противоречий, в организацию, главной задачей которой является координация совместных действий по обеспечению безопасности. Преимущество такой модели по сравнению с универсальной моделью ООН состоит в том, что общность интересов государств-участников дает большие основания надеяться государству-жертве агрессии на получение помощи других государств, поскольку отражение такой агрессии, в конечном счете, соответствует их интересам.
В отличие от НАТО,
среди государств-членов БРИКС
нет государства-лидера, которое
определяло бы основные
В результате, лидеры объединения на саммите в столице Индии выступили за дальнейшее содействие устойчивому и сбалансированному росту мировой экономики и созданию более представительной и стабильной системы резервных валют. Достигнута договоренность о необходимости скорейшего реформирования мировых финансовых институтов, включая Международный валютный фонд. В перспективе страны БРИКС планируют преобразовать это объединение во влиятельную международную организацию.
Перспективы дальнейшего повышения роли и влияния БРИКС на международной арене не в последнюю очередь зависят от уровня развития и динамики двусторонних отношений между членами группировки, от экономического и политико-дипломатического наполнения взаимодействия между ними. Крайне важно проанализировать, как в настоящее время развиваются (и могут развиваться в обозримом будущем) отношения между Бразилией и Индией, Китаем и Россией, Южной Африкой и Индией, Бразилией и Россией и т.д.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется добавить, что страны БРИК должны быть включены в процесс формирования глобальной экономической политики, что было очевидно уже в 2001 г. Стыдно признавать, что на сегодняшний день «они не входят в состав Большой семёрки и не имеют представителей в правлении МВФ и Всемирного Банка. Страны БРИК должны встряхнуть лидеров западных стран и заставить их воспринимать себя не просто как гостей, зашедших на чашку кофе»29. Несомненно, что в этих словах есть доля истины: западные лидеры уже не могут игнорировать растущие с каждым годом мощь и авторитет нового объединения крупнейших стран, его перспективы не могут не раздражать Запад и заставляют искать новые подходы и стратегии поведения всех участников мировой политики. В то же время говорить о каком-то глобальном экономическом или политическом противостоянии на уровне «холодной войны» США и СССР также не приходится, так как для формирования нового двухполюсного мира отсутствует, в первую очередь, идеологическая база конфликта.
Для России и укрепления ее позиций в этом глобальном объединении, которые не так прочны, как, к примеру, позиции Бразилии, Индии и Китая, важно продолжать наращивать объем отношений, прежде всего с Бразилией, как наиболее близкой России в ментальном и психологическом отношении страной из всей этой «четверки». Для этого представляется интересным изучение бразильской модели управления экономикой и построения внешнеполитического курса этой латиноамериканской страны – одного из лидеров современного мирового развития и во многом естественного партнера для нашей страны, обладающего уникальным опытом развития.
В будущем укрепление БРИКС зависит от трех стимулов:
Во-первых, политическое намерение. В определенной степени механизм сотрудничества БРИКС представляет собой новую политическую силу, в чем выявляется политический стимул «коллективного голоса».
Во-вторых, торгово-экономическая взаимная выгода. Пять стран БРИКС намерены укреплять внутренние торгово-экономические связи. Например, пять стран выступили с инициативой о создании Банка развития. Данное предложение показывает, что они в полной мере осознали важность активизации региональной торгово-экономической деятельности по введению региональной валюты внутри БРИКС.
В-третьих, глобальное упорядочение. С момента начала финансового кризиса по таким темам, как разработка или изменение международных правил, борьба с климатическим потеплением и др., развивающиеся страны, в частности, страны БРИКС, заслуживают большее право голоса и больше влиятельности, постепенно реформируя старую систему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Диких Г., Мяло Е. БРИКС: Становление многополярности мира к 2050 году. Новые угрозы и возможности // Геополитика.ру. 17.05.2012.
2 Пробуждение БРИК – под ред. В.А.Никонова. М.,2009, с.9.
3 Пробуждение БРИК – под ред. В.А.Никонова. М.,2009, с.9.
4 Д. Медведев: Реформа мировой финансовой
системы не учитывает роли БРИКС // http://top.rbc.ru/economics/
5 Обзор: первая официальная встреча руководителей
стран БРИК имеет важное значение // http://russian.china.org.cn/
6 Как относиться к развитию БРИКС? // "Жэньминь жибао". 15.03.2012.
7 Лавров С. БРИКС – глобальный форум нового поколения // Международная жизнь. 2012. № 3. С. 1 – 6.
8 Панова В.В. Место России в БРИКС: видение и практические результаты. Влияние внешних игроков на процесс взаимодействия в "клубе" // Вся Европа. 2012. № 7 - 8 (68).
9 The Global Outlook Summary, 2010 – 2014, World Bank. – URL: http://web.worldbank.org/
10 World Economic Outlook Database – October 2012. – URL: http://www.imf.org/external/
11 Устойчивое развитие и равенство возможностей:
лучшее будущее для всех (доклад ПРООН
о человеческом развитии в 2011 г.) // Human Developing
Reports. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/
12 Современная демографическая ситуация
в Российской Федерации (аналитический
материал) // Официальный сайт Федеральной
службы государственной статистики. –
Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/
13 БРИКС – Основные тенденции сотрудничества.
– Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/
14 Ли Синь. Страны БРИКС: укрепляя сотрудничество // Международная жизнь. 2012. № 2. С. 33 – 44.
15 Интервью С.В. Лаврова китайскому информационному
агентству «Синьхуа», 3 июня 2012 г. // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/
16 Труш С.М. Россия между Китаем и США // Россия и Америка в XXI в. 2011. № 3.
17 Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. 2011. № 8.
19 Мировое экономическое положение
и перспективы в 2012 году [Электронный ресурс]
// Официальный сайт ООН – Режим доступа:
http://www.un.org/en/
20 См: там же
21 Пелевина К.А. Инвестиционное сотрудничество стран БРИК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. №2 (31). С.96-100