Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Анализируя причины динамического развития российской регионалистики, ученые, объясняли это тем, что она берет определенный реванш в тех предметных областях, которые раньше были закрытые для научно-исследовательского поиска. Например, проблем реального федерализма, территориальных асимметрий, региональных депрессий, межбюджетных отношений, внешнеэкономической региональной деятельности, неуправляемой миграции населения, этнополитических конфликтов и т.п. Исходя из этих положений, регионоведение можно охарактеризовать как - область научных знаний, которая изучает территориальную организацию хозяйства и жизнедеятельности население.

Содержание работы

Введение
Современное состояние социально-экономического развития Дагестана
Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестана
Перспективные направления социально-экономического развития Республики Дагестан
Заключение
Список источников литературы

Файлы: 1 файл

распечатать.docx

— 34.21 Кб (Скачать файл)

ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства»

 

                   Финансово-экономический факультет

 

 

 

Реферат

на тему:

Проблемы и  перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса 4 группы

Гаджиева Д.Ю

Проверила:________________________

                                           Махачкала 2013

План

Введение

Современное состояние социально-экономического развития Дагестана

Проблемы и перспективы  социально-экономического развития Республики Дагестана

Перспективные направления  социально-экономического развития Республики Дагестан

Заключение

Список источников литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

Введение

Процесс регионализации, что  стал неотъемлемой составной общественно-политических и экономических преобразований на постсоветском пространстве, поставил на повестку дня не только вопрос о  необходимости эффективной региональной политики, а и проблему научного осмысления предпосылок и процесса формирования отдельных регионов страны в историческом и культурологическом измерениях, истоков регионального самосознания. Общественно-политическая же ситуация, сложившаяся во многих регионах России, еще раз наглядно свидетельствует о необходимости создания крепкой теоретико-методологической базы, которая бы на научном уровне разрешала разрабатывать основы государственного строительства с учетом регионального фактора, влияние которого в будущему лишь будет усиливаться.

Анализируя причины динамического  развития российской регионалистики, ученые, объясняли это тем, что она берет определенный реванш в тех предметных областях, которые раньше были закрытые для научно-исследовательского поиска. Например, проблем реального федерализма, территориальных асимметрий, региональных депрессий, межбюджетных отношений, внешнеэкономической региональной деятельности, неуправляемой миграции населения, этнополитических конфликтов и т.п.

Исходя из этих положений, регионоведение можно охарактеризовать как - область научных знаний, которая изучает территориальную организацию хозяйства и жизнедеятельности население.

Также целесообразно поставить  знак равенства между понятиями "региональные исследования" и "регионалистика".

Предметом данной работы является исследование социально-экономического положения Дагестана. Изучения специфики  социально-экономического, политического, культурного, етноконфессионального, экологического развития его территории.

 

1. Современное  состояние социально-экономического  развития Дагестана

Общая физико-географическая характеристика

Дагестан находится на границе Европы и Азии в восточной  части Кавказа и является самой  южной окраиной Российской Федерации. Республика граничит по суше и Каспийскому  морю с пятью государствами –  Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, внутри Российской Федерации соприкасается со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской  Республикой.

Суммарная протяженность  Дагестана от севера к югу образует приблизительно 400 километров, площадь  – 50,3 тысяч квадратных километров, протяженность береговой линии  – 530 километров. Республика Дагестан состоит из различных физико-географических зон: от Прикаспийской низменности, находящейся на во впадине на двадцать восемь метров ниже уровня мирового океана, до горных Кавказских вершин высотой более четырех тысяч метров. 1

В северной части территории более выражены низменности, в южной  – предгорье и горы Большого Кавказа (в его пределах лежит почти  три четверти всей территории республики), на востоке омывается Каспийским морем. (приложение 1).

Административно Дагестан состоит  из 41 района и 10 городов. В его составе  находятся 19 поселков городского типа, 700 сельских администраций, 1604 сельских населенных пункта. Численность населения  республики - 2 млн. 641 тыс. человек, 551 тыс. человек из которых проживает  в столице Дагестана - городе Махачкала.

Основными отраслями дагестанского  хозяйства являются: добыча нефти, газа («Дагнефть», «Дагестангазпром»); машиностроение и металлообработка (здесь производятся различные виды электротехнического, сельскохозяйственной оборудования, приборы и станки, экскаваторы, детали для судоремонта и термической техники); судоремонт, «Завод им. Гаджиева», «Кизлярский электромеханический завод»), пищевкусовая (плодоовощеконсервная, рыбная, винодельческая), химическая (соли фосфора, стекловолокно, лаки, краски, «Дагфос», «Стекловолокно»), легкая (шерстяная, трикотажная, обувная) промышленность, производство стройматериалов. Гидроэлектростанции: Чиркейская, Чирюртовская, Гергебильская, Миатлинская, Ирганайская. Народные промыслы (чеканка, ковроткачество). Посевы пшеницы, кукурузы, ячменя, риса, подсолнечника. Овощеводство. Плодоводство и виноградарство. Орошаемое земледелие. Главная отрасль животноводства — овцеводство. Крупный морской порт — Махачкала. Курорты: Каякент, Манас, Талги.2

По основным социально-экономическим  показателям, характеризующим потенциал  региона, Республика Дагестан занимает в Российской Федерации: - по уровню производства валового регионального  продукта (рис. 1) – 88 место; - по уровню среднемесячной заработной платы – 85 место; - по объему производства промышленной продукции на 1 жителя – 81 место; - по объему инвестиций в основной капитал  – 78 место (рис. 2); - по объему продукции  сельского хозяйства на 1 жителя – 81 место; - по налоговым поступлениям на 1 жителя – 85 место; - по производственному  потенциалу – 68 место; - по финансовому  потенциалу – 71 место (рис 3.); - по инновационному потенциалу – 57 место; - по трудовому  потенциалу – 23 место; - по инфраструктурному  потенциалу – 34 место; - по институциональному потенциалу – 55 место.

Сравнение основных показателей, характеризующих социально-экономического положение Республики Дагестан в 2000 году, с показателями других регионов Южного федерального округа показывает наличие значительных диспропорций.

Так существует отставание Республики Дагестан от наиболее развитых регионов (по данной выборке) по следующим  показателям: «объем промышленной продукции  в расчете на душу населения» - 5,5 раза; «выпуск продукции сельского  хозяйства в расчете на душу населения» - 2,9 раза; «оборот розничной торговли в расчете на душу населения» - 3 раза (рис. 4); «денежные доходы в расчете на душу населения» – 2,1 раза; «потребительские расходы в расчете на душу населения» - 3,2 раза. В целом в Республика Дагестан обладает определенным потенциалом социально-экономического развития, который в настоящее время не реализован в должной степени.

Но Республика Дагестан имеет  и положительные экономические  предпосылки: выгодное географическое положение, значительный производственно  потенциал, богатые природные и  трудовые ресурсами, развитую транспортную инфраструктуру, широкие возможности  для развития всестороннего сотрудничества с отечественными и зарубежными  партнерами.

Наблюдающийся устойчивый процесс  стабилизации экономики республики, постепенное увеличение реальных доходов  населения являются важнейшим стимулом для развития инвестиционной активности и расширения эффективных форм деловых  контактов.

Все это достигнуто благодаря  использованию позитивных условий  для подъема экономики, которые  в последнее время сложились  в стране и в республике.

Органы государственной  власти Республики Дагестан считают  одним из важнейших условий успешного  развития экономики республики создание благоприятного инвестиционного климата  и положительного имиджа Дагестана  для активного привлечения отечественного и иностранного капитала в экономику.

Основными конкурентными  преимуществами, создающими благоприятные  условия для укрепления экономического потенциала являются:

- Выгодное географическое  положение и важнейшее геополитическоезначениедля России (республика расположена на границе Европы и Азии в восточной части Кавказа и является самым южным регионом России с выходом на Каспийское море).

- Развитая транспортная  инфраструктура - железнодорожный транспорт  и автомобильные магистрали федерального  значения, международный аэропорт, морской порт, трубопроводные сети (участие в функционировании транспортных  коридоров Север-Юг и Восток-Запад).3

- Наличие нормативно-правовой  базы, обеспечивающей необходимые  условия для инвестиционной деятельности.

- Высокий природно-ресурсный  потенциал.

-Богатая сырьевая база  для перерабатывающей промышленности (республика является аграрно-ориентированным  регионом).

- Высокий туристко-рекреационный потенциал (морское побережье, горные и предгорные районы, концентрация климатобальнеологи-ческих ресурсов на небольшой территории).

- Наличие квалифицированной  рабочей силы и экономически  активного населения.

- Развитая сеть высших  и средних специальных образовательных  учреждений, обладающих научно-исследовательским  потенциалом.

- Стабильная общественно-политическая  и социально-экономическая ситуация.

Среди перспективных экономических  проектов Республики Дагестан можно  отметить следующие: строительство  Махачкалинского цементно-помольного производственного комбината, возведение малых (технология «прометей») и средних ГЭС, возведение консервного комбината по глубокой переработке плодов и овощей, мощностью 150 муб. в год и мясоперерабатывающего комбината, мощностью 1 5,0 тыс. тонн переработки мяса в год, строительство объектов размещения на территории туристско- екреационого комплекса «ново-каякент» в каякентском районе Республики Дагестан и «Дарваг-чай» и «Рубас» в Дербентском районе Республики Дагестан «турали» и «количи» в карабудахкентском районе Республики Дагестан, Реконструкция и развитие Махачкалинского морского торгового порта, строительство и эксплуатация железнодорожных паромов для перевозки грузов между портами каспийского бассейна, Модернизация и реконструкция аэропорта «Махачкала» и многие другие.4

 
К 1990 году Дагестан сформировался как  регион с преимущественно аграрной экономикой, для которого было характерным  устойчивое отставание в развитии производственной и социальной инфраструктуры от среднероссийского уровня.

Дагестанская промышленность в целом не была ориентирована  на выпуск конечной, готовой к потреблению  продукции, в ней наблюдалась  высокая доля предприятий оборонного комплекса. В период с 1991 по 1993 гг. экономика  Дагестана характеризовалась признаками тяжелейшего экономического кризиса, вызванного макроэкономической нестабильностью  в экономике РФ, трудностями перехода от командно-административной системы  хозяйствования к рыночной, сложным геополитическим положением республики.

Некомпетентный менеджмент привел ведущие предприятия республики к кризисному состоянию.

Экономическая, налоговая  и социальная политика государства, непоследовательная политика в области  защиты прав собственников, неэффективная  приватизация, факторы переходного  периода, а также общероссийская криминализация экономики создали  условия для перехода значительной части экономики республики в  теневой сектор. В начале 1994 год наблюдается начало стабилизации социально-экономической системы на новом уровне. Была принята новая Конституция РФ, осуществлена реорганизация политической власти, созданы основные политические предпосылки для развития в Дагестане социально-ориентированной экономической системы. 7

В 1994-1995 году экономическая  система республики вновь входит в состоянии кризиса, вызванного, в том числе, и событиями геополитического характера. Разрушение хозяйственных  связей, вызванное транспортной блокадой республики, значительно ухудшило положение дагестанских промышленных предприятий, в особенности в отраслях машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности.

В 1996 году наблюдается преодоление  кризисных явлений и некоторые  признаки роста экономики (ВРП вырос  на 7,9 % к уровню 1994 года, - таблица 2.2.). В 1997 году – наиболее благополучном  за рассматриваемый период - проявляются  реальные признаки роста экономики (ВРП увеличился на 17,3 % к уровню 1994 года), впервые инвестиции перекрыли  выбытие основных фондов. В 1998 году негативные проявления нестабильности, вызванные кризисом в РФ, снова  вернули экономику РД к уровню 1996 года. Значительно снизились объемы среднегодовых доходов населения (на 31,7 % к уровню 1997 года), что привело  к резкому уменьшению совокупного  спроса.

В 1999 году наблюдаются незначительные позитивные изменения, вызванные повышением конкурентоспособности отечественных  товаров за счет девальвации рубля.

Прослеживается улучшение  в отраслях сельского хозяйства, машиностроения, химической, легкой и  пищевой промышленности. Однако, возникновение очагов боевых действий на территории республики замедлило проявление позитивных тенденций и в целом привело экономическую систему РД в стадию застоя. В 2000 году дагестанская экономика показала значительный рост (ВРП увеличился на 26,5 % к уровню 1994 года или на 16,5 % к уровню 1999 года). Позитивные изменения были обусловлены благоприятной ценовой конъюнктурой на продукцию топливной промышленности (при снижении фактического объема добычи нефти на 9,5%), ростом выпуска продукции в отраслях машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности.

Значительное увеличение среднедушевых доходов населения (на 22,8% к уровню 1999 года, впервые  этот показатель превысил уровень 1997 года на 2,2 %) положительно повлияло на фактор совокупного спроса, стимулируя экономическое развитие. Анализ структуры валового регионального продукта за 1994-2000 год (Таблица 2.3.) показывает, что в этот период наблюдается устойчивая тенденция к доминированию сектора услуг. Это связано как с реальным ростом объема платных услуг, что является положительным явлением, так и с увеличением объема нерыночных услуг, что свидетельствует о повышении социальной нагрузки на государственный бюджет при снижении качества самих нерыночных услуг (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.). В целом, анализ динамики ВРП показывает, что за период 1994-2000 года среднегодовые темпы изменения ВРП составляют - 4,4 %. 2.2.

Информация о работе Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан