Проблемы и перспективы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Цель работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы экономической интеграции
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем и перспектив вступления России в ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико - методологические основы экономической интеграции.…..5
1.1 Понятие, цели и значения международной экономической интеграции…….5
1.2 Основные формы международной экономической интеграции……………...7
Глава 2. Общая характеристика ВТО……………………………...…………….....9
2.1 Понятие, цели и принципы ВТО………………………………………………..9
2.2 История создания и развития ВТО…………………………………………...13
Глава 3. Россия и ВТО……………….......................................................................15
3.1 Цели и задачи присоединения………………………………………………...15
3.2 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе………………………………………………………...16
3.3 Основные проблемы и перспективы вступления России в ВТО……………20
Заключение…………………………………………………………………….……23
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

реферат по ТЭО.docx

— 269.13 Кб (Скачать файл)

     ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВТО

2.1 Понятие, цели и принципы ВТО 

     Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная  организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением крупнейших торговых стран мира о снижении экспортных и импортных барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 года как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). 3

     Всемирная торговая организация обеспечивает общие  институциональные рамки для  осуществления торговых отношений  между ее членами в вопросах, относящихся  к соглашениям и связанным  с ними правовым документам.

     Таким образом, ВТО  – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной  торговли товарами и услугами.

     Правовую основу ВТО составляют:

     -  Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ);

     - Генеральное соглашение  о торговле услугами (ГАТС);

     - Соглашение о  торговых аспектах прав интеллектуальной  собственности (ТРИПС).

     Соглашения ВТО  ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

     Основной целью  ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при  которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

     Правила ВТО основаны на трех простых принципах:

     1) принцип наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о не дискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

     2)   принцип национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время, в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;

     3)   принцип транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО, означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

     Важнейшими функциями ВТО являются:

     1) контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

     2) проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

     3) разрешение торговых споров;

     4) мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

     5) техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

     6) сотрудничество с международными специализированными организациями.

     Главные задачи ВТО  – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.4

     Решения принимаются  всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Решения на высшем уровне в этой организации принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран - участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Подробная схема организационной структуры ВТО представлена в приложении 1.

     В подчинении Министерской конференции находится Генеральный  совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько  раз в год в штаб-квартире в  Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций  стран-участниц.

     В ведении Генерального совета также находятся два специальных  органа:

     - орган по анализу  торговой политики;

     - орган по разрешению  споров.

     Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным  с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

     Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных органов  других международных организаций, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены.

     В настоящее время  в ВТО входят 153 страны-члена, на долю которых приходится 95% мирового торгового оборота. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский

     Таким образом, подытоживая характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров. 

     2.2 История создания  и развития ВТО 

     Попытки создать Всемирную торговую организацию  были предприняты сразу после окончания Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке.

     В 1947-1948 гг. был создан проект, устав  международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали  и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации  мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки.6Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная торговая организация.

     В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой  для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

     В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам  по торговле, из которого выросла Всемирная  торговая организация. Чтобы стать  полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжала путь, а не начинала.

     «Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время, страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок».5 Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права. Она создана для реализации постановлений, принятых на последней стадии переговоров о либерализации торговли в рамках ГАТТ, которые получили известность как Уругвайский раунд и продолжались с 1986 по 1993. К июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран и две зависимых территории, к январю 1998 - 150 государств. На 2008 год – 153 страны. Таким образом, подводя итоги изучения истории создания и развития ВТО, можно сделать выводы, что дата начала существования ВТО как преемницы ГААТ- 1995 года. С этого самого момента ВТО начинает активно расширяться, пополняясь новыми странами-участниками. С каждым годом активизируется и рост числа стран-наблюдателей.

     ГЛАВА 3. РОССИЯ И ВТО

     3.1 Цели и задачи присоединения

     Членами Всемирной торговой организации  являются уже 153 стран мира, и в  ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это означает, что  практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной  экономики и равноправное участие  в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. 
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших, в сравнении с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.6

     Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

       Как сказал в одном из интервью  бывший министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

3.2 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе

     Анализируя  различные нормативно-правовые акты, а так же научную и учебную  литературу, следует отметить, что  процедура присоединения к Всемирной  торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс  занимает в среднем 7-10 лет.

Информация о работе Проблемы и перспективы вступления России в ВТО