Проблемы и перспективы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Цель работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы экономической интеграции
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем и перспектив вступления России в ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико - методологические основы экономической интеграции.…..5
1.1 Понятие, цели и значения международной экономической интеграции…….5
1.2 Основные формы международной экономической интеграции……………...7
Глава 2. Общая характеристика ВТО……………………………...…………….....9
2.1 Понятие, цели и принципы ВТО………………………………………………..9
2.2 История создания и развития ВТО…………………………………………...13
Глава 3. Россия и ВТО……………….......................................................................15
3.1 Цели и задачи присоединения………………………………………………...15
3.2 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе………………………………………………………...16
3.3 Основные проблемы и перспективы вступления России в ВТО……………20
Заключение…………………………………………………………………….……23
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

реферат по ТЭО.docx

— 269.13 Кб (Скачать файл)

     На  первом этапе в рамках специальных  рабочих групп (РГ) происходит детальное  рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического  режима присоединяющейся страны на предмет  их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как  правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами  РГ. В рабочей группе по присоединению  России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров.7

     На  заключительном этапе присоединения  происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного  Генеральным советом. После этого  указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

     Россия  ведет переговоры о вступлении в  ВТО с 1993 года.

     Первое  заседание Рабочей группы по присоединению  России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994 года, и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Все прошедшие годы переговорный процесс то активизировался, то приостанавливался в связи с определенными политическими и экономическими проблемами.

     На  этапе с 2007-2009 гг. основой для проведения переговоров являлись документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям.

     1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

     2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике. 22 апреля 2008 г. состоялась очередная  многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение уточненных таблиц по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 годы.

     3. Переговоры по доступу на рынок  услуг имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО.

     4. Переговоры по системным вопросам были посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.

     Очередная версия Доклада РГ по присоединению  России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г.  состоялось многостороннее обсуждение  этого документа.

     Вопросы присоединения России к ВТО постоянно  находятся в поле зрения федеральных  органов исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.

     В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную  комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с  Организацией экономического развития и сотрудничества, которую в настоящее  время возглавляет первый заместитель  Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители  ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация  процесса присоединения и выработка  переговорной позиции российской стороны. Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

       Основным элементом работы на  внутреннем уровне в контексте  присоединения России к ВТО  является приведение российского  законодательства и правоприменительной  практики в соответствие с  нормами и правилами ВТО.  

     В 2009-2010 годах проводились многосторонние консультации Рабочей группы по присоединению  России к ВТО. 7 декабря 2010 года, в Брюсселе, 
прошел 26-ой саммит Россия-ЕС, на котором был подписан Меморандум о взаимопонимании между Россией и Евросоюзом о завершении двусторонних переговоров по вступлению России в ВТО. После этого оставался последний шаг - Россия должна решить разногласия с Грузией. Грузия является членом организации и последовательно выступала против вхождения в эту организацию России. Еще в конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса о вступлении РФ в ВТО, который возобновился при посредничестве Швейцарии в марте 2011 года. Главным условием согласия на вступление РФ в эту организацию Грузия выдвигает собственный или международный контроль на таможенно-пропускных пунктах на границе РФ с Абхазией и Южной Осетией. Россия и Грузия 11 ноября 2011 года подписали в Женеве двустороннее соглашение, касающееся таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами. Оно устранило последнее препятствие на пути присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова: «После одобрения документы будут переданы для министерской конференции (запланированная на 15-17 декабря 2011 года) вместе с документом о выполнении мандата рабочей группы и рекомендациями о принятии России. В ходе конференции министры стран-участниц ВТО должны либо согласиться, либо не согласиться с этими рекомендациями». В случае согласия останется лишь процедура ратификации документов в РФ, и через 30 дней после ратификации Россия, пытающаяся вступить в ВТО с 1993 года, станет полноправным членом этой международной организации.
 
 
 
 

3.3 Основные проблемы  и перспективы  вступления России  в ВТО

Перспективами вступления в ВТО являются:

     - Интеграция в мировую экономику - свободный доступ российской продукции на иностранные рынки. Отмена защитных мер, которые сегодня ограничивают приход российских товаров во многие страны.

     - Разрешение споров. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров. Привлечение к нашим торговым спорам системы третейского суда ВТО, т.е. участие в цивилизованном разрешении торговых споров, а не разрешение их методом диагональных ответов.

     - Создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности. Благоприятный климат для иностранных инвестиций. Российское законодательство будет полностью приведено в соответствие с нормами и правилами ВТО.

     - Россия станет полноправным участником новых переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов (сегодня Россия на этих переговорах выступает в качестве наблюдателя, а не активного члена).

     - Рост производства, в основном в конкурентных областях, таких как энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность, сфера услуг, туризм. Улучшение качества услуг (банковских, страховых и пр.) и качества товаров для потребителя. Снижение цены на некоторые виды товаров.

     - Рост уровня жизни в стране. Рост рабочих мест, занятости, зарплат, повышение культуры производственных отношений, рост демографии, снижение преступности.

     - Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

     - Снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных «правил игры».

     Проблемы  вступления в ВТО:

     - Сырьевой придаток запада. На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем. Объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики, последствия – возможный вековой сырьевой придаток.

     - Рост конкуренции. При «открытых дверях», а это – один из главных принципов ВТО, дело закончиться полным вытеснением российского малого и среднего бизнеса из освоенных им секторов экономики. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей (по данным Росстата уровень износа производственных мощностей колеблется в пределах 50 – 70 %), придется конкурировать с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P&G, Mars, Coca-Cola, Unilever, Nestlé, Sony, Philips, LG, Siemens, и многие другие.

     - Поглощение производства. Зарубежными компаниями, в условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых российских производств. Наибольшие риски у авиа-, судо- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды. Конкуренции с иностранцами может не выдержать пищевая промышленность.

     - Закрытие российских предприятий. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции, и нарастанию безработицы как в этом секторе экономики, так и в смежных областях. Самое слабое звено в России – сельхозпроизводители. Объем дотаций в агропромышленный комплекс будет ограничен.

     - Угроза продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.

     - Иностранные банки и страховые компании в рамках ВТО либо разорят, либо поглотят мелких отечественных конкурентов.

     - Отсутствие возможности регулирования экономики путем регулирования экспорта или протекционизма. ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма.

     - Массовый отток капиталов. После вступления в ВТО и окончания переходного периода вывоз нашими олигархами или чиновниками средств, полученных от коррупционной деятельности на свое зарубежные семейные счета, покажется малыми в сравнении с оттоком прибыли за рубеж из российских филиалов западных компаний на выплату дивидендов своим акционерам (которые далеко не российские граждане). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Из  проанализированного и прочитанного мной материала можно сделать  вывод, что присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

     На  сегодняшний день Россия преодолела все препятствия на пути вступления в ВТО. Ради присоединения в эту организацию, куда Россия стремилась последние 18 лет, страна согласились не только снизить таможенные пошлины на импортные товары, но и ограничить их на экспорт, допустить на российский рынок иностранных поставщиков услуг -  турфирмы, вспомогательные  транспортные компании, включая  обслуживание в аэропортах, страховой, складской, юридический, образовательный, гостиничный зарубежный бизнес. В целом, Россия приняла  на себя обязательства по 116 из 155 секторов услуг, предусмотренных  ВТО. 8Правда, в подавляющем большинстве они не предусматривают  изменений в уже действующей системе государственного регулирования. Банковский сектор от прямого  иностранного вторжения пока освобожден. Иностранные банки могут создавать свои филиалы только в форме акционерных обществ под контролем Центробанка РФ.

     Между тем, как говорится в документе  минэкономразвития, переходный период на снижение пошлины рассчитан на 2-3 года. По наиболее чувствительным секторам до  5-7 лет. Треть тарифов изменится в день вступления России в ВТО, еще четверть - через три года. На ряд товаров пошлины снизятся через 7-8 лет. Это касается мяса птицы, легковых авто и гражданских самолетов. Мясные изделия до последнего времени были яблоком раздора в переговорном процессе. Однако России удалось отстоять интересы отечественных производителей. Обязательства в области сельского хозяйства отличаются от стандартных норм, которые принимали на себя другие страны, присоединявшиеся к ВТО. И это одна из основных заслуг участников  переговорного процесса от России. Для России разрешенный уровень господдержки будет составлять 9 миллиардов  долларов. Это  более чем в 2 раза превышает уровень, на который дали добро  другим странам-членам ВТО. Впрочем, послабление продлится только до 2018 года, а затем господдержка составит 4 миллиарда долларов, как у всех.

     Впрочем, по словам профессора факультета мировой  экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Алексея Портанского, проснувшись на следующий день, моментальный эффект от присоединения к ВТО никто не почувствует. Лишь со временем, по мере истечения щадящих для отечественных производителей переходных периодов и нарастания конкуренции со стороны импортеров,  миллионы простых граждан и отечественных производителей ощутят перемены для своих  кошельков и бюджетов. И то при условии, что система продаж внутри страны будет прозрачной, без жульничества, не появится других дополнительных наценок.

     Таким образом, не смотря на достаточное количество проблем, участие России в ВТО  дает нашей стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО, независимо от длительности переговорного  процесса.   
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     Нормативно-правовые акты

    1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Российская газета. №3412. От 10.01.2009.

    2. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.1999.  «Стратегия развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)»// Российская газета.№1231 от 18.01.2000

Информация о работе Проблемы и перспективы вступления России в ВТО