Проблемы инфляции в РФ и направления ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью написания данной работы является исследование феномена инфляции и эволюции теоретических ее интерпретаций.
Исходя из данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- обобщить различные подходы к роли инфляции и ее видов;
- проанализировать инфляционные процессы в стране.
Объектом исследования выступает феномен инфляции в рыночной экономике.
Предметом исследования является особенности инфляции в экономике России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы анализа феномена инфляции 5
1.1 Сущность и значение инфляции 5
1.2 Классификация видов инфляции, методы ее измерения 9
1.3 Сущность инфляции в разных экономических школах 13
1.4 Формы и методы государственной антиинфляционной политики 16
2. Проблемы инфляции в РФ и направления ее регулирования 22
2.1 Динамика уровня инфляции в современной России 22
2.2 Особенности инфляции в России в условиях кризиса 2008- 2010г. 25
2.3 Направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Экономист "Тройки Диалог" Антон Струченевский также полагает, что "высокая инфляция стала следствием проводимой бюджетной политики, существенным ростом госрасходов. Проблема инфляции в 2008 году объясняется слишком щедрым бюджетом".

Усугубила положение вторая волна финансового кризиса, связанная с невозвратами кредитов (сентябрь 2008 г. - 2009 г.) - кризис ликвидности. 
 
Потребительские цены на товары и услуги в 2009 году показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада СССР. По опубликованным данным «Росстата», за декабрь цены выросли на 0,4%. Таким образом, за весь год инфляция составила 8,8%. Инфляция за декабрь 2009 года и год в целом являются историческим минимумом с 1991 года (Приложение В).

Эксперты объясняют это рекордное достижение не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов россиян в период кризиса и, как следствие, резким снижением потребительской активности граждан. Действие этих факторов в большинстве развитых стран мира привело к снижению инфляции до самых минимальных уровней, кое-где даже до отрицательных величин. В России же потребительские цены лишь с трудом побили предыдущий рекорд, как теперь принято говорить, тучного 2006 года: тогда годовую инфляцию единственный раз удалось удержать в рамках однозначных величин - она составила 9%.

По сравнению с общим  уровнем инфляции тарифы на услуги растут у нас опережающими темпами - в 2009 году они увеличились на 11,6%. Интересно другое: впервые с 2000 года цены на продовольственные товары выросли меньше, чем на промышленные. В целом за 2009 год цены на все продукты увеличились на 6,1%, тогда как на промышленные товары - на 9,7%. Очевидно, что основной вклад в динамику цен на непродовольственные товары внес резко подорожавший из-за девальвации рубля в начале года импорт.

Опрошенные «Временем  новостей» эксперты убеждены, что  заслуг правительства в небывалом  снижении инфляции практически нет. Весь год власти проводили скорее проинфляционную политику: девальвировали национальную валюту, накачивали финансовыми средствами банки и некоторые секторы промышленного производства, увеличивали социальные расходы. Ведущий консультант группы «Интерком-Аудит» Тимур Унароков уверен: «Эффект дали не какие-то конкретные меры правительства, а изменение фундаментальных экономических условий. Например, снижению темпов роста уровня цен может способствовать сокращение потребительского спроса и изменение курсов национальных валют на международном финансовом рынке».

«Когда потребительский  спрос так сжимается, то даже в нашей потенциально инфляционноемкой экономике с ее крайне недостаточным уровнем конкуренции продавцы не могут поднимать цены, иначе у них вообще перестанут покупать», - считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

По мнению экономиста, добиться, таким образом, снижения годовых  показателей инфляции до обещанных  правительством 5% можно. «Но это  тот случай, когда лекарство может  оказаться опаснее самой болезни. Экономика теряет важнейший стимул своего развития - прирастающий на 13-14% в год товарооборот».

Существенное замедление темпов роста цен на продовольствие, в том числе на продукты из минимальной  потребительской корзины, Николаев объяснил не столько экономией россиян  на еде, сколько «эффектом высокой базы 2008 года». «Тогда цены как раз на самые ходовые продукты питания очень резко выросли. На этом фоне поднимать цены еще выше производители уже просто не могли - есть же спросовые ограничения»,- полагает Игорь Николаев.

А вот директор Центра макроэкономических исследований компании BDO в России Елена Матросова уверена, что только «достаточно жесткая монетарная политика правительства не позволила инфляции достичь уровня, скажем, 1998 года». При этом удастся ли закрепить достигнутые успехи и обеспечить дальнейшее снижение темпов роста цен при восстановлении экономического роста, по ее мнению, во многом зависит от того, что будет опережающим - спрос или предложение. «Если экономический рост начнет восстанавливаться от потребительского спроса при недостаточном товарном предложении, то это создаст инфляционный навес, - опасается  Матросова. - Если же у нас будет перепроизводство, как в Европе и США, где существует опасность дефляции, то снижение инфляции может даже усугублять положение производителей: им надо долги отдавать, а тут и спрос сжимается, и за счет инфляции нельзя поправить ситуацию. А издержки растут, тарифы повышаются».

Между тем вице-премьер  и министр финансов Алексей Кудрин, подводя в конце декабря итоги  года, прогнозировал, что к концу 2010 года инфляция в России не превысит 7,5%. По словам г-на Кудрина, его убеждение основано на «одном очень важном факторе». «Ранее большие показатели инфляции обеспечивались высокой ценой на нефть и масштабным притоком капитала. Эти два фактора увеличивали денежную массу в экономике темпами до 50% в год. В начале 2009 года прирост денег в экономике был отрицательным, а до конца года не превысил 12%. Это цивилизованный уровень для всех стран», - уверен вице-премьер. В федеральном бюджете на 2010 год заложен предельный уровень инфляции в 10%. Председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев прогнозирует, что инфляция в 2010 году не превысит 6%. Инфляция в России за неделю с 27 апреля по 4 мая 2010 г составила 0,1 %, с начала мая – также 0,1 %, с начала года – 3,5 %. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАСС. Наблюдается снижение ставок ЦБ с 13 до 8% (по данным от 30 апреля 2010 г.) Постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля в зависимости от экономической ситуации.

В плане антикризисных  мер правительства РФ на 2010 год со ссылкой на прогноз Минэкономразвития отмечается, что в 2010 году будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В 2010 году инфляция составит 6―7% вместо ожидаемых ранее 6,5―7,5%. Среднегодовая инфляция будет на уровне 6,3%. В 2011 году цены вырастут на 6―7%, в 2012 году ― на 5,5―6,5%, в 2013 году инфляция ожидается в интервале 5―6% . На этом фоне реальная заработная плата россиян повысится в этом году на 3,4% против прогнозируемых ранее 0,9%, в следующем году рост останется прежним ― 2,4%, в 2012 году рост замедлится до 2,1% с 3%, в 2013 году он составит 2,5%. Таким образом, главной особенностью современного финансово-экономического кризиса является его затяжной характер. Речь идет не о продлении времени кризиса, а, скорее, о затяжном мучительном характере выхода из него. Необычность этого кризиса может привести к тому, что кризис перейдет на этот раз не сразу в оживление, а в длительную депрессию, стагнацию. Ухудшения уже не будет, но и улучшение будет происходить малыми шагами. Такая позиция более вероятна для России и еще некоторых стран, менее вероятна она для развитых стран мира, где механизм выхода из кризиса отработан.

 

2.3 Направления совершенствования  антиинфляционной политики в РФ

 

 

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач [9, с. 51].

Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д [9, с. 53].

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией  будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

При переходе к рынку  становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.

В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.

Особое внимание в  антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

  • сокращению количества взимаемых налогов;
  • пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен — отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  • изменению методики налогообложения;
  • ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  • регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса [9, с. 56-57].

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Отток капитала из России по итогам 2011 года составил 84,2 млрд. $ — больше, чем предельные оценки ЦБ РФ, и это рекорд оттока вне острых фаз экономического кризиса. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3— 5 лет с учетом мирового опыта.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7—8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Информация о работе Проблемы инфляции в РФ и направления ее регулирования