Проблемы инвестирования в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Содержание работы

Введение 3
1. Человеческий капитал 4
1.1. Понятие человеческого капитала 4
1.2. Современные взгляды на теорию человеческого капитала 7
1.3. Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру 8
1.4. Модели человеческого капитала 10
2. Проблемы инвестирования в человеческий капитал 15
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовик Проблемы инвестирования в человеческий капитал.docx

— 65.44 Кб (Скачать файл)

Функционируя подобно  физическому, человеческий капитал  имеет некоторые фундаментальные  отличия, главное из которых заключается  в его неотделимости от личности своего носителя. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную формы.

Общая теория инвестиций в  человеческий капитал, разработанная  Г. Беккером, включает подробный анализ инвестиций в человеческий капитал, их влияния на заработки и распределение  доходов. По проблеме доходов различных  профессиональных и образовательных  групп имелись важные пионерские исследования, но практически отсутствовали  попытки осмысления процесса инвестирования в людей с общей точки зрения и сколько-нибудь полного анализа  вытекающих эмпирических следствий. Проведённый  Г. Беккером общий анализ дал унифицированное  объяснение широкого круга эмпирических феноменов, которые либо ставили  других исследователей в тупик, либо интерпретировались ими, как слишком  зависящие от произвольных условий.

1.4. Модели человеческого капитала

 

Теория «человеческого капитала»  позволяет с общих позиций  изучать различные явления рыночных отношений, выявлять эффективность  вложенных в человеческий фактор финансовых средств, позволяет оценить  эффективность экономической деятельности любого предприятия, и на сегодня является одним из важнейших показателей успешности фирмы.

Одно из важных положений  теории человеческого капитала заключается  в том, что его увеличение находится  среди главных причин экономического развития, потому что человеческий капитал составляет большую часть  благосостояния общества.

В данной работе  категория  «человеческий капитал» будет рассмотрена  с позиции системного подхода, в  соответствии с которым, построены  три модели рассматриваемой экономической  категории.

Первая модель, модель «черного ящика» (рис. 1.), показывает сущность человеческого  капитала, а именно значимость его  для предприятия. В качестве входных  параметров выступают образование, воспитание, здоровье, то есть та база, которая делает человека объектом воплощения капитала, а на выходе мы получаем определенную общественную полезность, то есть ту выгоду, которую приносит человеческий капитал  предприятию. Она может быть выражена как в материальном показателе (определенный процент прибыли, рост различных  финансовых показателей), так и в  нематериальном (престиж предприятия, корпоративный дух, интеллектуальная собственность).

 


Вторая модель, модель состава (рис.2.), позволяет представить состав человеческого капитала, выделить главные  его составные части, чтобы затем  исследовать эту категорию с  определенной степенью подробности.

Теоретики, изучающие человеческий капитал, по-разному определяют его  состав: И.В. Ильинский выделяет следующие  составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Добрынин А.И. понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют  росту его производительности труда  и влияют на рост доходов (заработков).

«Человеческий капитал» - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг».

Рассмотрев различные  точки зрения о составе человеческого      капитала, можно выделить следующие элементы изучаемой категории, а именно: образование, профессиональную подготовку, здоровье, мотивацию, доход, общую культуру.

Третья модель, модель структуры  человеческого капитала    (рис. 3.), которая представляет собой описание каждого из элементов рассматриваемой категории и взаимосвязь между ними.

Образование включает в себя все те знания, которые человек  получает на протяжении своей жизни, то есть общеобразовательные (школьное образование и общеобразовательные  дисциплины в высших учебных заведениях) и специальные знания (спецпредметы, нацеленные на получение знаний в  конкретной области).

Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой  должности в значительной степени  зависит от его здоровья. Элемент  «здоровье» можно разделить на такие  две составляющие как моральное  здоровье и физическое здоровье. Физическое  - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно, наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.

Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.

Мотивация может быть как  к обучению, так и к экономической  и трудовой деятельности.

Под доходом подразумевается  определенный процент прибыли на одного человека или с одного человека, то есть результат использования  человеческого капитала. В данном случае будет рассматриваться доход  одного человека, то есть его заработная плата на предприятии.

Общая культура включает в  себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности это интеллект, творческие способности, воспитание, которое  формирует определенные моральные  принципы, а так же все те человеческие качества, которые могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и  даже, как пишет Л. Туроу «уважение  к политической и социальной стабильности».

Все элементы человеческого  капитала связаны между собой, например, повышая свое образование, человек  увеличивает и капитал и здоровья, и процент своего дохода, и повышает общую культуру. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые  приобретены им благодаря образованию  и профессиональной подготовке, включая  сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал  могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого  капитала конкретных людей благодаря  увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени  за использование знаний и навыков  работника).

Таким образом, человеческий капитал является главной ценностью  современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста как  страны в целом, так и отдельно взятого предприятия. И чтобы  увеличить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.

 

2. Проблемы инвестирования в человеческий капитал

 

    

Наверное, многим хоть однажды  в жизни приходила мысль о  том, что счастливые здоровые люди - работники компании ведут предприятие  к успеху компании намного чаще, чем недовольные своей работой, начальством и жизнью вообще. Счастливые здоровые люди - мощный двигатель, они  способны ускорять все процессы, склонны  к творческим решениям, предпочитают не вдаваться в мелкие ссоры, не вносить  раздор в коллектив. Поэтому для  развития любой современной компании первостепенное значение имеют ее сотрудники, человеческий капитал.    

Для любой современной  организации актуальной является проблема человеческого капитала. Одной из важных особенностей человеческого  капитала является динамический характер: состав, структура человеческого  капитала и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и величина человеческого капитала. Разумеется, компания заинтересована в том, чтобы величина ее корпоративного человеческого капитала была как  можно больше и активнее.    

Основным путем увеличения (накопления, производства, воспроизводства) человеческого капитала является инвестирование в него. Существует дискуссия о  том, каковы инвестиции в человеческий капитал, насколько допустимо их сравнение с обычными инвестициями компании. Одна часть исследователей понимает под ними затраты средств, другая же - любые действия или меры, направленные на улучшение характеристик  человеческого капитала.    

Актуальной также может  считаться проблема состава источников увеличения человеческого капитала. На этот счет существует мнение, что  увеличение человеческого капитала может быть достигнуто только инвестициями. Однако инвестиции являются необходимым, но далеко не единственным условием для  формирования человеческого капитала. Группа исследователей придерживается мнения, что человеческий капитал может формироваться и сам по себе без каких-либо инвестиций (самовозрастание).    

На особом месте стоит  проблема приоритетности инвестиций в  человеческий капитал, которая заключается  в том, что исследователями ставится приоритетность инвестиций в человеческий капитал по отношению к инвестициям  в физический капитал или в  какой-либо из элементов человеческого  капитала (здоровье или образование  и т.п.). Исследователями рассматривается  только положительная динамика человеческого капитала, хотя неблагоприятные факторы могут оказать на него не менее существенное влияние.    

Существует распространенное мнение о том, что решение об инвестициях  в человеческий капитал является результатом оценки выгод капиталовложений, но это мнение, на наш взгляд неверно, авторами такого подхода не принимается  во внимание уникальные свойства человеческого  капитала. Решение об инвестировании в "человеческий капитал" не может  приниматься на основе оценки и сопоставления  материальных выгод инвестирования. Основное свойство человеческого капитала, которое упускается из виду, - его  самоопределяющая способность.    

Главными приоритетными  направлениями называют здоровье и  образование. Особо стоит остановиться на проблеме роли образования. Разница  в доходах, получаемых работником и  приносимых работодателю, зачастую объясняется  исключительно уровнем образования  работника. Эффект от инвестиций в человеческий капитал при этом оценивается  исключительно через уровень  образования, поскольку считается, что только рост образования способен привести к увеличению производительности труда. Но образование не является единственным главным фактором заработков. На предприятии  в отдельный момент наиболее низкую эффективность (и заработки) имеют  лица, только что включившиеся в  процесс производства, несмотря на то, что имеют более высокий  уровень образования. Образование  действительно имеет большое  значение как для отдельного человека, так и для компании в целом, но рассматривать образование как единственную составляющую человеческого капитала либо давать ведущую роль образования по отношению к другим составляющим человеческого капитала неверно. При таком подходе игнорируются многие свойства человеческого капитала.     

Во-первых, это равноправие  его элементов. Тесная взаимосвязь, совершенная для многих элементов  человеческого капитала, к примеру, элементов блока здоровья и блока  знаний, также ясна. Здоровый человек  легче учится и работает, а образованный человек внимательнее относится  к собственному здоровью. Ни один человек  не будет нормально работать и  учиться, если не будет считать, что  работа или учеба действительно  необходимы и приносят пользу.    

Во-вторых, это способность  человеческого капитала к самоопределению. Приоритетность инвестиций зависит от того, что необходимо человеку сейчас и какие цели он перед собой поставил.    

В-третьих, это динамический характер человеческого капитала. Постоянное изменение структуры и величины человеческого капитала автоматически создает потребности в различных видах инвестиций, и потребности эти никак не могут быть удовлетворены только лишь за счет инвестиций в образование.     

Источниками инвестиций в  человеческий капитал служат личные сбережения (на индивидуальном уровне) и прибыль (на корпоративном уровне). Основной предпосылкой возникновения у человека источников инвестиций является склонность человека к сбережениям, но направление заработной платы на инвестиции в собственный человеческий капитал представляет собой в некотором роде "нецелевое использование" сбережений.     

Вообще инвестирование в  человеческий капитал отличается высокой степенью риска. Связано это с такими причинами как: высокая степень риска при осуществлении; большая продолжительность инвестиционного периода; неликвидность человеческого капитала; последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестиционных средств). Но главный риск темнее менее кроется в другом. Предприниматель задействует в производстве не весь человеческий капитал своих работников, а лишь ту часть, которую работник выделил для комплектования своей рабочей силы. Но предприниматель вынужден направлять инвестиции в весь человеческий капитал своих работников, а не в ту лишь часть, которая комплектует рабочую силу. Предприниматель не знает наверняка и не может полностью регулировать ни то, как будут усвоены его инвестиции, ни то, отразятся ли результаты этого усвоения на комплектовании рабочей силы. Именно поэтому такое инвестирование рискованно. Впрочем, эффективность инвестиций в человеческий капитал на порядок выше инвестиций в физический капитал, но также закономерно, что выше и степень риска.    

Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на некоторые минусы инвестирования в человеческий капитал, вложения в него будут намного выгоднее для организации в целом, потому что образованные здоровые счастливые люди имеют больше возможности поднять эффективность производства, работать слаженно, как единый механизм и привести организацию к успеху.

Информация о работе Проблемы инвестирования в человеческий капитал