Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.
Модернизация остро необходима не только как ответ на глобальные вызовы, но и как средство решения внутренней проблемы в социально-экономическом развитии страны, который ежегодно приводит к существенным потерям ВВП.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность в России ……………………………….4
Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности
российской экономики …………………………………………….6
Понятие модернизации и теория модернизации …………………14
Модернизация в России ……………………………………………16
Заключение …………………………………………………………20
Список используемой литературы ………………………………21

Файлы: 1 файл

Модернизация и конкурентоспособность экономики.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

В числе характеристик  процесса модернизации также выделяют:

1) комплексность, поскольку  он охватывает все сферы жизни  общества;

2) системность, так  как изменение любого элемента или целой сферы жизни общества ведет к изменению других - культурные и политические изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот;

3) глобальный характер - начавшись в странах Запада, она распространяется затем на  весь мир; 

4) протяженный характер - модернизация не происходит  в одночасье, а делится на  этапы (появление реформаторской  элиты, инициирование преобразований, распространение и закрепление  их результатов);

5) дифференцированный  характер - модернизация в разных  странах протекает по-разному, так или иначе учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики (например, «японское экономическое чудо»), не требует полного отказа от них в пользу западных и европейских ценностей.

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному (хотя некоторые исследователи склонны называть современное общество постиндистриальным, или информационным) является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода.

Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие  основные составляющие и признаки процесса политической модернизации:

1) Структурная дифференциация (разделение) институтов политической системы, т.е. появление все новых политических институтов, выполняющих строго очерченную функцию и одновременно тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой (например, создание новых профильных министерств и ведомств в структуре исполнительной власти);

2) Повышение мобилизационных  способностей политической системы, т.е. ее способности мобилизовать разнообразные ресурсы (политические, экономические, силовые, информационные, демографические) и направить их на достижение новых целей в развитии;

3) Повышение способностей  политической системы к выживанию  в кризисных ситуациях и к  преодолению кризисов за счет  использования новых средств  коммуникации, социализации и мобилизации;

4) Ощутимая тенденция  к политическому равноправию, т.е. постепенное снятие всех ограничений (экономических, административных, национальных и др.) на участие граждан в политике.

2.2 Модернизация в России

Новая индустриализация предполагает качественные преобразования материально-технической базы, структуры  экономики, всех видов инфраструктуры, особенно образования, здравоохранения, ЖКХ, системы социальных институтов. С 2013 г. реализуется 5 федеральных целевых программ в области науки и технологий, сельского и лесного хозяйства, охраны окружающей среды, культуры, демографии. К числу государственных приоритетов относятся демография, развитие регионов, особенно Дальнего Востока и Сибири, создание и модернизация рабочих мест квалифицированного труда, новая интеграция на Евразийском пространстве.

Однако нынешняя экономическая политика, сочетающая рыночный фундаментализм с нерыночными дотациями и созданием конкурентных преимуществ для угодных власти государственных и частных компаний, сохранение барьеров для массового предпринимательства не гарантируют необходимый рост инвестиций.

В 2011 г. по данным Росстата, Минфина и Минэкономразвития  госдолг (за вычетом остатков на счетах бюджета) был практически нулевым (в Еврозоне он составлял около 90% ВВП). На бюджетных счетах к 2012 г. осталось 2 трлн рублей. Эти средства не увеличивали ни накопления, ни потребление, а означали лишь вывод денег из хозяйственного оборота. В итоге снизилась инфляция, дефицит бюджета и увеличилась стоимость бивалютной корзины, но импорт в результате вырос и вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Чистые налоги в 2011 г. выросли на 2%, а рост ВВП достигнут лишь за счет увеличения чистого экспорта (в ценовом, а не физическом выражении) и товарных запасов.

Следует отметить следующие  провалы институциональной политики в России.

1. Гиперинфляция уничтожила оборотные средства предприятий и сбережения населения, сделав невозможным появление массового класса собственников. Она была подстегнута преждевременным введением свободного обмена на конвертируемую валюту, что позволило бывшим 14 союзным республикам после введения собственной валюты обменять вышедшие из хождения рубли на доллары с помощью организованной преступности. Отмена контроля над ценами до формирования конкурентного рынка и полноценных субъектов рыночных отношений привела к разорению массы граждан и взвинчиванию монопольных цен.

2. Преждевременное и  шоковое введение свободы внешней  торговли и оборота капитала, позволившее вывезти до 1 трлн  долл. за рубеж и беспрепятственно  ввозить спекулятивный капитал.

Россия стала самой открытой крупной экономикой в мире: доля экспорта в её ВВП в 2010 г. достигла 30% (США - 9, Япония - 14, Китай - 27%). По данным Росфиннадзора, криминальный вывоз капитала с помощью фиктивных сделок и фирм-однодневок вырос в 2008–2010 гг. с 8 до 163 млрд руб. По данным ЦБ (Ведомости, 10.05.2011), в 2008–2011 гг. доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ), направленных на строительство новых или реконструкцию действующих предприятий России сократилась с 50 до 20%. При этом 40% ПИИ - российские деньги из оффшоров, не приносящие новых технологий и предназначенные для скупки активов, часто непрофильных, с целью их последующей перепродажи.

3. Приватизация предприятий  тяжёлой индустрии при свободной  купле-продаже ваучеров, заниженной  оценке имущества и на базе  залоговых аукционов была воспринята как разграбление народного достояния, делающее бессмысленным честное отношение к труду. Прибыльными после повышения мировых цен на сырьё стали лишь компании, приносящие природную ренту. Приборостроение, электроника, станкостроение и тяжелое машиностроение, создающие наибольший спрос на инновации, практически ликвидированы.

4. Приватизация алкогольной  отрасли привела к сокращению  доли соответствующих доходов  в бюджете в 1990–2010 гг. с 26 до 1%. Четверть бюджета оказалась  в руках «алкобаронов», которые наладили массовое производство неучтённой продукции (в основном в южных республиках) и платят дань террористам и организованной преступности.

5. Свобода открытия  фирм (зачастую по утерянным или  заимствованным паспортам, без  учёта квалификации и опыта учредителей, при минимальном капитале) сделала Россию в 1990-х гг. мировым лидером по числу бирж, банков (более 3 тыс.), авиакомпаний (более 300) и т.д.

По оценке экспертов, кредитование реального сектора  ведёт не более 300 банков, причём у самых крупных из них 40% ссудного портфеля приходится на долю десятка заёмщиков, входящих в данную финансовую группу или аффилированных с ней. Остальные банки до 70% валовой прибыли получают за счёт спекуляций ценными бумагами, валютой и т.д., финансирования слияний и поглощений, трансграничных сделок, а не реальных инвестиций.

По оценке Росфинмониторинга, около половины зарегистрированных фирм не ведут реальной хозяйственной  деятельности, не платят налогов, не представляют статистическую отчётность и ликвидируются после выполнения 1–2 сделок по фиктивному экспорту (для возмещения НДС) и импорту (для вывоза капитала). Россия списала десятки миллиардов долларов долгов, выданных зарубежным странам без обеспечения.

6. В России создана  монопольная посредническая инфраструктура, получающая основные доходы от импорта техники. В Москве в 2011 г. после организации прямых закупок медтехники её цены снизились в 3–4 раза. Однако научное оборудование до сих пор поступает конечным потребителям по цене, завышенной в 4–5 раз.

Ликвидация системы  гос. закупок и потребкооперации привела к прекращению товарного производства овощей и фруктов во многих регионах. Частные посредники предлагают цены, не оправдывающие затрат. Россия стала импортёром яблок, моркови и других овощей. В Пермском крае годовой прирост леса составляет 29 млн куб. м, а заготовки - лишь 3,7 млн Ликвидация системы гос. закупок леса и леспромхозов привела к резкому сокращению численности жителей сотен населённых пунктов на севере края.

7.Среднемесячная зарплата в России в 2012 г. превысила 700 долл., в Петербурге - 1000, в Москве - 1500, что сопоставимо с уровнем вполне благополучных стран ЕС (Эстония - 800 евро). В этих условиях не следует предоставлять Nokia, Siemens, Ericsson, Huawei, Alcatel, Lucent и другим ТНК права российских производителей на том основании, что они организуют сборку техники в России, нередко используя уже списанное в других странах оборудование. Минпромторг справедливо предлагает предоставлять это право лишь при условии, что российская сторона владеет не менее 50% капитала, включая технологии и программное обеспечение. Уровень локализации по всем типам техники должен составлять не менее 60–70%, а доля НИОКР, выполняемых в России - не ниже 5%.

8. Узкорыночная аграрная  политика не учитывала роль сельского хозяйства в сохранении национальной культуры и окружающей среды. Рост производства, которого добились иностранные и оффшорные агрохолдинги в птицеводстве, зерновом, сахарном и масличном комплексах, сопровождался социальной деградацией села, агротехнического машиностроения и аграрной науки. Двенадцать миллионов сельчан получили в виде земельных паев 108 млн га - половину сельхозугодий России, но большинство из них не получило реальных участков из-за дорогостоящего межевания и кадастровой оценки и не смогло без помощи государства обрабатывать их, не имея начального капитала. 30 млн га выведено из оборота. Лишившись работы, жители сел (только в 2010 г. около 3 тысяч населенных пунктов ликвидировано) и малых городов спиваются и уже не способны к квалифицированному труду. Многие жители горных районов Кавказа оставили сельское хозяйство и занялись теневым клановым бизнесом в регионах России.

9. Централизация денежных  потоков и управления экономикой  подорвала институциональную базу  регионального развития. Модернизация экономики оказалась невыгодной как передовым, так и депрессивным регионам: в первом случае она приводит к росту отчислений в федеральный бюджет, во втором - к сокращению субсидий. В результате социальный разрыв между регионами и внутри них недопустимо вырос. По данным переписей в 2002-2010 гг. население Москвы увеличилось на 10% (до 11 млн чел.), ряда дотационных южных регионов - на 15%, а в ряде регионов Северо-Запада, Центра, Сибири и Дальнего Востока с преимущественно русским населением настолько же сократилось. Децентрализация управления предусматривает передачу примерно ста федеральных функций регионам, увеличение их доходов на 2 трлн руб. и дифференциацию налогового механизма с учетом особенностей региональных институтов.

Ошибочным был курс на коммерционализацию культуры, образования и здравоохранения. Новые институты не запрещают оказания платных услуг, но лишь при наличии четких образовательных и медицинских стандартов, гарантирующих бесплатные базовые услуги. Главный результат деятельности социальных учреждений - не увеличение локальной прибыли, а снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, безработицы, преступности, рост образования и квалификации населения, мобильности рабочей силы, средней продолжительности трудоспособной жизни в регионе. Эти показатели необходимо исчислять и контролировать.

Для развития институциональных  источников финансирования необходима господдержка крупных инфраструктурных проектов, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, при обязательном публичном ценовом и технологическом аудите, привлечении в качестве операторов и подрядчиков лучших зарубежных компаний. По данным Минтранса (2012 г.) перегруженность автотрасс снижает скорость и надежность перевозок, увеличивает их аварийность и себестоимость. Экономика ежегодно теряет из-за этого 4,1–5,3 трлн руб. - 7–9% ВВП.

За последние шесть  лет цены выросли в пять раз, при  этом не только на электроэнергию, горюче-смазочные  материалы, металлопрокат, битум, но и  на песок и щебень. По оценке В.В. Путина (Интерфакс 20.02.2012) цены на военную технику удваиваются каждые пять лет, причем сверхприбыли идут не на модернизацию, а в карман чиновников и коммерсантов. Российская техника нередко превышает зарубежную по цене, уступая ей по качеству. Без реальной конкуренции институциональный прорыв невозможен. Преобразование российской экономической модели должно изменить баланс ввоза и вывоза капитала, позволив использовать его международное движение для повышения нормы валового накопления в России. Этому будет способствовать эмиссия целевых инфраструктурных облигаций под гарантии государства и изменение порядка выпуска облигаций под ипотеку.

Налоговая система России выполняет только фискальную, но не стимулирующую и социальную функции. Исследования Счетной палаты показали, что плоская (13%) шкала подоходного налога не вывела зарплату из тени. Сумма этого налога в 2011 г. составила 2 трлн руб. - 20% доходов бюджета (в США - 50%). Без налогов вывозятся за рубеж по фиктивным контрактам, в т. ч. на оплату виртуальных услуг, дивиденды и проценты по оффшорным счетам. Более 200 тысяч семей имеют официальный годовой доход свыше 30 млн рублей. Налог по ставке 30% (в ряде зарубежных стран он достигает 50%) принес бы в бюджет 3 трлн рублей.

Заслуживает поддержки  отмена налога на покупку нового оборудования, льготы по НДПИ на добычу трудноизвлекаемой нефти и т.д., однако это означает лишь начало реформ. Бюджетно-налоговая инфраструктура нуждается в коренной перестройке на базе перехода от чисто фискального к дифференцированному стимулирующему налогообложению в зависимости от источника и направления использования доходов.

Давно следовало ввести налог на элитную недвижимость. В  Берлине и Гамбурге он составляет 4,5%, а в некоторых штатах США - до 6% ее рыночной стоимости. В то же время налог на предметы роскоши потребует больших затрат на администрирование, но принесет небольшой доход, т.к. богатые бизнесмены часто имеют постоянное жительство за границей и там тратят свои доходы.

Россия к 2012 г. заняла первое место в мире по добыче нефти (более 3,7 млрд бар. в год), обогнав Саудовскую Аравию (3,4 млрд бар.). Однако рост добычи в этой стране в 2011 г. составил 12,1%. а в России - 1,3%. Легкая нефть в России заканчивается, а инвестиции в новые месторождения на шельфе, на Севере и Востоке сдерживаются из-за налоговой и правовой неопределенности.

Созданию самостоятельной  системы генерирования долгосрочных кредитов и инвестиций в России препятствует системная коррупция. Ее поддерживают олигархические структуры, заинтересованные в сохранении своей монополии, чиновники, участвующие в присвоении природной и административной ренты, международный капитал, которому свобода его движения помогает компенсировать рост долговых обязательств. В России до сих пор борьба с коррупцией оценивается по числу заведенных дел и вынесенных приговоров, а не по улучшению реального делового климата. По оценке Центробанка и Росфинмониторинга в 2011 г. было незаконно выведено около 2,5 трлн рублей - половина за рубеж, а другая незаконно обналичена в России. При этом число налоговиков, сотрудников Центробанка и правоохранителей по отношению к численности населения и объему ВВП в России в 3–4 раза выше, чем за рубежом. Государство не имеет права компенсировать свои упущения повышением налогов на труд и производство.

Информация о работе Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики Российской Федерации