Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:53, доклад
Как отмечается в «Исследовании практики корпоративного управления в Кыргызской Республике», проведенном Проектом IFC по корпоративному управлению в Центральной Азии в период 2008-2009 годов, «банковский сектор в КР является наиболее организованной сферой экономики». Система корпоративного управления, сложившаяся в 5 банках, принявших участие в исследовании (из 22 банков республики), не может в полной мере отражать корпоративное управление в банковской сфере КР.
Проблемы корпоративного управления в банковской системе Кыргызстана
Как отмечается в «Исследовании практики корпоративного управления в Кыргызской Республике», проведенном Проектом IFC по корпоративному управлению в Центральной Азии в период 2008-2009 годов, «банковский сектор в КР является наиболее организованной сферой экономики». Система корпоративного управления, сложившаяся в 5 банках, принявших участие в исследовании (из 22 банков республики), не может в полной мере отражать корпоративное управление в банковской сфере КР. Но она является своеобразным «фотографическим снимком» определенного момента времени и предоставляет обществу ценную информацию о корпоративном управлении в этом секторе экономики. В исследовании сказано, что «по количеству акционеров видно, что банки не стремятся к резкому увеличению их числа». Опрошенные респонденты 5 банков отметили, что «малое количество акционеров способствует сохранению контроля в банке группой акционеров, являющихся учредителями банка, либо купивших контрольный пакет акций у прежних собственников» [Исследование практики корпоративного управления в Кыргызской Республике. – Бишкек, 2010. – С. 62]. В исследовании отмечено, что некоторые из крупных акционеров являются членами совета директоров и исполнительного органа банка. Данный факт указывает на стремление крупных акционеров осуществлять максимально возможный контроль над банком. Как показывает практика других стран, очень немногие собственники делают осознанный шаг для построения системы сдержек и противовесов, разделяя функции владения и управления в компании. Это, как правило, происходит только на том этапе, когда компания уже перерастает стадию предпринимательской фирмы.
Со стороны государства
предпринимаются некоторые
Особенности корпоративного управления в банках
Применительно к банковскому
сектору корпоративное
В корпоративном управлении
многих банков постсоветских стран
присутствуют основные его элементы,
но иногда они имеют достаточно формальный
характер. Практически во всех законодательствах
стран СНГ есть требование для
акционерного общества иметь совет
директоров как коллегиальный орган
управления. В идеале совет директоров
должен работать на стратегическом уровне,
более систематизировано и
В соответствии с Положением 3 Базельского руководства, которое гласит: «Совет директоров должен разрабатывать и следить за работой и выполнением финансовой деятельности в своей организации», члены советов директоров должны четко понимать ответственность и подотчетность в этом плане. Неверно заполненная финансовая отчетность, неясность в отношении того, кто из должностных лиц несет ответственность за конкретные финансовые сделки, приводят не только к репутационным рискам банка, но и к реальным финансовым потерям. В связи с этим со всей остротой встает вопрос об обеспечении надлежащего внутреннего контроля со стороны совета директоров. Внутренний контроль является процессом, целью которого является обеспечение выполнения поставленных задач и минимизации рисков при их реализации. Банки, исходя из дополнения к Положению 4 Базельского руководства, должны на постоянной основе отслеживать и оценивать эффективность работы службы внутреннего контроля, сопоставляя ее с выводами внешних аудиторов, устанавливать правила, постоянно улучшать работу и способствовать совершенствованию методов систем внутреннего контроля по результатам аудиторских проверок.
Положение 6 Базельского руководства о том, что «Совет директоров должен обеспечить ситуацию, в которой политика вознаграждения и процесс вознаграждения работников осуществляются в соответствии с банковской корпоративной политикой, долгосрочными целями и стратегией, а также положениями о контроле» устанавливает такой уровень размера вознаграждения членов советов директоров, который бы реально соответствовал исполняемым обязанностям. И здесь должен соблюдаться некий баланс: слишком низкое вознаграждение свидетельствует о том, что совет директоров функционирует формально; слишком высокое – сигнал о том, что большая часть прибыли идет на не совсем адекватную оплату директоров. Одним из основных элементов системы корпоративного управления в банке с точки зрения увеличения ее рыночной стоимости является эффективная система вознаграждения и поощрения всего персонала (включая топ-менеджмент), позволяющая направить их поведение в русло общих усилий по созданию стоимости и дающая им мотивацию для достижения высоких индивидуальных результатов. Она должна включать в себя установление целевых индикаторов и показателей. Индикаторы для каждого работника должны быть привязаны к ключевым показателям эффективности (Key Performance Indicators, KPI), за достижение которых он отвечает. Такая привязка помогает согласованию задач компании с задачами работника.
При отсутствии определенной
культуры в области вознаграждения
за труд высшего наблюдательного
и исполнительного руководства,
а также недостаточного накопленного
опыта необходимо разработать соответствующие
нормативные документы, на основании
которых регулирующий орган может
требовать от банков предоставления
информации о политике вознаграждения
для выявления соотношения
Корпоративное управление на защите прав миноритарных акционеров
В конце декабря 2010 года миноритарные акционеры одного из крупных банков республики создали общественное объединение, целью которого является защита их прав. В целом, защита прав миноритариев является одним из важнейших элементов корпоративного управления. В системе корпоративного управления банков также лежит базовый принцип защиты интересов акционеров (как мажоритарных, т.е. крупных, так и миноритарных, т.е. мелких). По закону объем прав и для тех, и для других является равным, т.е. справедливым. Несомненно, что среди мажоритарных акционеров есть профессиональные и ответственные собственники, которые стремятся к увеличению рыночной стоимости компании в интересах всех акционеров. Однако имеют место ситуации, когда крупные акционеры, имея управленческий контроль в компании, используют свое влияние для защиты лишь своих интересов.
К миноритарным акционерам нередко высказывается весьма неоднозначное отношение, поскольку их доля (акции) рассматривается как результат бесплатной раздачи работникам приватизированных государственных предприятий. В связи с этим вспоминается одно очень интересное интервью, которое давала по немецкому телевидению 83-летняя пенсионерка, известная как одна из самых успешных биржевых спекулянтов Германии. За восемь лет одинокая пенсионерка заработала полмиллиона евро. В интервью она рассказывала о своем методе инвестирования на фондовом рынке: «Я покупаю только акции банков. Для того чтобы купить акции, я долго и тщательно выбираю банки: изучаю состав акционеров, и если вижу, что большинство акций принадлежит паре крупных акционеров, это плохой знак. Это означает, что, скорее всего, выплаты по дивидендам будут очень маленькими, так как у крупных акционеров нет стимула делиться прибылью с мелкими вкладчиками». То есть люди хотят инвестировать в те компании, которым они доверяют, мотивы и деятельность которых они понимают и в успех которых они верят. Наилучшая практика корпоративного управления предполагает наличие в компании различных механизмов защиты прав миноритарных акционеров.
Основные задачи для регуляторов финансового рынка
В настоящее время перед
государственными регуляторами стоят
непростые задачи: выстроить, по большому
счету, новую финансовую систему
республики, ужесточить требования к
ответственности должностных
Это необходимо потому, что
именно совет директоров является своеобразной
последней линией защиты акционеров
от отсутствия/недостатков
В Казахстане требования о
фидуциарной ответственности
По банковскому сектору
Кыргызстана эксперты МВФ также
отмечают, что он подвержен высоким
и растущим необслуживаемым кредитам,
а рост кредитов частному сектору
остается на низком уровне. Уровень
необслуживаемых увеличился вследствие
апрельских и июньских событий; во второй
половине 2010 года продолжилось сокращение
кредитов в реальном выражении из-за
слабого спроса, который вызван снижением
экономической активности и нарастающих,
как снежный ком, проблем в
банковском секторе республики. Сложившаяся
ситуация в банковской системе Кыргызстана
напоминает матрицу, которую необходимо
перезагрузить, при этом перезагрузка
должна производиться в соответствии
с наилучшей практикой
Гендерные аспекты корпоративного уп равления, или «стеклянный потолок»
Термин «стеклянный потолок»
был введен в употребление с легкой
руки американских исследователей для
описания невидимого и формально
никак не обозначенного барьера,
ограничивающего продвижение
Информация о работе Проблемы корпоративного управления в банковской системе Кыргызстана