В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.
Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно – может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти.
1.2 Сущность и виды монополий
Монополия представляет собой рыночную структуру, полярно противоположную совершенной конкуренции. Она предполагает существование фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. Такое положение позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты.
На данный момент в экономтеории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.
Естественная монополия – складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение). Естественная монополия часто вызвана причинами ограниченности, уникальности определенных факторов производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.
Организационная монополия – объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).
Технологическая монополия (техническая, производственная) – разновидность естественной монополий. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Особенностью этой монополии является то, что специфика производства и технологии являются причиной крупных размеров предприятия.
Экономическая монополия – возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.
На практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).
Предпринимательская монополия – рынок, при котором одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.
Двусторонняя монополия – представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).
Государственная монополия – рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территорий страны.
Монополии устанавливают монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной прибыли. В структуре монопольной прибыли можно выделить: среднюю прибыль, избыточную прибыль и монополистическую сверхприбыль. Первую часть прибыли присваивается всеми производителями в условиях конкуренции. Вторая представляет собой разницу между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Третья – специфическая форма, когда в пользу монополии через монопольную цену присваивается часть прибыли, создаваемой на других предприятиях.
1.3 Поведение фирмы - монополии и последствия монополизации рынка
На рынке, где фирма обладает некоторой монопольной властью, цены всегда выше, чем на рынках совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателей, т. е. проводят ценовую дискриминацию.
Для проведения ценовой дискриминации необходимы следующие условия .
1.продавец должен быть монополистом;
2.продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы;
3.невозможность перепродажи товара;
4.обладание монопольной властью, т. е. способностью влиять на процессы производства, установления цен.
1.Различают три вида ценовой дискриминации:
2.непреднамеренная, или совершенная, когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса;
3.установление ценовых скидок;
разделение покупателей на отдельные группы и установление соответствующих цен.
Важное экономическое последствие монополизма состоит в том, что монополист считает более выгодным продавать меньший объем продукции по более высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.
Монополия – это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.
Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.
Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику
Формы монополий и последствия монополизации экономики. Монополии — это наиболее могущественные предприятия или объединения нескольких предприятий, которые изготавливают большую часть определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие (монопольные) прибыли. Однако не следует отождествлять с монополиями все крупные предприятия, поскольку не всякое крупное предприятие производит подавляющее количество продукции определенного вида; монополизирует передовые вещественные и личные факторы производства; диктует свои цены на рынке; присваивает монопольно высокие прибыли, вступая в сговор с другими крупными предприятиями.
Монополии проникают во все сферы общественного воспроизводства — непосредственное производство, обмен, распределение и потребление. Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникают простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
- Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России
2.1 Истоки и особенности монополизации российской экономики
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
По оценкам специалистов в настоящее время экономика бывшего СССР оказалась одной из самых монополизированных в мире. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.
Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.
В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированы: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа в человеческом организме.
Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2—3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.
Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.
Монополистов советской эпохи, однако, не следует отождествлять с предприятиями – монополистами рыночной экономики. Прежде всего, не имея самостоятельности ни в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (ими то и другое определялось планом), они не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления. Другими словами, их деятельность не вызывала характерные последствия монополизации:
1) не наблюдалось недопроизводство товаров;
2) отсутствовало завышение цен;
3) предприятия не получили монопольных прибылей.
С другой стороны, еще одно негативное последствие монополизации — х - неэффективность — давало о себе знать с исключительной силой. Ее проявлениями в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления. Особенно большому размаху социалистической х - неэффективности, кроме обычных для всех монополистов причин, способствовали следующие обстоятельства: