Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа
Меняющиеся социальные, экономические, политические условия стимулируют трансформации российской системы пенсионного обеспечения. Последние новации в пенсионной системе осуществляются в русле идей пенсионного реформирования 90-х гг., преследующих цель создания институтов социальной защиты населения, соответствующих новому этапу развития российского государства. В течение 90-х гг. в России финансирование пенсионного обеспечения осуществляется на принципах социального страхования, за счет страховых взносов, вносимых работодателями (28 %) и работниками (1 %) в государственный внебюджетный Пенсионный фонд.
ВВЕДЕНИЕ
Меняющиеся социальные, экономические, политические условия стимулируют трансформации российской системы пенсионного обеспечения. Последние новации в пенсионной системе осуществляются в русле идей пенсионного реформирования 90-х гг., преследующих цель создания институтов социальной защиты населения, соответствующих новому этапу развития российского государства. В течение 90-х гг. в России финансирование пенсионного обеспечения осуществляется на принципах социального страхования, за счет страховых взносов, вносимых работодателями (28 %) и работниками (1 %) в государственный внебюджетный Пенсионный фонд. В 2002 г. в стране начинается пенсионная реформа, объективно имеющая все предпосылки и реальные возможности для успешной реализации. В ее основу положены идеи, направления, схемы и механизмы, выработанные мировой практикой и, в том числе, социально ориентированными государствами. Но всего этого недостаточно для успеха реформы, что подтверждают текущие результаты функционирования пенсионной системы.
ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
В ходе реформы эти условия и ограничения не принимаются во внимание и не выполняются, что проявляется в ряде моментов.
Во-первых, строго не обозначены и не закреплены стратегия развития и приоритеты социальной защиты через доминирующие институты и механизмы, сообразные социально ориентированному государству (социальное страхование).
Во-вторых, в полном составе не определены и не обоснованы параметры управления системой (доля расходов на содержание административного аппарата, соотношение пенсии и заработной платы - коэффициент замещения, реальная доходность).
В-третьих, не определены и не заложены механизмы корректировки параметров управления пенсионной системой, и это не позволяет своевременно реагировать на изменения ключевых факторов, определяющих ее финансовую устойчивость.
В-четвертых, не обеспечены условия (в правовом и организационном аспекте) устойчивого функционирования пенсионной системы (взносы поступают в полном объеме; заимствования из Пенсионного фонда отсутствуют; осуществляется честное, надежное и эффективное управление накопительными резервами).
Так при всей своей прогрессивности и теоретической обоснованности Концепция пенсионной реформы, воплощенная в реальных институтах и механизмах, отступает от сути и принципов социальной защиты в социально ориентированной экономике.
В результате совокупности мероприятий в рамках проводимых с 1991 г. пенсионных реформ, современная российская пенсионная система приближается к системам социально ориентированных стран лишь по некоторым формальным характеристикам [1].
В то же время система продолжает с трудом обеспечивать минимальные гарантии участникам социального страхования и не выполняет своих базовых функций, что подтверждается фактами [4].
Отсутствует (для большинства
работников) зависимость между размерами
выплачиваемых пенсий и взносов
(принцип эквивалентности). Слабая зависимость
размеров пенсии с реальным трудовым
вкладом поддерживается пенсионной
моделью (сформированной в результате
пенсионной реформы). Во-первых, пенсионная
формула, применяемая в течение
всего переходного периода - с
начала реформы и до 2027 г., когда
станут выходить на пенсию застрахованные
лица с подтвержденным пенсионным капиталом,
нивелирует значимость влияния на величину
заработанной пенсии трудового стажа,
средней продолжительности
Во-вторых, с принятием Федерального закона № 70-ФЗ в 2004 г трансформируется экономическая модель обязательного пенсионного страхования, что лишает прав участия в формировании накопительной составляющей трудовой пенсии в размере 2 % средневозрастное поколение трудоспособных граждан (мужчин от 1953 до 1966 года рождения и женщин от 1956 до 1966 года рождения). Перенесены также сроки перехода к 6%-ной ставке накопительных отчислений для младшего поколения застрахованных лиц с 2006 на 2008 г.
Принятые изменения правил формирования будущих пенсий (средневозрастного поколения) затрагивают интересы практически каждого третьего работающего в России, влияя на мотивационные установки населения и степень доверия к государственным институтам. На протяжении еще десяти лет (до 2016 г.) в структуре работающих данная группа будет оставаться достаточно многочисленной (более 20 %), и она должна иметь реальные возможности активно участвовать в формировании своей будущей пенсии, что реализуется только через накопительную составляющую пенсионной системы. О размерах возможных накоплений этой категории работающих до 2020 г. можно судить по данным расчетов, представленных в табл. 1. Только за период действия Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ № 167 с 2002-2004 гг. сумма накоплений средневозрастной группы работающих увеличилась с 11,6 млрд руб. до 17,6 млрд руб., а возможные накопления данной категории работников могли бы составить к 2012-2016 гг. более 55 млрд руб. При грамотном управлении пенсионными резервами и обеспечении реальной инвестиционной доходности (5-7 %) эти суммы могли быть еще больше.
Молодое поколение вследствие
изменения срока перехода к 6%-ной
ставке накопительных отчислений с
2006 на 2008 г. тоже много потеряло, поскольку
в результате государство сняло
с себя ответственность за сохранность
и управление пенсионными накоплениями
в сумме, превышающей 47 млрд руб. в 2006
г., а в 2007 г. - 58 млрд руб. Это в совокупности
с возможными накоплениями средневозрастного
поколения составляет соответственно
около 72 и 87 млрд руб., фактически изъятых
в распределительную
В то же время неэффективность российской инвестиционной политики в части обязательных пенсионных накоплений не просто сдерживает, а противодействует развитию пенсионной системы. Инвестиционная доходность резервов накопительной составляющей оказалась предельно низкой даже относительно неэффективного российского фондового рынка, соответствуя 2-3%-ной годовой доходности, что на порядок ниже доходности "активных" участников фондового рынка, не говоря уже о 7-8-кратном отставании от уровня инфляции потребительских цен [5]. Это означает, что в данных условиях экономическое и социальное содержание накопительной составляющей трудовой пенсии утрачивается.
Побуждающим фактором к преобразованию
пенсионной модели служит реформирование
налоговой системы, начатое финансовыми
ведомствами в 2000 г. с введения ЕСН
и продолженное в 2004 г. путем снижения
его размеров в целях "освобождения"
экономики от "чрезмерного" социального
налогового бремени. Для пенсионной
системы введение в действие ЕСН
реально приводит не только к изменению
страховой природы значительной
части пенсии (базовой), но и к
сокращению (в два раза) страхового
пенсионного тарифа, "освобожденного"
к тому времени от личной доли участия
застрахованного (1 %). В результате Пенсионный
фонд фактически теряет свою бюджетную
самостоятельность и
Таблица 2
Фонд оплаты труда и накопительная составляющая пенсионной системы (млрд. руб.) в соответствии с прогнозом роста ВВП и возрастно-половой структуры населения Российской Федерации*
Год |
Фонд оплаты труда (ФОТ) |
Ожидаемые поступления в накопительную составляющую согласно ФЗ № 167 |
Поступления в накопительную составляющую / в том числе средневозрастного поколения согласно принятым изменениям ФЗ № 70 |
Отказ от накопительной в пользу распределительной составляющей / в том числе молодого поколения** согласно ФЗ № 70 |
2002 |
2700 |
38,810 |
38,810 / 11,636 |
0 |
2003 |
3299 |
48,876 |
48,876 / 14,013 |
0 |
2004 |
4199 |
79,309 |
79,309 / 17,567 |
0 |
2005 |
5025 |
117,007 |
76,977 |
40,030 / 19,244 |
2006 |
5979 |
167,208 |
95,149 |
72,059 / 47,574 |
2007 |
7047 |
203,404 |
116,479 |
86,925 / 58,240 |
2008 |
7911 |
235,520 |
203,422 |
32,098 |
2009 |
10163 |
321,451 |
280,316 |
41,135 |
2010 |
12600 |
422,725 |
371,888 |
50,837 |
2011 |
16036 |
561,723 |
505,810 |
55,913 |
2012 |
19603 |
714,538 |
660,126 |
54,412 |
2013 |
23779 |
901,363 |
852,667 |
48,696 |
2014 |
29579 |
1162,944 |
1123,239 |
39,705 |
2015 |
2700 |
38,810 |
38,810 / 11,636 |
0 |
2016 |
3299 |
48,876 |
48,876 / 14,013 |
0 |
2017 |
4199 |
79,309 |
79,309 / 17,567 |
0 |
2018 |
5025 |
117,007 |
76,977 |
40,030 / 19,244 |
2019 |
5979 |
167,208 |
95,149 |
72,059 / 47,574 |
2020 |
7047 |
203,404 |
116,479 |
86,925 / 58,240 |
* Рассчитано на основании
данных макроэкономического
** Молодое поколение - лица 1967 года рождения и моложе.
Принятые и реализованные в 2005 г. нововведения окончательно подрывают платежеспособность пенсионной системы и обусловливают необходимость дальнейших серьезнейших корректировок. Об этом свидетельствуют данные актуарного прогноза развития системы Пенсионного фонда Российской Федерации на период до 2015 г., произведенного на основе макроэкономических показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 г. Минэкономразвития России и бюджетных корректировок Минфина России и ПФР на период 2006-2008 гг. [5].
В условиях сложившихся норм
налогового законодательства и качества
управления пенсионными финансовыми
ресурсами неизбежен рост дефицита
распределительной части
Кривые 3 на рис. 3, а, б демонстрируют принципиальные отличия прогноза динамики финансового состояния распределительной составляющей пенсионной системы (при действующих новых налоговых правилах и размерах отчислений на пенсионное обеспечение) от возможного развития пенсионной системы (в условиях ранее принятых и действующих в 2002-2004 гг. норм).
В условиях сохранения 14%-ного
тарифа базовая часть
Рис. 3. Прогноз динамики составляющих
пенсионной системы - накопительной (4),
распределительной (3), в том числе
ее базовой (2) и страховой (1) частей
(в млрд. руб.), в условиях: а - действующего
на 2005 г. законодательства и пенсионного
тарифа 20 %, б - прежнего законодательства
(2001-2004 гг.) и пенсионного тарифа 28 %
В то же время сохранение 14%-ного размера отчислений является лишь временной мерой, принципиально не разрешающей проблему эффективности и долгосрочной финансовой платежеспособности пенсионной системы. Если преследовать цель поддержания до 2015 г. определенного размера коэффициента замещения, допустим, 27,5 % (на уровне 2005 г.), то сбалансированное (без дефицита) функционирование распределительной составляющей пенсионной системы уже не обеспечивается. В условиях действующих норм для достижения этой цели требуется привлечения нарастающих дотаций из бюджета на покрытие дефицита распределительной системы в размере от 1,4 до 3,45 % ВВП текущего года (рис. 4-2).