Проблемы практического регулирования безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: Проанализировать проблему занятости населения в современном государстве в условиях рыночной экономики. Оценить все аспекты, учитывая условия кризиса и другие экономические, социальные факторы, влияющие на безработицу. Изучить вопросы, касающиеся безработицы, ее антиобщественного проявления и развития рынка труда Российской Федерации. Проанализировать политику государства на рыне труда.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..стр. 3

1. Основные формы безработицы, ее причины и виды.…………. стр.7

2. Государственная политика занятости.………………………….стр. 9
3. Анализ рынка труда……………………………………………… стр. 18 Глава 2: Проблемы практического регулирования безработицы…..стр.22

2. 1. Динамика и структура занятости в России……………………...стр.22

2. 3. Уровень безработицы ………………………………………….….
стр
.24

2. 4. Экономическая активность населения……………………….…
стр.25

2. 5. Безработица по полу и месту проживания..…………………
….стр. 29

2. 6. Продолжительность поиска работы……………………………
...стр.31

2. 7. Безработица по федеральным округам………………………….стр. 31

2. 8
.
Будущее российской политики в области занятости……..……стр.32

Заключение………………………………………………………..……….стр. 36

Список литературы ……….…………………….…………………….….стр. 39

Файлы: 1 файл

проблемы занятости контрольная.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
Введение……………………………………………………………………..стр. 3 
 
1. Основные формы безработицы, ее причины и виды.…………. стр.7 
 
2. Государственная политика занятости.………………………….стр. 9

3. Анализ рынка труда………………………………………………  стр. 18 Глава 2: Проблемы практического  регулирования безработицы…..стр.22

 
2. 1. Динамика и структура занятости  в России……………………...стр.22 
 
2. 3. Уровень безработицы ………………………………………….…. 
стр 
.24 
 
2. 4. Экономическая активность населения……………………….… 
стр.25 
 
2. 5. Безработица по полу и месту проживания..………………… 
….стр. 29 
 
2. 6. Продолжительность поиска работы…………………………… 
...стр.31 
 
2. 7. Безработица по федеральным округам………………………….стр. 31 
 
2. 8 
.  
Будущее российской политики в области занятости……..……стр.32 
 
Заключение………………………………………………………..……….стр. 36 
 
Список литературы ……….…………………….…………………….….стр. 39 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 
 
Проблема занятости, политика государства на рынке является актуальной на сегодняшний день, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, потеря работы - это психологическое напряжение, уступающее по уровню, только вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Кроме того сфера занятости и безработицы является чрезвычайно важной и многоплановой областью российской экономической, социальной и общественно - политической жизни. Постоянное и масштабное регулирование занятости и безработицы определяет многие тенденции в этой сфере, в частности, отражается на изменениях количества занятых и безработных, мобильности рабочей силы, масштабах и динамике показателей безработицы и занятости. По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией 
 
Цель: Проанализировать проблему занятости населения в современном государстве в условиях рыночной экономики. Оценить все аспекты, учитывая условия кризиса и другие экономические, социальные факторы, влияющие на безработицу. Изучить вопросы, касающиеся безработицы, ее антиобщественного проявления и развития рынка труда Российской Федерации. Проанализировать политику государства на рыне труда.  
Безработица - это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах.  
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные формы безработицы, ее причины и виды.  
Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства. 
Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как текучая, скрытая и застойная, которые возникали на уровне микроэкономики. 
Текучую безработицу мы обнаруживаем, когда временно становятся незанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силой нормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей и регионов, особенно из-за периодически повторяющих спадов в экономике, спрос на рабочую силу бывает временами недостаточным и, наоборот, потребность в ней возрастает в период хозяйственного подъема. Из-за связи с экономическими циклами такую безработицу называют также циклической. 
Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей (которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а также разоряющиеся мелкие производители и торговцы. Такие резервы труда обнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется за счет указанной части общества. По имеющимся оценкам, более 500 млн человек, или 1/3 экономически активного населения, в развивающихся странах не имеют работы или заняты неполный рабочий день. 
Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий. Это главным образом люди, живущие на случайные заработки, например работающие на дому лишь в определенные сезоны. 
 
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз. 
 
Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники сходящих с исторической сцены видов производства попадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но и профессию. 

С позиции неоклассической  теории, признающей действенными только рыночные силы, возможность ликвидировать  безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими  авторами признается необходимой для  обеспечения гибкости экономики (для  быстрого ее роста за счет резервов работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины. 
 
Однако совершенно очевидно, что неполная занятость человеческого фактора экономики наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с тем определением, которое было дано в 1-й теме. Производственный потенциал- это реальный объем валового национального продукта, который можно произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политика занятости

 
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях предусмотрено  регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы  и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством  политики занятости.  
 
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.  
 
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации. 3 
 
Виды политики занятости 
 
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.  
 
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью:

    1. снижения уровня безработицы;
    2. мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
    3. обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
    4. активный поиск и подбор рабочих мест;
    5. финансирование создания новых рабочих мест;
    6. организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

 
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.  
 
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.  
 
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.  
 
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.  
Первым элементом такой программы является регулирование занятости.

В соответствии с действующими законодательствами в большинстве  стран содействия занятости населения  направлена на:

  1. развитие людских ресурсов для труда;
  2. обеспечение равных возможностей всем гражданам страны независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  4. поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  5. обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  6. предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  7. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  8. сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  9. координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  10. координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
  11. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости  населения:  
 
1.Федеральный или общегосударственный( на уровне субъектов(РФ), земель (Германия), штатов (США)). 
 
2. Региональный

3. Местный или локальный  (на территории органа местного  самоуправления).  
 
Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков:  
 
а) Аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);  
 
б) Программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);  
 
в) Ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);  
 
г) Организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).  
 
Политика занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости. Предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.  
 
Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся:

  1. преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;
  2. сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях;
  3. создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
  4. обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;
  5. дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
  6. смягчение последствий долговременной безработицы.

 
Основная задача политики государства  по экономике и поддержке занятости  — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных  рабочих мест, содействовать росту  инвестиционной активности, создающей  новые рабочие места путем  проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.  
 
Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.  
 
На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.  
 
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.  
 
Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:  
 
- республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;  
 
- областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;  
 
- районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.  
 
В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.  
 
Европейская модель. Данная модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда. Следствием таких мер является рост доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.  
 
Скандинавская модель. Данная модель основывается на обеспечении занятости со средними условиями оплаты труда практически всем трудящимся. Это достигается путем создания рабочих мест в государственном секторе. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.  
 
Американская модель. Данная модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.  
 
Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. Вместе с тем в деле повышения занятости безработных граждан процесс довольно трудоёмкий и длительный. Прежде всего, необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, огромную роль играют ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. 
 

Информация о работе Проблемы практического регулирования безработицы