Проблемы практического регулирования безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: Проанализировать проблему занятости населения в современном государстве в условиях рыночной экономики. Оценить все аспекты, учитывая условия кризиса и другие экономические, социальные факторы, влияющие на безработицу. Изучить вопросы, касающиеся безработицы, ее антиобщественного проявления и развития рынка труда Российской Федерации. Проанализировать политику государства на рыне труда.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..стр. 3

1. Основные формы безработицы, ее причины и виды.…………. стр.7

2. Государственная политика занятости.………………………….стр. 9
3. Анализ рынка труда……………………………………………… стр. 18 Глава 2: Проблемы практического регулирования безработицы…..стр.22

2. 1. Динамика и структура занятости в России……………………...стр.22

2. 3. Уровень безработицы ………………………………………….….
стр
.24

2. 4. Экономическая активность населения……………………….…
стр.25

2. 5. Безработица по полу и месту проживания..…………………
….стр. 29

2. 6. Продолжительность поиска работы……………………………
...стр.31

2. 7. Безработица по федеральным округам………………………….стр. 31

2. 8
.
Будущее российской политики в области занятости……..……стр.32

Заключение………………………………………………………..……….стр. 36

Список литературы ……….…………………….…………………….….стр. 39

Файлы: 1 файл

проблемы занятости контрольная.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ рынка труда 
 
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице. 
 
Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных. 
При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному. Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новое занятие. Однако при уменьшении величины пособия у безработных усиливаются лишения и страдания, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды. 
 
Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у человека найти новую работу (особенно при структурной безработице) и приобрести иную профессию. Вместе с тем чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния. 
 
В Российской Федерации в соответствии с Законом "О занятости населения" (от 19 апреля 1991 г.) также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:

  1. образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);
  2. установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;
  3. гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца - 75%, следующие 4 месяца-60%, в дальнейшем- 45%;
  4. лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
  5. после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).

Одна из причин таких  отклонений - это методологические различия в части охвата категорий  населения. Так, в составе общей  численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2010г. около 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые  не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42% составляли лица старше или моложе трудоспособного возраста, 39% - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных  учреждений и 19% - лица в трудоспособном возрасте, получающие пенсии за выслугу  лет или на льготных условиях. Все  эти категории в обследуемый  период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для  отнесения их к безработным по методологии МОТ. 
 
Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. 
 
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости составила 38%, среди безработных женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в феврале 2010г. составил 18,9% (в феврале 2009г. - 20,0%), в том числе среди  городского населения - 16,9%, среди сельского  населения - 23,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза. 
 
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица). 
 
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и составила, соответственно, 34,8% и 26,4%. 
 
Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.. Их численность составила 1,5 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет). 
Среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить её эффективную деятельность. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов. 
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. 
Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5 % от потенциального ВНП. Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.  
Государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.  
 
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях предусмотрено регулирование занятости населения. Реализация всех этих функций осуществляется посредством программ политики занятости. Регулирование занятости является первым элементом такой программы, в связи с условиями сложившегося кризиса применяются следующие действия.

  1.  
    сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
  2.  
    рекомендуют проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между тружениками (для увеличения занятости);
  3.  
    досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
  4.  
    создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
  5.  
    сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др. 16

 
Анализ проблем занятости населения  в современном государстве в  условиях рыночной экономики на примере  Российской Федерации помог оценить  все аспекты, условия кризиса  и другие экономические, социальные факторы, влияющие на безработицу. Изучение этого вопроса показало, что в  экономической системе, как в  любой системе все элементы взаимосвязаны. И проблемы безработицы, занятости, демографическое положение страны напрямую связаны с экономической  стабильностью страны и с уровнем  жизни граждан.  
 
Несмотря на большое количество классификаций, видов занятости, методов её улучшения, процесс занятости населения достаточно сложен и изменчив. И требует постоянного контроля и инновационных решений. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
 
 
1. Булатов А.С. Экономика. Издание 3-е переработанное и дополненное.. «Доходы населения и социальная политика». ЮРИСТЪ 2002.  
2. Гордон Л.А. «Социальные эффекты и структура безработицы в России». Социс. 2003.  
3. Кузьмин С.Л. «Занятость: стратегии России». 1992.  
4. Мацкуляк И.Д. «Стратегия занятости: предотвращение безработицы». Экономика. 2005.  
5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория». 2004. «Безработица растет вместе с благосостоянием» ("Известия", 23.03.2008 г.)  
7. Вировец Ю. «Основные тенденции на российском рынке труда в 2007г». www.hh.ru  
8. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда» курс лекций. Москва: Палиолит: Логос. 2009  
9. Иванов А. «Занятость и безработица в условиях кризиса». www.rborba.ru. 4.12.08  
10. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. www.mzsrrf.ru. 11.02.2010  
11. Официальный сайт Росстата. www.gks.ru  
12. Российский рынок труда в 2009-2010 годах. www.ekonomfak.ru  
13. Топилин А.В. «Рынок труда России и стран СНГ реалии и перспективы развития». 2008  
14. Заславский И. « Труд, занятость, безработица»,2008 
 
15. Чернов Ю.И. "Прогноз занятости" Независимая газета. 9.02.2009 г.  

 

 


Информация о работе Проблемы практического регулирования безработицы