Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:10, реферат
По данным опроса малого и среднего бизнеса Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ, самым большим препятствием для развития бизнеса является налоговое регулирование. 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой. Вторая и третья проблема связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду. На неэффективное государственное управление жалуются 19,9% бизнеса, неадекватное предложение инфраструктуры – 19,2%, инфляцию – 19,2% (таблица 1).
2011 год стал годом упущенных
возможностей для малого и
среднего бизнеса (МСБ)
По данным Белстата на начало
2012 года в Беларуси на учете состояло
более 90 тысяч субъектов малого и
среднего предпринимательства и
около 225 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Рост числа субъектов МСБ
При полноценном внедрении рыночных институтов в Беларуси будет европейская структура бизнеса по размеру коммерческих организаций. В ЕС-27 из 21 миллиона коммерческих субъектов доля МСБ составляет 99,8%. Микропредприятия составляют 92%, малые предприятия – 6,7%, средние – 1,1%. При этом на микропредприятия приходится 29% всех рабочих мест, на малые – 20,5%, на средние – 17,2%, а на большие, доля которых в общей численности составляет только 0,2%, приходится 33,3% рабочих мест. Доля большого бизнеса в производстве добавленной стоимости тоже существенная – 41,4% от общего объема. Устойчивая работа большого бизнеса является важнейшим условием модернизации экономики, но совершенно очевидно, что большой бизнес не заменит и не заместит МСБ. В ЕС-27 он производит 58,6% добавленной стоимости и 66,7% рабочих мест. Раскрепощение национального предпринимательства, создание для него мощной основы в виде собственности на землю, недвижимость и активы является обязательным условием модернизации Беларуси.
В нашей стране действует закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве», реализуется Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы (постановление Совета Министров № 1721 от 28.12.2009г.), действует Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31.2.2010 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
По состоянию на начало марта 2012 года в стране действует широкая сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Она состоит из 77 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого предпринимательства. Данные организации оказывают консалтинговые, информационные, маркетинговые и логистические услуги. Деятельность этих структур полезна для развития МСП, но не может заменить полноценную реформу делового климата, которую предлагает бизнес сообщество в НПБ-2012.
Проблемы предпринимательства Беларуси и ее партнеров по ЕЭП
По данным опроса малого и среднего бизнеса Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ, самым большим препятствием для развития бизнеса является налоговое регулирование. 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой. Вторая и третья проблема связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду. На неэффективное государственное управление жалуются 19,9% бизнеса, неадекватное предложение инфраструктуры – 19,2%, инфляцию – 19,2% (таблица 1).
Таблица 1 - Самые большие проблемы для ведения бизнеса
в Беларуси в 2011г.
Источник: Опрос «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси – 2011». Исследовательский центр ИПМ, май 2011. Опрос 407 респондентов, ответ на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, самые большие проблемы для ведения бизнеса в Беларуси? Шкала от «1» – это не имеет значения до «5» – это очень важно.
Таблица 2 - Что помогает и препятствует развитию бизнеса
Беларуси, 2011г.
Продолжение таблицы 2
Источник: Опрос «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси – 2011». Исследовательский центр ИПМ, май 2011.Опрос 407 респондентов, ответ на вопрос «Какие внешние (не зависящие от предприятия) факторы влияют на успешное ведение Вашего бизнеса? Шкала от «-5» – крайне усложняет, до «+5» – очень помогает.
Для сравнения в России
самой большой проблемой, по опросу
бизнеса, является коррупция (22,8%). В
пятерку основных проблем входят
также неэффективное
Пять самых больших препятствий для развития бизнеса в Казахстане, по мнению самого казахского бизнеса, это 1) коррупция (17,3% респондентов), 2) неадекватное образование рабочей силы (12,3%), 3) доступ к финансам (12,1%), 4) неэффективное государственное управление (10,8%) и 5) налоговое регулирование (8,9%).
Бизнес Польши указывает на похожие проблемы. Самым серьезным фактором, препятствующим развитию бизнеса, является налоговое регулирование (20,7%). Следом идет неэффективное государственное управление (13,6%), жесткое регулирование рынка труда (13,4%), налоговые ставки (13,0%) и неадекватное предложение инфраструктуры (10,4%).
Для сравнения в Швейцарии,
самой конкурентоспособной
В рамках Единого экономического пространства нецелесообразно осуществлять механический перенос регуляторных норм или правовых институтов из России в Беларусь. Важно помнить, что коррупция в России и Казахстане является самой большой проблемой. Она является результатом неадекватных правовых норм, гипертрофированной роли государства, острого дефицита независимых и качественных институтов и механизмов правоохранительной и судебной власти. В рамках Таможенного союза трех перед нами стоит серьезный вызов совместной выработки таких правовых решений и институциональных рамок для развития малого и среднего бизнеса, чтобы минимизировать негативное влияние коррупции, вывести из тени значительную часть экономической деятельности (по разным оценкам от 30 до 50% ВВП) и ликвидировать порочные практики дискриминации МСБ монополиями и олигополиями.
Беларусь в свете международных индексов в 2012 году
Оценка качества экономических,
правовых, административных институтов
и механизмов страны осуществляется
разными способами. Межстрановое сравнение
разных абсолютных показателей, параметров,
индикаторов и оценок осуществляется
разными авторитетными
Белорусское правительство осознает необходимость создания благоприятного делового климата, улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности нашей страны на международной арене. Тот факт, что Национальный банк и Совет Министров ставят задачу войти в Топ-30 стран с лучшим в мире бизнес климатом, в Топ-50 стран мира по уровню экономической свободы свидетельствует о принятии курса развития страны на создание устойчивых рыночных институтов, открытой конкурентной экономики при соблюдении международных норм и стандартов в сфере макроэкономической, финансовой и торговой политики.
Одним из основных международных индексов является Индекс легкости ведения бизнеса от Всемирного банка. По модифицированной методологии оценки Беларусь поднялась с 91 места в Индексе 2011 года на 69-ое в Индексе-2012. По старой методологии наша страна в 2011 году занимала 68-ое место. В докладе Doing Business-2011 (DB-2011) Индекс легкости ведения бизнеса оценивался по 9 параметрам, которые были разбиты на 33 фактора. В Индекс DB-2012 Всемирный банк добавил еще один параметр – подключение к энергосистеме. В результате оценка делового климата осуществлялась по 36 факторам.
Из 183 стран мира лучший бизнес
климат остался в Сингапуре, Гонконге
и Новой Зеландии. Вслед за ними
идут США, Дания, Норвегия и Британия.
Показателен пример Южной Кореи.
В 2008 году Президентский Совет создал
Национальный совет по конкурентоспособности
и определил регуляторную реформу,
как одну из четырех платформ для
улучшения
В Докладе-2012 Всемирный банк отметил целый ряд действий по улучшению делового климата в нашей стране: упрощение процедуры передачи собственности, отмена нескольких налогов, включая оборотные налоги и налог с продаж, упрощение процедуры уплаты подоходно налога и НДС, сокращение числа платежей по налогам и введение электронной формы уплаты налогов. К тому же Беларуси «усилила права инвесторов, введя требования большей прозрачности корпоративной информации для совета директоров и населения».
Сильные стороны делового климата Беларуси – это процедура регистрации собственности (4-ое место в мире), открытия бизнеса (9-ое место в мире) и принуждения к исполнению контрактов (14-ое место). Самыми слабыми остается система уплаты налогов. Несмотря на то, что Беларусь после 8 лет ушла с последнего места в мире, 156-ая позиция по легкости уплаты налогов немногим лучше. Будучи в тридцатке стран с самыми плохими налогами едва ли попадешь в Топ-30 по качеству делового климата.
Традиционно плохим остается
в нашей стране внешнеторговое законодательство.
Осуществление экспорта и импорта
очень дорого, оформление документов
отнимает много времени и людских
ресурсов. Хуже всего обстоят наши
дела по впервые введенному параметру
«подключение к энергосистеме». Авторы
Индекса установили, сколько времени
требуется для устойчивого
Необходимо заметить, Индекс легкости ведения бизнеса Всемирного банка описывает только небольшую часть параметров делового климата. На поведение предпринимателей, инвесторов и кредиторов влияет гораздо больше факторов. В 2011 году белорусский бизнес получил очень болезненный, сдвоенный удар, который по силе превосходит все те мелкие регуляторные плюсы, которые отметил по Беларуси Всемирный банк. Инфляция и девальвация (валютная политика дискриминации, в первую очередь, малого и среднего бизнеса) не учитываются в Индексе. Как нет в методологии Всемирного банка оценки качества макроэкономической политики, ценового регулирования и бремени содержания и деятельности органов госуправления.
Таблица 3 - Беларусь по Индексу легкости ведения бизнеса, 2006 – 2012гг.
Источник: Доклады “Doing business” 2006-2012гг. www.doingbusiness.org
Важным показателем для определения качества институтов для развития бизнеса является Индекс экономической свободы. Под экономической свободой понимается свобода производства, торговли, защита прав собственности, макроэкономическая устойчивость, низкая коррупция и ограниченный размер государственных расходов. Исследования указывают на существующая взаимосвязь между уровнем экономической свободы и благосостояниям. В рейтинге 2012 года Беларусь занимает 153-ое место, что говорит об остром дефиците критически важных для полноценного развития бизнеса институтов и механизмов. К сожалению, за последние 10 лет мы наблюдаем стагнацию основных институтов поддержки предпринимательской активности по данному показателю.
Таблица 4 - Динамика компонентов экономической свободы 2000 – 2012
Источник: Индекс экономической свободы 2012, www.heritage.org
Для оценки качества и глубины
системных трансформаций в
Информация о работе Проблемы предпринимательства Беларуси и ее партнеров по ЕЭП