Проблемы предпринимательства Беларуси и ее партнеров по ЕЭП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

По данным опроса малого и среднего бизнеса Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ, самым большим препятствием для развития бизнеса является налоговое регулирование. 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой. Вторая и третья проблема связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду. На неэффективное государственное управление жалуются 19,9% бизнеса, неадекватное предложение инфраструктуры – 19,2%, инфляцию – 19,2% (таблица 1).

Файлы: 1 файл

конференция.docx

— 157.41 Кб (Скачать файл)

2011 год стал годом упущенных  возможностей для малого и  среднего бизнеса (МСБ) Беларуси  и для структурных реформ экономики  страны в целом. Реформаторский  потенциал Директивы Президента  № 4 от 31.12.2010 остался во многом  не раскрытым. Низкое качество  макроэкономической политики резко  сократило стоимость активов  малого и среднего бизнеса.  Инфляционно-девальвационная спираль,  раскрученная чрезвычайно мягкой  монетарной и фискальной политикой,  обесценила активы большинства  МСБ. Существенно увеличилась  неопределенность экономической  и регуляторной среды. Бизнес  планы большинства МСБ были  сорваны. Даже краткосрочное планирование  стало весьма проблематичным. Бегство  из страны капитала, высококвалифицированных  специалистов и работников стало  следствием глубоких структурных  дисбалансов не только на рынке  труда, но и в экономике в  целом.

По данным Белстата на начало 2012 года в Беларуси на учете состояло более 90 тысяч субъектов малого и  среднего предпринимательства и  около 225 тысяч индивидуальных предпринимателей. Рост числа субъектов МСБ свидетельствует  о большом потенциале этого сектора. Он уже формирует более 20% ВВП, около 40% розничного товарооборота и более 35% внешнеторгового оборота. Удельный вес платежей в бюджет от МСБ приближается к 30%. Выполнение предложений НПБ-2012 позволило бы удвоить долю МСБ  в ВВП. Увеличение данного сектора  идет не за счет дискриминации большого бизнеса, а в гармоничном сотрудничестве с ним.

При полноценном внедрении  рыночных институтов в Беларуси будет  европейская структура бизнеса  по размеру коммерческих организаций. В ЕС-27 из 21 миллиона коммерческих субъектов  доля МСБ составляет 99,8%. Микропредприятия составляют 92%, малые предприятия  – 6,7%, средние – 1,1%. При этом на микропредприятия приходится 29% всех рабочих мест, на малые – 20,5%, на средние – 17,2%, а  на большие, доля которых в общей  численности составляет только 0,2%, приходится 33,3% рабочих мест. Доля большого бизнеса в производстве добавленной  стоимости тоже существенная – 41,4% от общего объема. Устойчивая работа большого бизнеса является важнейшим условием модернизации экономики, но совершенно очевидно, что большой бизнес не заменит и не заместит МСБ. В ЕС-27 он производит 58,6% добавленной стоимости и 66,7% рабочих мест. Раскрепощение национального предпринимательства, создание для него мощной основы в виде собственности на землю, недвижимость и активы является обязательным условием модернизации Беларуси.

В нашей стране действует  закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г.      «О поддержке малого и среднего предпринимательстве», реализуется Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы (постановление Совета Министров № 1721 от 28.12.2009г.), действует Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31.2.2010 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

По состоянию на начало марта 2012 года в стране действует  широкая сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Она состоит из 77 центров поддержки  предпринимательства и 16 инкубаторов  малого предпринимательства. Данные организации  оказывают консалтинговые, информационные, маркетинговые и логистические  услуги. Деятельность этих структур полезна  для развития МСП, но не может заменить полноценную реформу делового климата, которую предлагает бизнес сообщество в НПБ-2012.

 

Проблемы предпринимательства  Беларуси и ее партнеров по ЕЭП 

 

По данным опроса малого и среднего бизнеса Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ, самым большим препятствием для  развития бизнеса является налоговое регулирование. 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой. Вторая и третья проблема связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду. На неэффективное государственное управление жалуются 19,9% бизнеса, неадекватное предложение инфраструктуры – 19,2%, инфляцию – 19,2% (таблица 1).

 

Таблица 1 - Самые большие проблемы для ведения бизнеса

в Беларуси в 2011г.

Источник: Опрос «Развитие  малых и средних предприятий  в Беларуси – 2011». Исследовательский  центр ИПМ, май 2011. Опрос 407 респондентов, ответ на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, самые большие проблемы для ведения  бизнеса в Беларуси? Шкала от «1»  – это не имеет значения до «5»  – это очень важно.

 

Таблица 2 - Что помогает и препятствует развитию бизнеса

Беларуси, 2011г.

Продолжение таблицы 2

Источник: Опрос «Развитие  малых и средних предприятий  в Беларуси – 2011». Исследовательский  центр ИПМ, май 2011.Опрос 407 респондентов, ответ на вопрос «Какие внешние (не зависящие от предприятия) факторы влияют на успешное ведение Вашего бизнеса? Шкала от «-5» – крайне усложняет, до «+5» – очень помогает.

 

Для сравнения в России самой большой проблемой, по опросу бизнеса, является коррупция (22,8%). В  пятерку основных проблем входят также неэффективное государственное  управление (13,3%), преступность и воровство (10,1%), налоговые ставки (9,1%) и доступ к финансам (7,6%).

Пять самых больших  препятствий для развития бизнеса  в Казахстане, по мнению самого казахского бизнеса, это 1) коррупция (17,3% респондентов), 2) неадекватное образование рабочей  силы (12,3%), 3) доступ к финансам (12,1%), 4) неэффективное государственное  управление (10,8%) и 5) налоговое регулирование (8,9%).

Бизнес Польши указывает  на похожие проблемы. Самым серьезным  фактором, препятствующим развитию бизнеса, является налоговое регулирование (20,7%). Следом идет неэффективное государственное  управление (13,6%), жесткое регулирование  рынка труда (13,4%), налоговые ставки (13,0%) и неадекватное предложение  инфраструктуры (10,4%).

Для сравнения в Швейцарии, самой конкурентоспособной стране мира, по оценке Всемирного экономического форума, самыми большими проблемами являются неадекватное образование рабочей  силы – 18,3%, неэффективное государственное  управление (14,6%) и жесткое регулирование  рынка труда (14,6%).

В рамках Единого экономического пространства нецелесообразно осуществлять механический перенос регуляторных норм или правовых институтов из России в Беларусь. Важно помнить, что  коррупция в России и Казахстане является самой большой проблемой. Она является результатом неадекватных правовых норм, гипертрофированной роли государства, острого дефицита независимых  и качественных институтов и механизмов правоохранительной и судебной власти. В рамках Таможенного союза трех перед нами стоит серьезный вызов  совместной выработки таких правовых решений и институциональных  рамок для развития малого и среднего бизнеса, чтобы минимизировать негативное влияние коррупции, вывести из тени значительную часть экономической  деятельности (по разным оценкам от 30 до 50% ВВП) и ликвидировать порочные практики дискриминации МСБ монополиями  и олигополиями.

 

Беларусь в  свете международных индексов в 2012 году

 

Оценка качества экономических, правовых, административных институтов и механизмов страны осуществляется разными способами. Межстрановое сравнение  разных абсолютных показателей, параметров, индикаторов и оценок осуществляется разными авторитетными организациями. Вкупе они формируют определенную картину каждого государства, разных параметров его делового климата  и институтов устойчивого развития. Динамика страны в индексах и рейтингах  позволяет оценить в международном  контексте эффективность работы правительства по улучшению разных параметров делового климата и институтов устойчивого развития страны.

 

Белорусское правительство  осознает необходимость создания благоприятного делового климата, улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности  нашей страны на международной арене. Тот факт, что Национальный банк и Совет Министров ставят задачу войти в Топ-30 стран с лучшим в мире бизнес климатом, в Топ-50 стран  мира по уровню экономической свободы  свидетельствует о принятии курса  развития страны на создание устойчивых рыночных институтов, открытой конкурентной экономики при соблюдении международных  норм и стандартов в сфере макроэкономической, финансовой и торговой политики.

Одним из основных международных  индексов является Индекс легкости ведения  бизнеса от Всемирного банка. По модифицированной методологии оценки Беларусь поднялась  с 91 места в Индексе 2011 года на 69-ое в Индексе-2012. По старой методологии  наша страна в 2011 году занимала 68-ое место. В докладе Doing Business-2011 (DB-2011) Индекс легкости ведения бизнеса оценивался по 9 параметрам, которые были разбиты  на 33 фактора. В Индекс DB-2012 Всемирный  банк добавил еще один параметр –  подключение к энергосистеме. В  результате оценка делового климата  осуществлялась по 36 факторам.

Из 183 стран мира лучший бизнес климат остался в Сингапуре, Гонконге и Новой Зеландии. Вслед за ними идут США, Дания, Норвегия и Британия. Показателен пример Южной Кореи. В 2008 году Президентский Совет создал Национальный совет по конкурентоспособности  и определил регуляторную реформу, как одну из четырех платформ для  улучшения конкурентоспособности  страны. Были упразднены 3500 административных процедур и 650 форм регулирования. Благодаря  последовательной работе в докладе DB-2012 Ю. Корея впервые вошла в  Топ-10 стран мира с лучшим деловым  климатом. В докладе DB-2006 эта страна занимала 27-ое место и имела валовой  национальный продукт (ВНП) на душу населения  был $13980. В DB-2012 она стала восьмой, а ВНП составил $19890. Для сравнения Беларусь в 2005 году имела ВНП $2120, а в 2010 году – $6030.

В Докладе-2012 Всемирный банк отметил целый ряд действий по улучшению делового климата в  нашей стране: упрощение процедуры  передачи собственности, отмена нескольких налогов, включая оборотные налоги и налог с продаж, упрощение  процедуры уплаты подоходно налога и НДС, сокращение числа платежей по налогам и введение электронной  формы уплаты налогов. К тому же Беларуси «усилила права инвесторов, введя  требования большей прозрачности корпоративной  информации для совета директоров и  населения».

Сильные стороны делового климата Беларуси – это процедура  регистрации собственности (4-ое место  в мире), открытия бизнеса (9-ое место  в мире) и принуждения к исполнению контрактов (14-ое место). Самыми слабыми  остается система уплаты налогов. Несмотря на то, что Беларусь после 8 лет ушла с последнего места в мире, 156-ая позиция по легкости уплаты налогов  немногим лучше. Будучи в тридцатке  стран с самыми плохими налогами едва ли попадешь в Топ-30 по качеству делового климата.

Традиционно плохим остается в нашей стране внешнеторговое законодательство. Осуществление экспорта и импорта  очень дорого, оформление документов отнимает много времени и людских  ресурсов. Хуже всего обстоят наши дела по впервые введенному параметру  «подключение к энергосистеме». Авторы Индекса установили, сколько времени  требуется для устойчивого подключения  складского помещения к электрической  сети. 175-ое место по данному показателю – убедительное подтверждение существенного  отставания рыночных реформ в сфере  инфраструктуры.

Необходимо заметить, Индекс легкости ведения бизнеса Всемирного банка описывает только небольшую  часть параметров делового климата. На поведение предпринимателей, инвесторов и кредиторов влияет гораздо больше факторов. В 2011 году белорусский бизнес получил очень болезненный, сдвоенный  удар, который по силе превосходит  все те мелкие регуляторные плюсы, которые  отметил по Беларуси Всемирный банк. Инфляция и девальвация (валютная политика дискриминации, в первую очередь, малого и среднего бизнеса) не учитываются в Индексе. Как нет в методологии Всемирного банка оценки качества макроэкономической политики, ценового регулирования и бремени содержания и деятельности органов госуправления.

 

Таблица 3 - Беларусь по Индексу легкости ведения бизнеса, 2006 – 2012гг.

Источник: Доклады “Doing business” 2006-2012гг. www.doingbusiness.org

Важным показателем для  определения качества институтов для  развития бизнеса является Индекс экономической  свободы. Под экономической свободой понимается свобода производства, торговли, защита прав собственности, макроэкономическая устойчивость, низкая коррупция и  ограниченный размер государственных  расходов. Исследования указывают на существующая взаимосвязь между  уровнем экономической свободы  и благосостояниям. В рейтинге 2012 года Беларусь занимает 153-ое место, что  говорит об остром дефиците критически важных для полноценного развития бизнеса  институтов и механизмов. К сожалению, за последние 10 лет мы наблюдаем стагнацию основных институтов поддержки предпринимательской активности по данному показателю.

 

Таблица 4 - Динамика компонентов экономической свободы 2000 – 2012

Источник: Индекс экономической  свободы 2012, www.heritage.org

Для оценки качества и глубины  системных трансформаций в стране важно экспертное мнение Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Его методика оценки прогресса  в системных трансформациях является одной из самых авторитетных в  мире. Доклад Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) 2011 года «Кризис  и переход: взгляд людей» убеждает, что самыми подготовленными к  негативному повороту событий в  экономике являются лидеры системных  трансформаций. Это те страны, которые  по шкале от «1» (централизованная плановая экономика) до «4+» (полноценная рыночная экономика) получили четыре балла и  выше по шести основным критериям. За 20 лет реформ регулируемый более-менее свободный рынок удалось построить только шести странам: Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. Остальным еще предстоит работа по завершению строительства рыночных институтов и наладки механизмов управления.

Информация о работе Проблемы предпринимательства Беларуси и ее партнеров по ЕЭП