Проблемы признания России страной с рыночной экономикой и перспективы ее вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, во Всемирную торговую организацию. Присоединение России к ВТО- являлся сложным и длительным переговорным процессом. Его результатом стало полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира. Россия официально вступила в ВТО 22 августа 2012 года.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1: Всемирная торговая организация (ВТО)………………………………………………………………………...4
1.1 Краткая история и структура ВТО. Цели и функции организации……………………………………………………...….……….4
1.2 Взаимодействие стран - членов ВТО и преимущество членства ВТО……………………………………………………………………………9
Глава 2: Влияние вступления России в ВТО на российскую экономику (Протекционизм и либерализация торговли)………………….……..…...12
2.1 Предпосылки вступления России в ВТО…………………………...…12
2.2 Изменение внутригосударственных актов в силу вступления России в ВТО……………………………………………………………..…………...18
2.3 Последствия вступления в ВТО…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………..…………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая гос регул.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

1.2 Взаимодействие стран - членов ВТО и преимущество членства ВТО.

    Членами ВТО в настоящее время являются 158 стран мира(154 международно признанных государств, Тайвань, 2 зависимые территории и Европейский союз), и в ближайшие годы их число будет расти. Два фундаментальных принципа ВТО - это не дискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип не дискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО. Такой принцип позволяет каждой стране-участнице получать гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусматриваются сравнительно большая гибкость и свобода действий.

    Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

    Задача взаимодействия заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран - членов организации.

    Большим достижением ВТО является Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

    Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- получение более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- устранение дискриминации в торговле  путем доступа к механизму  ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов  в случае, если они ущемляются  партнерами;

- возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговли.

    Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО все её участников.

    Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Влияние вступления России в ВТО на российскую экономику.

2.1 Предпосылки вступления России в ВТО.

    История вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - совокупность событий, сопровождавших попытки России обеспечить своё членство в этой международной организации, и охватывающих период с подачи заявки РФ на присоединение к ГАТТ в 1993 году до её вступления в ВТО в 2011 году.

    Предпосылки для вступления в ВТО были заложены ещё в советский период. В 1946 году СССР отклонил предложение ГАТТ о присоединении и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США.

    В 1993 году Россия подала официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

    Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с Рабочей группой условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

    В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО.

    Ход переговоров я хотела бы рассмотреть поэтапно. В 2003-2004 годах были события: подписан первый протокол, о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года - это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку. В ходе встреч 2003-2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур, Китай, Южная Корея, Венесуэла, и Грузия.

    Однако долгое время российским дипломатам не удавалось подвести черту под диалогом с Европейским союзом. Наконец, в мае 2004 года министр экономического развития Российской Федерации Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами поставили подписи под соответствующим документом. После этого Россия сосредоточила усилия на общении с наиболее серьёзным партнёром - США.

    В 2005 году Россия согласовала условия своего членства в ВТО с Турцией, Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа. На том этапе в Минэкономразвития РФ считали, что к концу 2005 года переговоры будут завершены со всеми выразившими заинтересованность странами, а конечным сроком вступления в ВТО называли 2006 год.

    Такие прогнозы основывались на том, что обсуждение вопросов по товарам, и услугам на начало 2005 года были завершены с 15 членами ВТО, ещё 6 стран были готовы подписать протоколы, 9 государств согласились поддержать присоединение России, не вступая в переговоры, а с 15 странами переговоры находились «в различных активных стадиях». В конце 2005 года России было необходимо договориться с США, Австралией, Колумбией и Швейцарией.

    Ситуация осложнялась тем, что оказались под сомнением уже достигнутые договорённости с Евросоюзом, так как новый комиссар по торговле Питер Мандельсон призвал пересмотреть договор, заключённый в 2004 году. Одновременно Грузия выразила недовольство позицией России по таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе.

    В 2006 году были ратифицированы договорённости с Индией, Шри-Ланкой,  Аргентиной, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Колумбией, Японией и Молдавией. Однако переговоры с США зашли в тупик, разногласия касались доступа на финансовый рынок, вопросов интеллектуальной собственности, импорта мяса и пошлин на иностранные самолёты. Одновременно с этим Грузия официально отозвала своё согласие на вступление России в ВТО и некоторое время отказывалась возобновить диалог.

    Переговоры с Соединёнными Штатами по мнению российской стороны замедлялись искусственно, именно этим Владимир Путин объяснял представленный США список вопросов, требующих дополнительного согласования, «который считали давно пройденным». В июле 2006 года было объявлено, что если с США не будет достигнута договорённость о вступлении в ВТО, то Россия снимет с себя все принятые и исполняемые обязательства в отношении торгового клуба. Одновременно на случай неблагоприятного исхода переговоров был подготовлен законопроект, ограничивающий ввоз мяса птицы из США.

    21 октября 2006 года Владимир Путин в телефонном разговоре с госсекретарём США Кондолизой Райс заявил, что Россия откажется от вступления в ВТО, если ближайшие переговоры не будут прогрессивными. Вскоре после этого главы обеих стран получили письмо, подписанное топ-менеджерами 13 американских компаний, включавших Shell, Ford и Boeing, с просьбой о «скорейшем подписании коммерчески оправданного двустороннего соглашения». В ноябре 2006 года в рамках саммита АТЭС был подписан двусторонний протокол между Россией и США.

    Так как в 2006 году истёк 12-летний срок, предусмотренный уставом ВТО на рассмотрение кандидатской заявки, России пришлось возобновить переговоры со всеми участниками торгового клуба. Большинство совместных договоров, впрочем, удалось перезаключить без каких-либо дополнительных требований.

    В 2007 году вступление России в ВТО одобрили Сальвадор и Коста-Рика, однако о желании участвовать в диалоге объявили Камбоджа и незадолго до этого вступивший в ВТО Вьетнам. С обоими государствами были в скором времени достигнуты соглашения. Столь же прогрессивным был и диалог с Гватемалой.

    Нерешёнными оставались противоречия с Грузией. Кроме того предстояло договориться и с Саудовской Аравией, которая на тот момент ещё не подключилась официально к переговорному процессу. В это время претензии предъявила Финляндия недовольная планируемым повышением пошлин на экспортную российскую древесину.

    Переговоры с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами были завершены в 2008 году. В тот момент Россия и Украина были одинаково близки к ВТО. Российская сторона ожидала, что Украина, став полноправным членом ВТО, вызовет Россию на переговоры, которые могли бы оказаться непростыми.

    16 мая 2008 года Украина стала членом ВТО. Президент Виктор Ющенко первоначально заявил, что не станет препятствовать России. Позже Украина подала официальную заявку на участие в переговорном процессе, но спустя пять месяцев отозвала её. Этот ход эксперты объяснили нежеланием Украины портить отношения в период определения цены на газ.

    В 2008 году Россия по сути стояла перед завершающими многосторонними переговорами, когда вооружённый конфликт в Южной Осетии, как отметила Лента.ру, «отбросил Россию в переговорном процессе на много лет назад». Осложнились отношения с Грузией и США. Министр торговли США Карлос Гутьеррес заявлял тогда, что под вопросом членство России не только в ВТО, но и в «большой восьмёрке». Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что Россия намерена выйти из ряда обременительных и невыгодных для России соглашений с партнёрами по ВТО и позже констатировал, что в ближайшей перспективе Россия не видит возможности для вступления в эту организацию.

    В середине 2009 года Россия объявила, что войдёт в ВТО в составе не существовавшего ещё на тот момент Таможенного союза (ТС). Страны-партнёры России по ТС находятся в схожей ситуации относительно ВТО: Белоруссия пытается присоединиться к этой организации с 1995 года, Казахстан - с 1996 года. В дальнейшем три страны нацелены на перспективу Единого экономического пространства. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ноябре 2010 года заявил по этому поводу:

    Правила, по которым мы создаём Единое экономическое пространство, практически ничем не отличаются от тех правил, которые внедрены и используются в ВТО.

    Предполагалось, что текущие заявки государств-членов Таможенного союза на вступление в ВТО будут аннулированы. «Лента.ру» писала, что процедура вступления в этом случае могла бы занять более десяти лет. Позже Россия отказалась от этой затеи, Дмитрий Медведев сообщил, что государство примет «более простой и более реалистичный» сценарий.

    2010 год ознаменовался прорывом в переговорном процессе: 1 октября было объявлено, что сняты все спорные вопросы в переговорах с США, а 7 декабря в Брюсселе был подписан двусторонний договор между Россией и Евросоюзом.

    К концу 2011 года России оставалось договориться лишь с Грузией, что она успешно осуществляла в ноябре месяце. После этого российский премьер Владимир Путин заявил, что все страны мира благодаря этому смогут работать на принципах ВТО не только в России, но и на всём пространстве уже созданного и функционирующего Таможенного союза, которое также состоит из не входящих в ВТО Белоруссии и Казахстана.

    За годы переговорного процесса Россия обсуждала самые разные аспекты своего экономического режима и внешнеторговой деятельности. Переговоры с Австралией и Колумбией затянулись из-за несогласия по вопросам поставки в Россию сахара. Австралия помимо этого ставила вопрос о доступе к природным ресурсам РФ, в то время как, по выражению «Российской газеты», «даже самые отмороженные члены ВТО признают за национальным правительством суверенное право на собственные недра».

    Шри-Ланка среди прочего обсуждала условия импорта цейлонского чая. Молдавию волновали перспективы торговли вином. Саудовская Аравия требовала поднять внутренние цены на газ. Русско-турецкие переговоры были сосредоточены на обсуждении импорта в РФ изделий из кожи, доступа на рынки туризма и финансовых организаций.

    Ряд требований, предъявляемых членами ВТО, российская сторона считала завышенными и необоснованными. 

2.2 Изменение внутригосударственных актов в силу вступления России в ВТО.

    Всемирная торговая организация (ВТО) является единственным в своем роде международным органом, который занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами. ВТО упорядочивает процесс торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; регулирует споры между правительствами, связанные с торговлей; организует переговоры. На данный момент членами ВТО являются 157 стран, число которых с каждым годом растет, так как членство в ВТО дает хорошие перспективы для развития национальных экономик, равное участие в мировой торговле.

Информация о работе Проблемы признания России страной с рыночной экономикой и перспективы ее вступления в ВТО