Проблемы признания России страной с рыночной экономикой и перспективы ее вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, во Всемирную торговую организацию. Присоединение России к ВТО- являлся сложным и длительным переговорным процессом. Его результатом стало полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира. Россия официально вступила в ВТО 22 августа 2012 года.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1: Всемирная торговая организация (ВТО)………………………………………………………………………...4
1.1 Краткая история и структура ВТО. Цели и функции организации……………………………………………………...….……….4
1.2 Взаимодействие стран - членов ВТО и преимущество членства ВТО……………………………………………………………………………9
Глава 2: Влияние вступления России в ВТО на российскую экономику (Протекционизм и либерализация торговли)………………….……..…...12
2.1 Предпосылки вступления России в ВТО…………………………...…12
2.2 Изменение внутригосударственных актов в силу вступления России в ВТО……………………………………………………………..…………...18
2.3 Последствия вступления в ВТО…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………..…………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая гос регул.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

    Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны - учредители. "Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО". В связи с чем , Россия вступая в ВТО приняла на себя обязательства по изменениям своей системы законодательства, в том числе законодательство об инвестиционной деятельности Халевинская, Е.Д. Всемирная торговая организация и российские интересы// Е.Д. Халевинская, Е.В. Вавилова. 2009.  

    В 2013 году продолжится работа над приведением российского законодательства, в соответствие с принятыми РФ обязательствами при подписании Протокола о вступлении в ВТО. В ближайшее время основные изменения будут связаны с понижением ставок импортных пошлин и отменой квот на ряд товаров. Кроме того, будут внесены изменения, направленные на эффективное применение законодательства о защите интеллектуальной собственности. Планируется, что в 2013 году будет отменено лицензирование некоторых видов деятельности. В последующие годы в законодательство последовательно будут внесены изменения, связанные с доступом на рынки услуг, субсидиями для промышленности и сельского хозяйства, государственными. Также в рамках Таможенного союза продолжится разработка технических регламентов. Эксперты отмечают , что не во всех случаях были параллельно разработаны необходимые административные процедуры, которые должны поддерживать применение законов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Кроме того, региональные органы власти при принятии решений о мерах государственной поддержки бизнеса должны будут учитывать соглашения в рамках ВТО с тем, чтобы эти меры не попали в список запрещенных. В то же время для многих нормативно-законодательных актов была разработана вся процедура их применения.

    Однако уровень развития существующих в настоящее время институтов не дает возможность эффективного применения нового законодательства. Например, Закон «О коммерческой тайне» требует такого уровня развития судебной системы, который не всегда может быть достигнут даже в высокоразвитых странах. Законы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, еще в советское время в основных своих положениях соответствовали международным требованиям, которые легли в основу Соглашений ТРИПС. Но на территории РФ масштабы нарушений в этой области настолько велики, что фактически эти законы не исполняются, так как у государства отсутствуют ресурсы для приведения их в исполнение. Вопросы правоприменения и соответствия административной практики нормативным актам должны быть согласованы к моменту вступления России в ВТО, так как несоответствие практики законодательным актам может привести к обжалованию или судебным разбирательствам в рамках Всемирной торговой организации, а также к принятию ответных мер ее членами.

    Также стоит отметить, об изменениях в регулирование таможенных отношений, которые влияют на инвестиционные отношения. Так параллельно с переговорами о вступлении России в ВТО произошло создание Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ в 2007-2011 годах. В этот период был принят ряд нормативных актов, регулирующих его деятельность. Потенциально на основе этого союза в дальнейшем возможно создание единого экономического пространства, в котором выражают намерение принять участие Кыргызстан и Таджикистан (входящие в ЕврАзЭС), а также Узбекистан (приостановивший в настоящее время членство в ЕврАзЭС), Армения, Молдова и Украина (имеющие статус наблюдателей в ЕврАзЭС). Армения, Кыргызстан, Молдова и Украина уже являются членами ВТО, остальные страны ведут переговоры о вступлении в организацию. Некоторое время обсуждался вопрос вступления в ВТО всего Таможенного союза, однако впоследствии эта идея не была реализована.

    Надо отметить, что при разработке документов, определяющих нормативную базу для функционирования Таможенного союза, наблюдается стремление приводить ее в соответствие с требованиями ВТО. Часть нормативных актов, необходимых для гармонизации законодательной системы с требованиями ВТО, принимается в рамках Соглашений о Таможенном союзе. Например, принято политическое решение не разрабатывать самостоятельно технические регламенты, а использовать те, которые утверждаются специальной группой в рамках Таможенного союза.

    Видится необходимым представить изменения коснувшиеся, в процессе присоединения к ВТО. Так Россия заключила 30 двухсторонних договоров о доступе на рынки услуг и 57 договоров о доступе на рынки товаров. На данный момент после вступления в ВТО средние юридически обязательные максимальные пошлины в Российской Федерации составят 7,8%, в то время как действующие пошлины в 2011 году составили 10% в среднем по всем товарам. Средняя максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам будет равна 10,8%, а по промышленным товарам - 7,3%. Для сравнения - средние текущие пошлины в сельском хозяйстве составляют 13,2%, а в промышленном секторе - 9,5%. Изменение внутригосударственных актов в силу вступления России в ВТО http://islaco.ru/ru/node/74.

    На эти изменения есть несколько разных позиций, обсуждаются наиболее важные вопросы в изменениях отношений с экономически сильными странами, таких как, например, США. Выдвигается позиция правительства РФ, что присоединение России к ВТО должно оказать положительное влияние и на дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества между Россией и США в связи с либерализацией рынка капитала России и унификацией российского законодательства с международными нормами. Иной же является позиция обсуждаемая в СМИ, которая говорит, о обострении отношений с США и Китаем, так как Россия в своей внутренней политике изо всех сил пытается «слезть с сырьевой иглы», вернуть себе роль лидера в области наукоёмких технологиях и высокотехнологичного производства. В то время как США и Китай, напротив, заинтересованы только в российском сырье. Но остается только признать тот факт, что данные заявления можно будет подтвердить только по прошествии времени, когда можно будет увидеть результаты вступления России в ВТО.

    В итоге, можно сказать, что в целом процесс вступления в ВТО помог дальнейшей либерализации внешней торговли в РФ и создал дополнительные предпосылки для изменений в направлении дерегулирования экономики. Однако видится необходимым такое регулирование законодательное регулирование в сфере экономики, таможенных сборов, в защите интеллектуальной собственности и тд, которое позволило бы развитию не только внешних отношений, но и стабилизации внутренних рынков, усилению способности конкуренции российских производителей.

2.3 Последствия вступление России в ВТО.

    Как очевидно из СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.

    В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги.

    Противниками членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, по сравнению с другими странами. Можно выделить какие могут быть последствия от вступления России в ВТО:

-уничтожение  или резкое сокращение производства  в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского  оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно может пострадать агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.

-сокращение  рабочих мест в стране и резкий рост безработицы, в таких областях, как, Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это, Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.

-потеря  Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов.Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН.

-потеря  продовольственной безопасности. Россия может станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.

-поглощение  или уничтожение отечественных  финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.

- возможно грозит значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно и вольготно жить, производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы. Пока мы еще держимся за счет импортных ограничений; если их убрать, то дешевый импорт просто оккупирует весь наш рынок. Чтобы соревноваться с китайцами по нормам ВТО, нашим работникам придется трудиться без зарплат (буквально за похлебку), отказавшись от пенсионного обеспечения и всякого «социального пакета», отказывая себе буквально во всем. К примеру, в Китае и Индии $40 - хорошая зарплата, а $200 может получать руководитель предприятия.

-увеличение  оттока квалифицированной рабочей  силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.

-увеличение  тарифов на электричество и  другие энергоресурсы, что приблизит  их к мировым и поставит  на грань разорения большинство  промышленных предприятий. ВТО - это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата - как в Воронеже.

-отмена  льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижению конкурентоспособности многих товаров.

-резкое снижению платежеспособного (очень невысокого по западным меркам) спроса на отечественные и импортные товары среди населения России.

-утрата  энергополитического суверенитета России, а так же невозможность модели экономики: к нам повезут товары, а не технологии.

-нарастающая  фрагментация и регионализация страны.

-деградация  социальной сферы, а именно к  нерентабельности детских садов, ясель, школ, больниц и домов престарелых, и к их неминуемому закрытию «эффективными менеджерами».

-нанесение  ущерба информационной и национальной  безопасности России, поскольку  не была проведена серьезная  инвентаризация российского регулирования  оказания юридических услуг и  услуг патентных поверенных.

-ущерб  налоговой и валютной политики  государства, так как, благодаря  новым обязательствам России  перед ВТО, создаются все условия  для того, чтобы налоги платились  не в России, а в иностранных  государствах.

-ослабление  экологического законодательства, так как ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды. Право ВТО ставится выше экологического законодательства, а нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями. Это приводит к тому, что международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы.

-ослабление  защиты потребителей от воздействия генномодифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы.

    Первые ухудшения после вступления России в ВТО: Из-за снижения пошлин на молочную продукцию на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики, стран СНГ. После присоединения России к ВТО импорт свинины вырос, по самым скромным подсчётам, на 34%. Импорт сгущенного молока и сливок вырос почти в пять раз. Объём сельхозпроизводства в России снизился на 5,35%. С начала года промышленность потеряла 142 000 рабочих мест. В 2011 году профицит бюджета был 414 миллиардов рублей, а в 2012 -- его уже нет. Потеряно почти 500 млрд рублей бюджетных доходов. В принципе изначально некоторые аспекты потерь, совпали с прогнозами, по поводу вступления России в ВТО. Но я считаю вступление России в ВТО несло не только отрицательный характер, а так же положительный. Экономический словарь- http://www.ekoslovar.ru/570.html.

Информация о работе Проблемы признания России страной с рыночной экономикой и перспективы ее вступления в ВТО