Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:13, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ доходов населения в России.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования.
2. Проанализировать доходы населения и источники их формирования в современной экономике за период 2006-2012гг.
3. Выявить проблемы распределения доходов населения и предложить пути повышения доходов.
Объектом исследования являются население России, а предметом исследования выступают доходы населения в России.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования ……………………..…………………………...5
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики …………………….….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………….…9
1.3. Доходы населения, их виды и источники формирования…………………..19
Глава 2. Анализ доходы населения и источники их формирования в
современной экономике за период 2006-2012гг. ………………………………..32
2.1. Формирование доходов населения и их источники…………………………32
2.2. Причины неравенства доходов населения…………………………………...35
2.3. Сущность и современные тенденции дифференциации доходов населения в Российской Федерации…………………………………………………………….38
Глава 3. Проблемы распределения и пути повышения доходов..…………….....46
3.1. Проблемы распределения доходов населения……………………………….46
3.2. Пути повышения доходов населения………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………........53
Список использованных источников и литературы…………
Из таблицы 2 видно, что заработная плата работников экономической сферы увеличились в 2010 г. по отношению к 2004 г. и составила 14498 руб. В других сферах также заметен рост заработной платы к 2010 г.
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.
Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2) разная успешность
3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владе-лец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Все люди рождаются разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей, способных достичь вершин математики, стать выдающи-мися футболистами или создать процветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превы-шает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнитель-ности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.
Конечно, в СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали. Кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.
Дело в том, что уравнительная организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других.
Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на более редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?
Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения.
Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижи-мости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собствен-ность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.
Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов, вырос с 0.256 в 1991 г. до 0.376 в 1998 г. Хотя в период с 1994 по 1998 гг. явно наблюдается улучшение ситуации. В 1999 г. данный коэффициент ещё снизился до 0.341. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 1998 г. на 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 33,1% денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имели всего 2,5% денежных доходов. В феврале 1999г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению.
Таблица 3
Дифференциация доходов населения России в период становления рыночной экономики (1991-1999гг.)36
Показатели |
1991 |
1994 |
1998 |
1999 |
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел. |
6,1 |
34,5 |
44,3 |
49,9 |
% ко всему населению |
4,1 |
23,3 |
30,1 |
34,1 |
Коэффициент Джини |
0,256 |
0, 409 |
0,376 |
0,341 |
Децильный коэффициент |
4,5 |
15,1 |
13,2 |
10,9 |
Из данных таблицы 3 видна тенденция роста общей численности и доли беднейших слоёв населения с доходами ниже прожиточного минимума. По данным обследования, проведённого Всероссийским центром изучения общест-венного мнения, в начале 1998 г. материальное положение семьи оценили как «очень плохое и плохое» 54% всех опрошенных, когда как в 1995 г. их было 48%.
По величине разрыва в уровне доходов Россия в период «экономических реформ» попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринима-тельской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоёв населения.
Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 1998 г. средняя заработная плата работников системы кредитова-ния, финансов, страхования достигла 178,5% от среднего общероссийского уровня, органов управления – 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохо-зяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования – 54, 3%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 66,8%, науки и научного обслуживания – 90,1%.
Неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормаль-ное для многих европейских стран.
Рассмотрев период становления рыночной экономики в России, необхо-димо обратиться к современным тенденциям дифференциации доходов населения в РФ.
Таблица 4
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)37
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.: |
|||||||
до 3500,0 |
33,8 |
23,2 |
15,9 |
10,9 |
7,3 |
5,3 |
4,0 |
3500,1 - 5000,0 |
18,3 |
16,5 |
13,7 |
10,9 |
8,6 |
7,0 |
5,8 |
5000,1 - 7000,0 |
17,0 |
17,6 |
16,4 |
14,4 |
12,5 |
11,0 |
9,7 |
7000,1 - 10000,0 |
14,3 |
17,1 |
18,1 |
17,8 |
16,9 |
15,9 |
14,9 |
10000,1 - 15000,0 |
10,0 |
13,9 |
17,1 |
19,1 |
20,2 |
20,4 |
20,3 |
15000,1 - 25000,02) |
6,6 |
11,7 |
12,7 |
16,6 |
19,8 |
21,8 |
23,3 |
25000,1 - 35000,03) |
... |
... |
6,1 |
10,3 |
7,7 |
9,3 |
10,6 |
свыше 35000,0 |
... |
... |
... |
... |
7,0 |
9,3 |
11,4 |
1) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. - с учетом предварительных итогов ВПН-2010.
2) 2004-2005 гг. - свыше 15000,0 руб.
3) 2006-2007 гг. - свыше 25000,0 руб.
Данные таблицы 4 показывают, что среднедушевой денежный доход населения в 2010 г. снизился по отношения к предыдущему году и составил до 3500 тыс. руб. – 4,0 %, от 10 000,1 до 15 000 тыс. руб. – 20,3%; от 15 000 до 25 тыс. руб. – 23,3%, от 15000,1 до 35000,0 – вырос и составил 10,6%, а свыше 35 000 тыс. руб. – 11,4%, В целом можно заметить, что среднедушевой доход большей половины населения колеблется от 7 000,1 тыс. руб. до 35 000 тыс. руб.
Таблица 5
Величина прожиточного минимума
(в среднем на душу населения; руб. в месяц)38
Все |
из него по социально-демографическим |
Соотношение | |||
трудоспособное |
пенсионеры |
дети | |||
2004 |
2376 |
2602 |
1801 |
2326 |
269,8 |
I квартал |
2293 |
2502 |
1747 |
2259 |
241,3 |
II квартал |
2363 |
2588 |
1793 |
2313 |
252,7 |
III квартал |
2396 |
2629 |
1816 |
2336 |
265,1 |
IV квартал |
2451 |
2690 |
1849 |
2394 |
315,0 |
2005 |
3018 |
3255 |
2418 |
2896 |
268,8 |
I квартал |
2910 |
3138 |
2332 |
2795 |
226,2 |
II квартал |
3053 |
3290 |
2449 |
2937 |
254,4 |
III квартал |
3047 |
3288 |
2440 |
2921 |
267,4 |
IV квартал |
3060 |
3302 |
2450 |
2931 |
322,4 |
2006 |
3422 |
3695 |
2731 |
3279 |
298,0 |
I квартал |
3374 |
3640 |
2703 |
3234 |
243,0 |
II квартал |
3443 |
3717 |
2747 |
3301 |
288,5 |
III квартал |
3434 |
3709 |
2736 |
3292 |
298,6 |
IV квартал |
3437 |
3714 |
2739 |
3290 |
358,4 |
2007 |
3847 |
4159 |
3065 |
3679 |
327,6 |
I квартал |
3696 |
3993 |
2950 |
3536 |
269,9 |
II квартал |
3809 |
4116 |
3033 |
3647 |
314,7 |
III квартал |
3879 |
4197 |
3085 |
3704 |
328,1 |
IV квартал |
4005 |
4330 |
3191 |
3830 |
391,5 |
2008 |
4593 |
4971 |
3644 |
4389 |
325,3 |
I квартал |
4402 |
4755 |
3508 |
4218 |
278,9 |
II квартал |
4646 |
5024 |
3694 |
4448 |
319,2 |
III квартал |
4630 |
5017 |
3660 |
4418 |
338,3 |
IV квартал |
4693 |
5086 |
3712 |
4472 |
361,5 |
2009 |
5153 |
5572 |
4100 |
4930 |
326,8 |
I квартал |
5083 |
5497 |
4044 |
4857 |
275,6 |
II квартал |
5187 |
5607 |
4129 |
4963 |
326,5 |
III квартал |
5198 |
5620 |
4134 |
4978 |
321,0 |
IV квартал |
5144 |
5562 |
4091 |
4922 |
384,7 |
2010 |
5688 |
6138 |
4521 |
5489 |
326,2 |
I квартал |
5518 |
5956 |
4395 |
5312 |
289,1 |
II квартал |
5625 |
6070 |
4475 |
5423 |
329,6 |
III квартал |
5707 |
6159 |
4532 |
5510 |
322,1 |
IV квартал |
5902 |
6367 |
4683 |
5709 |
371,3 |
1) За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. |
Информация о работе Проблемы распределения и пути повышения доходов