Проблемы распределения и пути повышения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ доходов населения в России.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования.
2. Проанализировать доходы населения и источники их формирования в современной экономике за период 2006-2012гг.
3. Выявить проблемы распределения доходов населения и предложить пути повышения доходов.
Объектом исследования являются население России, а предметом исследования выступают доходы населения в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования ……………………..…………………………...5
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики …………………….….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………….…9
1.3. Доходы населения, их виды и источники формирования…………………..19
Глава 2. Анализ доходы населения и источники их формирования в
современной экономике за период 2006-2012гг. ………………………………..32
2.1. Формирование доходов населения и их источники…………………………32
2.2. Причины неравенства доходов населения…………………………………...35
2.3. Сущность и современные тенденции дифференциации доходов населения в Российской Федерации…………………………………………………………….38
Глава 3. Проблемы распределения и пути повышения доходов..…………….....46
3.1. Проблемы распределения доходов населения……………………………….46
3.2. Пути повышения доходов населения………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………........53
Список использованных источников и литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2 видно, что заработная плата работников экономической сферы увеличились в 2010 г. по отношению к 2004 г. и составила 14498 руб. В других сферах также заметен рост заработной платы к 2010 г.

2.2 Причины неравенства доходов  населения

 

Один из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

  • величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
  • величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

2) разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих  людям факторов производства (владе-лец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Все люди рождаются разными  и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей, способных достичь вершин математики, стать выдающи-мися футболистами или создать процветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превы-шает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнитель-ности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.

Конечно, в СССР для  подавляющей массы населения  различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали. Кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

Но сначала  попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.

Дело в том, что уравнительная  организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других.

Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на более  редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

Если оплачивать одинаково  – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан.

Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку  врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

2.3 Сущность и современные тенденции  дифференциации доходов населения  в Российской Федерации

 

В течение 90-х годов  в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения.

Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижи-мости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собствен-ность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.

Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент  Джини, который показывает степень  неравномерности распределения  населения по уровню денежных доходов, вырос с 0.256 в 1991 г. до 0.376 в 1998 г. Хотя в период с 1994 по 1998 гг. явно наблюдается улучшение ситуации. В 1999 г. данный коэффициент ещё снизился до 0.341. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 1998 г. на 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 33,1% денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имели всего 2,5% денежных доходов. В феврале 1999г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению.

Таблица 3

Дифференциация доходов населения России в период становления рыночной экономики (1991-1999гг.)36

Показатели

1991

1994

1998

1999

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел.

6,1

34,5

44,3

49,9

% ко всему населению

4,1

23,3

30,1

34,1

Коэффициент Джини

0,256

0, 409

0,376

0,341

Децильный коэффициент

4,5

15,1

13,2

10,9


 

Из данных таблицы 3 видна тенденция роста общей численности и доли беднейших слоёв населения с доходами ниже прожиточного минимума. По данным обследования, проведённого Всероссийским центром изучения общест-венного мнения, в начале 1998 г. материальное положение семьи оценили как «очень плохое и плохое» 54% всех опрошенных, когда как в 1995 г. их было 48%.

По величине разрыва в уровне доходов Россия в период «экономических реформ»  попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринима-тельской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоёв населения.

Экономисты  пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 1998 г. средняя заработная плата работников системы кредитова-ния, финансов, страхования достигла 178,5% от среднего общероссийского уровня, органов управления – 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохо-зяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования – 54, 3%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 66,8%, науки и научного обслуживания – 90,1%.

Неравенство доходов  – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение  повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором  происходит сглаживание социальных различий, нормаль-ное для многих европейских стран.

Рассмотрев  период становления рыночной экономики  в России, необхо-димо обратиться к современным тенденциям дифференциации доходов населения в РФ.

Таблица 4

Распределение населения  по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)37

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Все население

100

100

100

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:

             

до 3500,0

33,8

23,2

15,9

10,9

7,3

5,3

4,0

3500,1 - 5000,0

18,3

16,5

13,7

10,9

8,6

7,0

5,8

5000,1 - 7000,0

17,0

17,6

16,4

14,4

12,5

11,0

9,7

7000,1 - 10000,0

14,3

17,1

18,1

17,8

16,9

15,9

14,9

10000,1 - 15000,0

10,0

13,9

17,1

19,1

20,2

20,4

20,3

15000,1 - 25000,02)

6,6

11,7

12,7

16,6

19,8

21,8

23,3

25000,1 - 35000,03)

...

...

6,1

10,3

7,7

9,3

10,6

свыше 35000,0

...

...

...

...

7,0

9,3

11,4


 

1) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. - с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

2) 2004-2005 гг. - свыше 15000,0 руб.

3) 2006-2007 гг. - свыше 25000,0 руб.

 

Данные таблицы 4 показывают, что среднедушевой денежный доход населения в 2010 г. снизился по отношения к предыдущему году и составил до 3500 тыс. руб. – 4,0 %, от 10 000,1 до 15 000 тыс. руб. – 20,3%; от 15 000 до 25 тыс. руб. – 23,3%, от 15000,1 до 35000,0 – вырос и составил 10,6%, а свыше 35 000 тыс. руб. – 11,4%, В целом можно заметить, что среднедушевой доход большей половины населения колеблется от 7 000,1 тыс. руб. до 35 000 тыс. руб.

Таблица 5

Величина прожиточного минимума

(в среднем на душу населения; руб. в месяц)38

 

Все 
население

из него по социально-демографическим 
группам населения

Соотношение 
среднедушевых денежных 
доходов 
населения с 
величиной 
прожиточного 
минимума, 
процентов

трудоспособное 
население

пенсионеры

дети

2004

2376

2602

1801

2326

269,8

I квартал

2293

2502

1747

2259

241,3

II квартал

2363

2588

1793

2313

252,7

III квартал

2396

2629

1816

2336

265,1

IV квартал

2451

2690

1849

2394

315,0

2005

3018

3255

2418

2896

268,8

I квартал

2910

3138

2332

2795

226,2

II квартал

3053

3290

2449

2937

254,4

III квартал

3047

3288

2440

2921

267,4

IV квартал

3060

3302

2450

2931

322,4

2006

3422

3695

2731

3279

298,0

I квартал

3374

3640

2703

3234

243,0

II квартал

3443

3717

2747

3301

288,5

III квартал

3434

3709

2736

3292

298,6

IV квартал

3437

3714

2739

3290

358,4

2007

3847

4159

3065

3679

327,6

I квартал

3696

3993

2950

3536

269,9

II квартал

3809

4116

3033

3647

314,7

III квартал

3879

4197

3085

3704

328,1

IV квартал

4005

4330

3191

3830

391,5

2008

4593

4971

3644

4389

325,3

I квартал

4402

4755

3508

4218

278,9

II квартал

4646

5024

3694

4448

319,2

III квартал

4630

5017

3660

4418

338,3

IV квартал

4693

5086

3712

4472

361,5

2009

5153

5572

4100

4930

326,8

I квартал

5083

5497

4044

4857

275,6

II квартал

5187

5607

4129

4963

326,5

III квартал

5198

5620

4134

4978

321,0

IV квартал

5144

5562

4091

4922

384,7

2010

5688

6138

4521

5489

326,2

I квартал

5518

5956

4395

5312

289,1

II квартал

5625

6070

4475

5423

329,6

III квартал

5707

6159

4532

5510

322,1

IV квартал

5902

6367

4683

5709

371,3

1) За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.

Информация о работе Проблемы распределения и пути повышения доходов