Проблемы распределения и пути повышения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ доходов населения в России.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования.
2. Проанализировать доходы населения и источники их формирования в современной экономике за период 2006-2012гг.
3. Выявить проблемы распределения доходов населения и предложить пути повышения доходов.
Объектом исследования являются население России, а предметом исследования выступают доходы населения в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования ……………………..…………………………...5
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики …………………….….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………….…9
1.3. Доходы населения, их виды и источники формирования…………………..19
Глава 2. Анализ доходы населения и источники их формирования в
современной экономике за период 2006-2012гг. ………………………………..32
2.1. Формирование доходов населения и их источники…………………………32
2.2. Причины неравенства доходов населения…………………………………...35
2.3. Сущность и современные тенденции дифференциации доходов населения в Российской Федерации…………………………………………………………….38
Глава 3. Проблемы распределения и пути повышения доходов..…………….....46
3.1. Проблемы распределения доходов населения……………………………….46
3.2. Пути повышения доходов населения………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………........53
Список использованных источников и литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ данных таблицы 5 позволяет сделать следующий  вывод:

Величина прожиточного минимума также является основным сравнитель-ным показателем доходов населения, ее рост непременно свидетельствует о росте цен на основные продукты, потребляемые населением.

Из данных таблицы 6 видна тенденция роста прожиточного минимума: если для всего населения в 1 квартале 2009 г. составляла 5083 руб. в месяц, то уже в 4 квартале она выросла до 5144 руб. Тенденция роста прожиточного минимума наблюдается и в 1 квартале 2010г. если для всего населения составляла 5518 руб. в месяц, то уже в 4 квартале она выросла до 5902 руб.

По социально-демографическим  группам величина прожиточного минимума увеличилась для пенсионеров – с 4395 руб. в 1 квартале 2010 г. до 4683 руб. в 4 квартале 2010 г., для трудоспособного населения – с 5956 до 6367 руб., для детей – с 5312 до 5709 руб.

Теперь рассмотрим численность  населения доходы которого находятся на уровне бедности.

Таблица 6

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода39

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума1):

             

млн. человек

25,2

25,2

21,5

18,7

18,9

18,5

18,1

в процентах от общей численности 
   населения

17,6

17,7

15,2

13,3

13,4

13,2

12,8

Дефицит денежного дохода1):

             

млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.)

225,6

286,9

276,6

270,3

325,4

357,0

384,4

в процентах от общего объема 
   денежных доходов населения

2,1

2,1

1,6

1,3

1,3

1,3

1,2


 

Анализируя  данные таблицы 6, приходим к выводу, что численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 г. по отношению к 2004г. снизилась и составила 18,1 млн. человек, что в % от общей численности составляет 12,8%, в то время как в 2004 г. данный показатель составлял 17,6%.

Таким образом  подводя итоги главы курсовой работы хочется обратить внимание на то, что доходы населения Российской Федерации резко дифферен-цированы; в связи с экономической нестабильностью в стране данный показатель становится ярче на фоне роста безработицы, вызванной мировым финансово-экономическим кризисом; 12,8% населения страны имеет доход ниже прожиточного минимума, а следовательно за чертой бедности. На этом фоне численность населения, имеющая доход свыше 35 000 руб. составляет 11,4%, большая часть населения страны в среднем имеет доход от 7 000,1 тыс. руб. до 35 000 руб.

В целом ситуация в России с доходами населения  не совсем катастрофична, однако стоит  учесть, что эти данные выражаются с помощью среднеарифметических величин и их показатель выравнивается с помощью крупных городов, где процент безработного населения ниже и заработная плата намного выше, чем в отдельно взятых регионах.

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

 

3.1 Проблемы распределения доходов населения

 

Проблема справедливого  распределения доходов стояла перед  человечеством во все времена.

Доходы населения и их распределение имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни.  Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики России.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Бедность представляет собой глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Масштабы бедности в  мире:

• Из 6 млрд. людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд. (47 %) живут менее чем на 2 дол. в день, а более 1,2 млрд. (20 %) — менее чем на 1 дол. США в день.

  • Каждый шестой взрослый в мире неграмотен.
  • 115 млн. детей не посещают даже начальную школу.
  • Каждый день более 30 тыс. детей умирают от болезней, поддающихся лечению.
  • Из каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 — до 5 лет.
  • Более 1 млрд. человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, более 2 млрд. — к современным средствам санитарии.
  • Около 800 млн. человек не получают необходимого минимального уровня питания и почти 0,5 млрд. хронически не доедают, треть из которых — дети.

Бедность может иметь  различные формы. В зависимости  от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность — состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности — минимально допустимый критичес-кий уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

Прожиточный минимум— это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохране-ния его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума— стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Минимальный потребительский  бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населе-ния. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потреби-тельских бюджетов является система потребительских корзин.

Потребительская корзина— это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятель-ности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация населения  на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

• бедные семьи, душевой  доход которых меньше бюджета  прожиточного минимума или равен  ему;

  • малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточ-ного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;
  • обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;
  • богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением  бедности является нищета. Домохозяйства приз-наются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода.

3.2 Пути повышения доходов  населения

 

Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития России, основной целью социальной политики на перспективу является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения40.

Для решения проблем, существующий на данный момент, государство предпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

Предпринимаются также  попытки реформировать систему  оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства  рабочей силы, позволяющей работнику  и его семье удовлетворять  необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала41.

В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов, а также налог на недвижимость; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.

Важным направлением социальной политики государства в  нашей стране является обеспечение  перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков42.

Целями дальнейшего  совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан43.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь  достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и  слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение44.

Информация о работе Проблемы распределения и пути повышения доходов