Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:13, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ доходов населения в России.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования.
2. Проанализировать доходы населения и источники их формирования в современной экономике за период 2006-2012гг.
3. Выявить проблемы распределения доходов населения и предложить пути повышения доходов.
Объектом исследования являются население России, а предметом исследования выступают доходы населения в России.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики как инструмента государственного регулирования ……………………..…………………………...5
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики …………………….….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………….…9
1.3. Доходы населения, их виды и источники формирования…………………..19
Глава 2. Анализ доходы населения и источники их формирования в
современной экономике за период 2006-2012гг. ………………………………..32
2.1. Формирование доходов населения и их источники…………………………32
2.2. Причины неравенства доходов населения…………………………………...35
2.3. Сущность и современные тенденции дифференциации доходов населения в Российской Федерации…………………………………………………………….38
Глава 3. Проблемы распределения и пути повышения доходов..…………….....46
3.1. Проблемы распределения доходов населения……………………………….46
3.2. Пути повышения доходов населения………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………........53
Список использованных источников и литературы…………
Анализ данных таблицы 5 позволяет сделать следующий вывод:
Величина прожиточного минимума также является основным сравнитель-ным показателем доходов населения, ее рост непременно свидетельствует о росте цен на основные продукты, потребляемые населением.
Из данных таблицы 6 видна тенденция роста прожиточного минимума: если для всего населения в 1 квартале 2009 г. составляла 5083 руб. в месяц, то уже в 4 квартале она выросла до 5144 руб. Тенденция роста прожиточного минимума наблюдается и в 1 квартале 2010г. если для всего населения составляла 5518 руб. в месяц, то уже в 4 квартале она выросла до 5902 руб.
По социально-демографическим группам величина прожиточного минимума увеличилась для пенсионеров – с 4395 руб. в 1 квартале 2010 г. до 4683 руб. в 4 квартале 2010 г., для трудоспособного населения – с 5956 до 6367 руб., для детей – с 5312 до 5709 руб.
Теперь рассмотрим численность населения доходы которого находятся на уровне бедности.
Таблица 6
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода39
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума1): |
|||||||
млн. человек |
25,2 |
25,2 |
21,5 |
18,7 |
18,9 |
18,5 |
18,1 |
в процентах от общей численности |
17,6 |
17,7 |
15,2 |
13,3 |
13,4 |
13,2 |
12,8 |
Дефицит денежного дохода1): |
|||||||
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) |
225,6 |
286,9 |
276,6 |
270,3 |
325,4 |
357,0 |
384,4 |
в процентах от общего объема |
2,1 |
2,1 |
1,6 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
Анализируя данные таблицы 6, приходим к выводу, что численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 г. по отношению к 2004г. снизилась и составила 18,1 млн. человек, что в % от общей численности составляет 12,8%, в то время как в 2004 г. данный показатель составлял 17,6%.
Таким образом
подводя итоги главы курсовой
работы хочется обратить внимание на
то, что доходы населения Российской
Федерации резко дифферен-
В целом ситуация в России с доходами населения не совсем катастрофична, однако стоит учесть, что эти данные выражаются с помощью среднеарифметических величин и их показатель выравнивается с помощью крупных городов, где процент безработного населения ниже и заработная плата намного выше, чем в отдельно взятых регионах.
3.1 Проблемы распределения доходов населения
Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена.
Доходы населения и их распределение имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики России.
С проблемой неравномерного
распределения доходов связана
Бедность представляет
собой глобальную проблему. Это многоаспектное
социально-экономическое
Масштабы бедности в мире:
• Из 6 млрд. людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд. (47 %) живут менее чем на 2 дол. в день, а более 1,2 млрд. (20 %) — менее чем на 1 дол. США в день.
Бедность может иметь
различные формы. В зависимости
от основания для сравнения
Объективная бедность — состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.
Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности — минимально допустимый критичес-кий уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.
Прожиточный минимум— это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохране-ния его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.
Бюджет прожиточного минимума— стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населе-ния. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.
Основой натурально-вещественной
структуры минимальных потреби-
Потребительская корзина— это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятель-ности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.
Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
• бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума или равен ему;
Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства приз-наются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода.
3.2 Пути повышения доходов населения
Исходя из оценки складывающейся
социально-экономической
Для решения проблем, существующий на данный момент, государство предпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
Предпринимаются также попытки реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала41.
В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов, а также налог на недвижимость; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.
Важным направлением социальной политики государства в нашей стране является обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков42.
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.
Реформирование оплаты
труда предусматривается
Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.
Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение44.
Информация о работе Проблемы распределения и пути повышения доходов