Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:49, реферат
Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед человечеством, является сохранение информации во времени и/или пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой фиксации распространения информации являются печатные издания, а главными средствами хранения и доступа к информации стали библиотеки. Сохранение и использование рукописных и печатных документов достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт и результаты исследовательской и практической работы многих поколений специалистов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Существующие проблемы и пути их решения 5
1.1 Государственное регулирование 5
1.2 Проблемы муниципальных библиотек 6
2 Привлечение источников финансирования – приоритетная задача 9
3 Перспективы развития библиотек 13
3.1 Практический маркетинг 13
3.2 Инновационная деятельность 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Существующие проблемы и пути их решения 5
1.1 Государственное регулирование 5
1.2 Проблемы муниципальных библиотек 6
2 Привлечение источников финансирования – приоритетная задача 9
3 Перспективы развития библиотек 13
3.1 Практический маркетинг 13
3.2 Инновационная деятельность 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед человечеством, является сохранение информации во времени и/или пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой фиксации распространения информации являются печатные издания, а главными средствами хранения и доступа к информации стали библиотеки. Сохранение и использование рукописных и печатных документов достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт и результаты исследовательской и практической работы многих поколений специалистов. Но очевидно, что объёмы информации, хранящейся в традиционной форме, делают всё более затруднительной работу с ней: хранение, распространение, поиски, учет и т. п. Этим и занимаются в настоящее время библиотеки и ЦБС (центральные библиотечные системы).
С одной стороны, библиотека – ключевая производственная единица системы библиотечного обслуживания населения, а библиотечное дело – развитая системная совокупность видов деятельности, осуществляемая библиотеками разных типов. Это – отправная характеристика библиотечной подотрасли общественного сектора экономики, и в данном смысле её экономический анализ оправдан и возможен с помощью микроэкономических методов. С другой стороны, библиотека включена практически во все сферы человеческой деятельности, ее социальная роль сложна и многообразна, она – явление государственного масштаба, и в этом смысле экономический анализ ее также необходим и возможен с помощью методов микроэкономики как части современной экономической теории.
Глубокое и всестороннее взаимодействие экономической науки с библиотековедением обогатит его новыми экономическими инструментами анализа, категориями и идеями, которые помогут более эффективному управлению и учету, выявят новые показатели и резервы библиотечной деятельности, привлекут внимание государства к проблемам старого как мир, но всегда необходимого социального института – гаранта демократии и интеллектуальной свободы.
В современных условиях государственная библиотечная политика строится прежде всего на правовом регулировании, целевом финансировании и формировании государственной идеологии развития сети публичных библиотек. Однако возможности целевого финансирования библиотечной деятельности в современных условиях весьма ограниченны. Поэтому не решены проблемы информатизации библиотечного дела; не налажен механизм комплектования библиотек в условиях книжного рынка; не обеспечены безопасность и сохранность книжных фондов; не развита межведомственная кооперация российских библиотек с целью включения их в мировой информационный обмен.
Ограниченное
финансирование не подкрепляет декларированную
идеологию развития библиотек. Отсюда
главной задачей
Государственная регламентация библиотечной деятельности выразилась в принятии двух законодательных актов. В 1984 году Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном деле в СССР»; спустя десять лет, в 1994 году, появился Федеральный закон РФ «О библиотечном деле». И в Положении, и в Законе характеризуются сущность и место библиотеки в обществе.
В целом государственная политика в области библиотечного дела и правовая регламентация деятельности библиотек характеризуют их высокий социальный статус и готовность государства подтвердить его через системы финансирования и налогообложения, как самих библиотек, так и предприятий и организаций, оказывающих им финансовое содействие. Государство не рассматривает библиотеки в качестве потенциального субъекта предпринимательской деятельности и видит их миссию в социальной репродукции человека в направлении воспроизводства духовного и интеллектуального потенциала.
Многие
работники библиотек
Нормативно-правовое регулирование деятельности библиотек – одна из проблем библиотечной микроэкономики, поскольку ее решение, в конечном счете, направлено на оптимизацию государственных управленческих решений во имя все более полного удовлетворения потребностей населения в библиотечных продуктах и услугах в условиях ограниченности ресурсов государства. Нормативная оценка государственной библиотечной политики может стать основой для дальнейшего совершенствования библиотечного обслуживания.
Сохранение сети публичных библиотек – главная заслуга федерального центра. Однако федеральные нормативы носят рекомендательный характер, на уровне субъектов Федерации они не приняты, а местное самоуправление не готово взять на себя заботу о библиотеках. На фоне общей тенденции сокращения совокупного библиотечного фонда больше всего пострадали филиалы муниципальных библиотек, многие из которых оказались полностью лишены новых поступлений. В условиях ограниченной подписки большинство филиалов перестало выписывать профессиональную периодику, покупать специальную литературу. Подписка на общественно-политическую периодику в основном обеспечивается за счет средств политических партий и движений, что деформирует социальную ориентацию библиотекарей. Ликвидация системы межбиблиотечного абонемента и затруднения внутрисистемного обмена, ограниченность или отсутствие новых поступлений поставили общедоступные библиотеки в крайне тяжелое положение. Характерный облик современного филиала муниципальной библиотеки: состав фонда отстает от реальности на 5-7 лет; библиотека тяготеет в основном к культурным формам работы; образовательные потребности выполняются в пределах школьной программы.
Распределение сети муниципальных библиотек по территории Российской Федерации характеризуется крайней неравномерностью.
Проблемы
ведомственных библиотек
В этой связи интересен опыт правового обеспечения аналогичных библиотек, накопленный в США, где существуют самостоятельные законы для специализированных сетей, ориентированные на регулирование экономических отношений между органами государственного управления соответствующих отраслей и библиотеками. Так, в частности, из бюджета, предназначенного на нужды образования, примерно 2,5% предоставляется библиотекам.
Анализ
материальных ресурсов и деятельности
библиотек региона
Сегодня,
чтобы стать привлекательным
объектом для инвестирования, библиотеки
должны научиться осуществлять проектную
деятельность на уровне общепринятых
международных стандартов, на современных
принципах стратегического
Одним из направлений инвестиционной политики является поддержка инновационной деятельности библиотеки, т.к. инновации становятся не только объектом инвестирования, но одновременно и самой инвестицией.
Инвестирование в библиотеки можно рассматривать, прежде всего, как инвестирование в развитие человека, в формирование гражданского общества. Уже поэтому вложения в библиотеки можно с уверенностью отнести к разряду стратегического инвестирования и государства, и общества.
Обоснование
оптимальных моделей
Основу
многоканальной системы финансирования
государственных учреждений культуры
составляет прямое и косвенное государственное
финансирование, осуществляемое за счет
бюджетов разных уровней. Другими составляющими
элементами многоканальной системы
являются сборы от проводимых культурных
мероприятий, доходы организаций культуры
от прочих, в том числе
Обычно прямое бюджетное финансирование отрасли культуры и всех ее подотраслей устанавливается законодательными федеральными и региональными органами власти в определенном соотношении к расходной части бюджета. По российскому законодательству финансирование отрасли культуры должно осуществляться в размере двух процентов расходной части федерального бюджета и не менее шести процентов – бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, что примерно соответствует сложившимся нормам финансирования европейских стран. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется в меньших объемах.
Прямое бюджетное финансирование обеспечивает в среднем до 80% доходов массовых организаций культуры, в том числе до 90% доходов библиотек. Косвенное финансирование массовых учреждений культуры включает многообразные способы и направления, наиболее распространенными среди которых являются:
Другими источниками доходов учреждений культуры могут быть: выручка от реализации товаров и услуг, дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности и другие не запрещенные законом поступления, добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Бюджетные средства, полученные библиотеками по смете, предусматривают полное удовлетворение нормативных потребностей, исчисленных по статьям «Фонд оплаты труда» и «Начисления на заработную плату», которые сохранили строго целевое назначение. Какое-либо маневрирование ресурсами возможно в основном по разделам «Материальные и приравненные к ним затраты» (кроме расходов на оплату коммунальных услуг), «Командировки и служебные разъезды», «Приобретение оборудования и инвентаря», «Капитальный ремонт», «Прочие расходы». Несмотря на внушительный перечень этих статей, удельный вес выделяемых по ним ассигнований не превышает 20% общей суммы затрат, а в настоящее время составляет по библиотечной подотрасли от 10 до 50% общего объема бюджетного финансирования библиотек. Поэтому реализация каких-либо стратегических планов развития возможна только за счет привлечения дополнительных бюджетных и значительных внебюджетных средств.
Проблемы бюджетного недофинансирования библиотечной подотрасли объясняются особенностями формирования бюджетного федерализма в Российской Федерации, переходом от жестко централизованной системы взаимоотношений бюджетов разных уровней к системе, построенной на основе относительной децентрализации.
Инвестиционный фонд подотрасли складывается не только из бюджетных ассигнований, но и из спонсорских средств, пожертвований, средств благотворительных фондов и некоммерческих организаций социальной поддержки. Инвестирование из бюджетных. Спонсорских и благотворительных средств осуществляется в формах целевой программы либо гранта как разновидностей социального заказа. Грант, в отличие от целевой программы, также может финансироваться государством, но как часть субсидии, реализующей принципы регионального бюджетного выравнивания.
Информация о работе Проблемы развития библиотечных услуг в РФ