Проблемы развития библиотечных услуг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед человечеством, является сохранение информации во времени и/или пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой фиксации распространения информации являются печатные издания, а главными средствами хранения и доступа к информации стали библиотеки. Сохранение и использование рукописных и печатных документов достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт и результаты исследовательской и практической работы многих поколений специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Существующие проблемы и пути их решения 5
1.1 Государственное регулирование 5
1.2 Проблемы муниципальных библиотек 6
2 Привлечение источников финансирования – приоритетная задача 9
3 Перспективы развития библиотек 13
3.1 Практический маркетинг 13
3.2 Инновационная деятельность 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.18 Кб (Скачать файл)

Спонсорская поддержка требует точной формулировки проблемы, лежащей в основе социальной программы. Формулировка есть описание разрыва между современным состоянием управляемой социальной системы  и желаемым будущим состоянием. При  этом обосновать желаемое будущее состояние  управляемой системы очень сложно, поскольку многие социальные характеристики носят качественный или субъективный характер. Главная составляющая формулировки – целеполагание.

Существенным  барьером, сдерживающим привлечение  средств благотворительных фондов, являются отсутствие у большинства грантозаявителей опыта, недоверие к деятельности фондов, как отечественных, так и зарубежных, а также сложности в определении задач, обосновании работ и в оценке результатов предлагаемого проекта. Интерес благотворителей проявляется в поддержке того проекта, который находит сочувствие в регионе, привлекает внимание и деньги местных властей.

Таким образом, для современных библиотек привлечение  инвестиций становится приоритетной задачей, т.к. любая стратегическая программа  их развития наряду с сохранением  библиотечных фондов как культурного  наследия народов РФ предусматривает  повышение качества обслуживания пользователей. А совокупность привлеченных внебюджетных средств наряду со средствами из бюджета  соответствующего уровня призвана не только покрывать значительные расходы библиотек, но и повышать устойчивость их хозяйственного положения. Поэтому, развивая социальное партнерство, библиотеки должны научиться представлять себя в качестве специфического рынка (чаще, вне конкуренции)  и самостоятельной области для инвестиций, а спонсоры, благотворительные и иные организации должны рассматриваться как деловые партнеры.

 

 

 

 

 

3 Перспективы  развития библиотек

3.1 Практический маркетинг

 

Важнейшей задачей современной библиотечной подотрасли является управление, направленное на решение ее важнейших микроэкономических проблем. В его основе лежат:   анализ экономических отношений, возникающих при формировании и использовании активной части материальных ресурсов – библиотечного фонда – в процессе поиска, отбора, накопления хранения, распространения документальных носителей информации; развитие и адаптация библиотеки к рыночно - ориентированному  хозяйственному механизму; выявление новых тенденций библиотечного обслуживания с учетом маркетингового подхода при решении стратегических и тактических задач управления.

Эффективное управление библиотекой как деятельность, направленная на все более полное удовлетворение  потребностей населения  в библиотечных продуктах и услугах, осуществляется в процессе принятия решений в условиях ограниченных ресурсов. Изучение и анализ проблем  совершенствования библиотечного  обслуживания целесообразно проводить  в рамках отраслевого направления  исследований – библиотечной микроэкономики. Это позволит, опираясь на методологический аппарат экономической теории, более  полно представить типологию  менеджмента библиотек, выявить  его технологические особенности, уточнить цели. Виды и возможности  профильного библиотечного маркетинга как части процесса управления.

Российские библиотековеды сразу же уловили в маркетинге ключевой принцип – ориентированность на максимальное удовлетворение потребностей, что роднит библиотечное дело не только с социальной сферой, но и с рыночными структурами. Маркетинг, использующий принципы комплексности, непрерывности, социальной ориентации, значительно расширил возможности библиотеки в исследовании и удовлетворении потребностей пользователей, в формировании благоприятной внешней среды.

За прошедшее  время маркетинг в библиотечном деле оформился в самостоятельную  научную концепцию. Однако при всех впечатляющих результатах библиотечный маркетинг находится еще только в стадии формирования, когда многие положения достаточно дискуссионны.

В перспективе  существует принципиально новый  подход к библиотечной деятельности, основанный на ее включении в систему  некоммерческого маркетинга. Целостная  концепция впервые в отечественном  библиотековедении адаптирует теорию и методологию некоммерческого  маркетинга к потребностям библиотек. При отборе тематики и структуризации материалов исходной позицией стало  осознание огромной значимости маркетинга как средства решения широкого круга  первостепенных для библиотеки задач, так как он предлагает:

    • методы оценки и прогнозирования влияния внешней среды;
    • методику планирования, позволяющую библиотекам самостоятельно оценить собственный потенциал;
    • способы формирования развитой системы общественных коммуникаций, способствующих повышению репутации и улучшению имиджа библиотеки среди различных слоев населения.

Можно сделать  вывод, что реализуя методы практического  маркетинга применительно к специфике  своей деятельности, руководство  библиотек получит возможность  решать долгосрочные стратегические задачи, осваивать новые услуги, адаптироваться к социально-экономическим условиям современной российской действительности.

 

 

 

3.2 Инновационная  деятельность

 

Современная библиотека, реализующая корпоративную инновационную политику, представляет собой открытую развивающуюся систему, которая способствует вовлечению в инновационные процессы всех учреждений культуры и других отраслей, влияет на формирование соответствующей политики в регионе.

Под инновационной политикой  в современных условиях правомерно понимать не только стимулирование узкопрофессионального развития, изменение характера и стиля работы, но и установление новых контактов. Партнерами библиотек в решении социально важных проблем становятся департаменты и отделы территориальных органов власти, а отношения учредителя и библиотеки строятся в режиме "заказчик — исполнитель".

Таким образом, интенсивная  инновационная деятельность, приобретая стратегическое значение для развития библиотечного дела, становится важной частью региональной инновационной политики.

Субъектом библиотечной инноватики в силу ее творческого и персонифицированного характера выступает специалист библиотеки - человек, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

В целях развития инновационного творчества библиотекарей в России — была создана эффективная, ныне подтвержденная многолетней практикой система непрерывного профессионального развития библиотекарей. Она включает интерактивные формы обучения, посещение инновационно-ориентированных библиотек, дискуссионное и аналитическое обсуждение имеющихся новшеств.

С учетом изменения роли персонала в условиях инновационного развития меняются принципы библиотечного менеджмента — укрепляются внутренние горизонтальные связи,  устойчивость которых обеспечивается формированием команды единомышленников, со зданием и поддержанием благоприятного производственного и психологического климата в коллективе, формированием корпоративной культуры, стимулированием профессионального развития каждого сотрудника.

Результаты исследования, проводившегося в течение ряда лет  на базе государственных и муниципальных библиотек, свидетельствуют о достаточно высоком уровне включенности библиотечной сети региона в профессиональную инновационную деятельность, которая реализуется в практических нововведениях, эффективной инновационной политике. Благодаря этому библиотеки успешно адаптировались к изменившейся внешней среде, повысили свой социальный статус, получают социальные и экономические дивиденды, у библиотекарей формируется позитивная мотивация труда.

Вовлечению сотрудников  в инновационную деятельность, мотивации к инновационному творчеству способствуют:

  • введение системы информирования персонала о существе проблем, требующих новаторских решений и о ходе инновационных процессов;
  • использование дифференцированной системы материального и 
    морально-психологического стимулирования в зависимости от степени участия в инновационном процессе;
  • содействие карьерному росту;
  • повышение профессионального и личностного статуса участников инновационной деятельности;
  • совершенствование организационной культуры библиотеки, развитие корпоративной культуры, введение элементов "сопричастного 
    менеджмента", направленного на удовлетворение социальных нужд 
    персонала;
  • формирование системы непрерывного профессионального развития;

• расширение круга неформальных контактов участников инноваций, в том числе посредством методик коммуникативного включения, общности целей;

  • обновление и ротация персонального состава участников инноваций;
  • замена многоуровневой вертикальной структуры управления библиотекой упрощенными малоуровневыми структурами с горизонтальными связями;
  • интеграция ресурсообеспечивающих отделов и отделов обслуживания с целью их ориентации на конечный инновационный результат;
  • создание временных творческих групп (команд) по проектированию и осуществлению инноваций;
  • использование маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности библиотеки на рынке информационных, рекреационных и просветительских услуг.

Профессиональная инноватика в библиотеках представляет собой самостоятельный комплексный вид деятельности, распространяется на все участки работы библиотеки и на внешнюю среду, способствует развитию учреждения культуры как открытой социальной системы.

Инновационные технологии, формы и методы библиотечной работы обусловливают:

- создание новых услуг; 

- инновационное руководство  персоналом библиотек способствует его профессиональному развитию;

- установление маркетинговых  коммуникаций с внешней средой  как часть инновационного менеджмента повышает социальный статус библиотеки.

Наиболее важными для  библиотеки результатами инноватики можно считать:

  • обретение статуса социокультурного института и центра профессиональных коммуникаций;
  • установление принципиально новых отношений с территориальными органами власти и управления;
  • реальное влияние на жизнь местного сообщества;
  • мобильное взаимодействие с внешней средой;
  • формирование новой концепции обслуживания населения,  характеризующегося комфортностью, открытостью, общедоступностью,  социализацией;
  • создание системы непрерывного профессионального развития персонала;
  • использование дополнительных источников ресурсного обеспечения;
  • развитие горизонтальных профессиональных коммуникаций как внутри конкретной библиотеки, так и на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях;
  • активную включенность в систему международных профессиональных коммуникаций.

Теория и практика библиотечных инноваций только начинает развиваться, еще многое предстоит осознать как  в теории вопроса, так и на практике. Однако можно выделить перспективные  направления дальнейшего изучения теории библиотечных инноваций:

      • Управление затратами и ценообразованием в инновационной сфере библиотек (состав и структура инновационных затрат в библиотеках; факторы, определяющие величину затрат и методы управления инновационными затратами в библиотеках; анализ, планирование и контроль затрат; управленческий учет и распределение затрат; ценообразование на инновационную продукцию библиотек, виды цен);
      • Финансирование инновационной деятельности библиотек (формы финансирования инновационной деятельности библиотек (бюджетные ассигнования, внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования инновационной деятельности библиотек); оценка потребности в средствах и финансового состояния инновационного развития библиотеки);
      • Оценка эффективности библиотечных инноваций (виды эффекта; комплексная оценка эффективности библиотечных инноваций; научно-техническая (научно-практическая), социальная и экономическая эффективность библиотечных инноваций; методы оценки эффективности инновационных проектов библиотек; учет факторов риска при реализации инноваций в библиотеках; система статистических показателей инновационного развития библиотек);
      • Правовое обеспечение инновационной деятельности (интеллектуальная собственность как результат творческой деятельности личности и объект гражданских прав библиотечных специалистов; объекты интеллектуальной собственности инновационной деятельности библиотек; международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности на научные разработки в области библиотечного дела; использование патентных прав, лицензирование и юридический порядок передачи технологий в области библиотечно-информационной деятельности; ноу-хау и новые объекты интеллектуальной собственности в области библиотечного дела и их правовая охрана);
      • Особенности применения и адаптации результатов библиотековедческих научных исследований к библиотечной практике; методика продвижения научных разработок в практическую деятельность библиотек; механизм диффузии и трансферта инновационных разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная ситуация диктует библиотекам новый подход к планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Информация о работе Проблемы развития библиотечных услуг в РФ