Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:49, реферат
Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед человечеством, является сохранение информации во времени и/или пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой фиксации распространения информации являются печатные издания, а главными средствами хранения и доступа к информации стали библиотеки. Сохранение и использование рукописных и печатных документов достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт и результаты исследовательской и практической работы многих поколений специалистов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Существующие проблемы и пути их решения 5
1.1 Государственное регулирование 5
1.2 Проблемы муниципальных библиотек 6
2 Привлечение источников финансирования – приоритетная задача 9
3 Перспективы развития библиотек 13
3.1 Практический маркетинг 13
3.2 Инновационная деятельность 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Спонсорская
поддержка требует точной формулировки
проблемы, лежащей в основе социальной
программы. Формулировка есть описание
разрыва между современным
Существенным барьером, сдерживающим привлечение средств благотворительных фондов, являются отсутствие у большинства грантозаявителей опыта, недоверие к деятельности фондов, как отечественных, так и зарубежных, а также сложности в определении задач, обосновании работ и в оценке результатов предлагаемого проекта. Интерес благотворителей проявляется в поддержке того проекта, который находит сочувствие в регионе, привлекает внимание и деньги местных властей.
Таким образом,
для современных библиотек
Важнейшей
задачей современной
Эффективное
управление библиотекой как деятельность,
направленная на все более полное
удовлетворение потребностей населения
в библиотечных продуктах и услугах,
осуществляется в процессе принятия
решений в условиях ограниченных
ресурсов. Изучение и анализ проблем
совершенствования
Российские библиотековеды сразу же уловили в маркетинге ключевой принцип – ориентированность на максимальное удовлетворение потребностей, что роднит библиотечное дело не только с социальной сферой, но и с рыночными структурами. Маркетинг, использующий принципы комплексности, непрерывности, социальной ориентации, значительно расширил возможности библиотеки в исследовании и удовлетворении потребностей пользователей, в формировании благоприятной внешней среды.
За прошедшее время маркетинг в библиотечном деле оформился в самостоятельную научную концепцию. Однако при всех впечатляющих результатах библиотечный маркетинг находится еще только в стадии формирования, когда многие положения достаточно дискуссионны.
В перспективе
существует принципиально новый
подход к библиотечной деятельности,
основанный на ее включении в систему
некоммерческого маркетинга. Целостная
концепция впервые в
Можно сделать
вывод, что реализуя методы практического
маркетинга применительно к специфике
своей деятельности, руководство
библиотек получит возможность
решать долгосрочные стратегические задачи,
осваивать новые услуги, адаптироваться
к социально-экономическим
Современная библиотека,
реализующая корпоративную
Под инновационной политикой в современных условиях правомерно понимать не только стимулирование узкопрофессионального развития, изменение характера и стиля работы, но и установление новых контактов. Партнерами библиотек в решении социально важных проблем становятся департаменты и отделы территориальных органов власти, а отношения учредителя и библиотеки строятся в режиме "заказчик — исполнитель".
Таким образом, интенсивная инновационная деятельность, приобретая стратегическое значение для развития библиотечного дела, становится важной частью региональной инновационной политики.
Субъектом библиотечной инноватики в силу ее творческого и персонифицированного характера выступает специалист библиотеки - человек, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.
В целях развития инновационного творчества библиотекарей в России — была создана эффективная, ныне подтвержденная многолетней практикой система непрерывного профессионального развития библиотекарей. Она включает интерактивные формы обучения, посещение инновационно-ориентированных библиотек, дискуссионное и аналитическое обсуждение имеющихся новшеств.
С учетом изменения роли персонала в условиях инновационного развития меняются принципы библиотечного менеджмента — укрепляются внутренние горизонтальные связи, устойчивость которых обеспечивается формированием команды единомышленников, со зданием и поддержанием благоприятного производственного и психологического климата в коллективе, формированием корпоративной культуры, стимулированием профессионального развития каждого сотрудника.
Результаты исследования, проводившегося в течение ряда лет на базе государственных и муниципальных библиотек, свидетельствуют о достаточно высоком уровне включенности библиотечной сети региона в профессиональную инновационную деятельность, которая реализуется в практических нововведениях, эффективной инновационной политике. Благодаря этому библиотеки успешно адаптировались к изменившейся внешней среде, повысили свой социальный статус, получают социальные и экономические дивиденды, у библиотекарей формируется позитивная мотивация труда.
Вовлечению сотрудников в инновационную деятельность, мотивации к инновационному творчеству способствуют:
• расширение круга неформальных контактов участников инноваций, в том числе посредством методик коммуникативного включения, общности целей;
Профессиональная инноватика в библиотеках представляет собой самостоятельный комплексный вид деятельности, распространяется на все участки работы библиотеки и на внешнюю среду, способствует развитию учреждения культуры как открытой социальной системы.
Инновационные технологии, формы и методы библиотечной работы обусловливают:
- создание новых услуг;
- инновационное руководство персоналом библиотек способствует его профессиональному развитию;
- установление маркетинговых коммуникаций с внешней средой как часть инновационного менеджмента повышает социальный статус библиотеки.
Наиболее важными для библиотеки результатами инноватики можно считать:
Теория и практика библиотечных
инноваций только начинает развиваться,
еще многое предстоит осознать как
в теории вопроса, так и на практике.
Однако можно выделить перспективные
направления дальнейшего
Современная ситуация диктует библиотекам новый подход к планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Информация о работе Проблемы развития библиотечных услуг в РФ