Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:51, реферат
Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из главных приоритетов государственной политики. Создание новых рабочих мест, увеличение ВВП, экономическая гибкость, быстрое реагирование на изменения в структуре рынка — вот основные преимущества субъектов МСП. Несмотря на активную государственную поддержку представителям малого и среднего бизнеса приходится самостоятельно преодолевать ряд препятствий и ограничений. С какими проблемами сталкивается владелец малого и среднего бизнеса в Башкортостане? В основном, с теми же самыми, что и по всей России.
Введение...................................................................................................................2
1. Малое и среднее предпринимательство Республики Башкортостан, проблемы и пути их решения.................................................................................4
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы.........................................................................................................................11
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................20
В соответствии со Стратегией
социально-экономического развития Республики
Башкортостан до 2020 года, утвержденной
постановлением Правительства Республики
Башкортостан от 30 сентября 2009 года №
370, одной из основных экономических
задач Правительства Республики
Башкортостан является поддержка деловой
активности субъектов малого и среднего
предпринимательства и
сохранение возможности и расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования деятельности;
поддержка существующих темпов
создания новых субъектов
Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики Республики Башкортостан, в деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные группы населения. Развитие предпринимательства оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики республики, способствует насыщению рынка товарами и услугами, развитию экономически оправданной конкуренции, созданию новых рабочих мест и новых производств, а также формированию налоговой базы.
По предварительным итогам
сплошного наблюдения субъектов
малого и среднего предпринимательства,
в Башкортостане насчитывается
более 112 тыс. субъектов малого и
среднего предпринимательства. Наибольшая
доля в общем количестве субъектов
бизнеса (64,3%) приходится на индивидуальное
предпринимательство. Число замещенных
рабочих мест в сфере малого и
среднего предпринимательства в
Республике Башкортостан составило
на конец 2010 года 462,5 тыс. человек, или 22,76%
всего экономически активного населения
(26,1% среднегодовой численности
5 место в Приволжском федеральном округе
с показателем
17,1 млрд. рублей.
По данным Федеральной службы государственной статистики, оборот малых и средних предприятий за 9 месяцев 2011 года составил 275,2 млрд. рублей и вырос по сравнению с прошлым годом на 7,3%. Доля же оборота средних и малых предприятий в общем обороте организаций уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составила 16,7%. Малыми и средними предприятиями произведено продукции на сумму 119,1 млрд. рублей, что на 14,6% больше показателя аналогичного периода. Малый и средний бизнес формирует пятую часть валового регионального продукта Республики Башкортостан .
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Башкортостан составляет в среднем 20,3% (по итогам 2012 года налоги от субъектов малого и среднего предпринимательства в абсолютном выражении составили 2598142 тыс. рублей) и растет высокими темпами: более чем на 57% за последние три года.
Согласно анализу
Важной составляющей развития
малого и среднего предпринимательства
является государственная поддержка,
осуществляемая на системной основе.
Нормативное правовое регулирование
поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства
Применяемый на протяжении
нескольких лет программно-целевой
подход позволяет проводить
Общий объем привлеченных в 2011 году средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства республики превышает 2,7 млрд. рублей, в том числе:
в рамках реализации Республиканской
программы развития субъектов малого
и среднего предпринимательства
в Республике Башкортостан на 2010-2011
годы, утвержденной постановлением Правительства
Республики Башкортостан от 3 марта 2010
года № 64
(с последующими изменениями), – 100 млн.
рублей;
на условиях софинансирования
из федерального бюджета –
288,6 млн. рублей;
по программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства открытого акционерного общества «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» – 2,3 млрд. рублей;
за счет средств бюджетов
муниципальных образований
В 2012 году объем средств
на государственную поддержку
Период первоначального
формирования условий для развития
предпринимательской
В то же время существуют определенные институциональные ограничения, препятствующие успешной реализации потенциала территорий Республики Башкортостан, основными из которых являются:
слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
проблема доступности
кредитов из-за достаточно высоких
по сравнению с доходностью
высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения, трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
недостаток квалифицированных кадров;
проблемы продвижения
продукции (работ и услуг) на региональные
и международные рынки (недостаточно
эффективная маркетинговая
недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления Республики Башкортостан к вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Использование программно-целевого метода позволит:
обеспечить единый комплексный подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в республике;
использовать единые принципы управления на всех направлениях и этапах проектирования и реализации Программы;
обеспечить высокую
обеспечить координацию деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;
повысить качество и обоснованность
управленческих решений за счет создания
и использования единого
обеспечить объективный контроль за реализацией Программы.
Программа является логическим продолжением предыдущих программ по поддержке предпринимательства и разработана с учетом:
новаций в области законодательной, финансовой, информационной и иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства в целях выполнения Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Закона Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан»;
современных реалий развития и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации экономики.
Для увеличения объемов финансирования
мероприятий по развитию малого и
среднего предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Во всем мире главная задача малого бизнеса - не налоги, а занятость, самозанятость, стимулирование потребительской активности через рост производительности труда и как следствие этого – рост зарплат работников. Очевидно, что государство не должно давить на малый бизнес, а наоборот – предоставлять реальные налоговые преференции. Освобождать малый бизнес от уплаты налогов в первые три-четыре года (налоговые каникулы), параллельно снижая налоги на малый бизнес в целом. Но пока подобных послаблений мы не видим.
Другое препятствие - административные барьеры. По результатам опроса, проведенного в республике Башкортостан, основной проблемой развития малого и среднего бизнеса башкирские бизнесмены считают именно коррупцию и административные барьеры (34 % опрошенных). На втором месте – налоговое бремя (25 %). На третьем месте – недоступность кредитов (11%).
Защита малого бизнеса – вот о чем стоит подумать. Заниматься этим должны специальные структуры. Например, действенным инструментом по вскрытию существующих проблем может стать Республиканская комиссия по устранению административных барьеров.
Нужен целый институт по защите малого бизнеса. И ориентироваться в этом стоит на мировой опыт. В частности, по аналогии с отделом защиты администрации бизнеса США, необходимо создать похожий отдел защиты в нашем Госкомитете. Его задача – доводить до системного решения проблемы, вскрытые Комиссией, а также заниматься профилактикой нарушений в нормативно-правовой сфере.
Очень важно четко определить регламент
взаимодействия государства с общественными
организациями
Необходимо принятие Федерального закона о цивилизованном лоббировании, который обеспечит прозрачность и легальность взаимодействия между деловым сообществом и органами госвласти в сфере продвижения интересов малого бизнеса.
Ну и наконец, статистический учет в сфере малого бизнеса. Он должен быть более оперативным.
Одно из важных направлений - информационная поддержка и обучение предпринимательских кадров.
Пример из зарубежной практики: группы SCORE в США. Они объединяют 10,5 тысячи нынешних, а также бывших руководителей и владельцев малых предприятий. Группы SCORE проводят прямые и интернет-консультации по маркетингу и бизнес- планированию, разрабатывают тренинги и т.д. Почти в 400 филиалах SCORE можно получить индивидуальные практические советы. В республике это можно реализовать через информационно-консультационные центры, оборудованные в каждом муниципалитете. Плюс - удаленное обучение через специальный интернет-портал. Это повлияет на повышение экономической и юридической грамотности уже работающих малых предпринимателей, а также направит в правильное русло и окажет поддержку начинающим.
Только создание цельной системы господдержки малого бизнеса с учетом лучшего существующего мирового и регионального опыта создаст условия для роста количества малых предприятий, новых рабочих мест и вклада малого предпринимательства в ВРП.
Список использованных сокращений
Администрации МР и ГО РБ - администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан
АНО «ЦМФ» - автономная некоммерческая организация «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства
Республики Башкортостан»
Минэкономразвития РБ - Министерство экономического развития Республики Башкортостан
ММПС РБ - Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан
МПИП РБ - Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан
НО «ФСРВИ МП НТС РБ» - некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан»
РГАУ МФЦ - Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в Республике Башкортостан