Проблемы развития малого бизнеса в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из главных приоритетов государственной политики. Создание новых рабочих мест, увеличение ВВП, экономическая гибкость, быстрое реагирование на изменения в структуре рынка — вот основные преимущества субъектов МСП. Несмотря на активную государственную поддержку представителям малого и среднего бизнеса приходится самостоятельно преодолевать ряд препятствий и ограничений. С какими проблемами сталкивается владелец малого и среднего бизнеса в Башкортостане? В основном, с теми же самыми, что и по всей России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
1. Малое и среднее предпринимательство Республики Башкортостан, проблемы и пути их решения.................................................................................4
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы.........................................................................................................................11
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................20

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.32 Кб (Скачать файл)

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года № 370, одной из основных экономических  задач Правительства Республики Башкортостан является поддержка деловой  активности субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение  решения следующих задач:

сохранение возможности  и расширение доступа субъектов  малого и среднего предпринимательства  к источникам финансирования деятельности;

поддержка существующих темпов создания новых субъектов предпринимательства.

Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики  Республики Башкортостан, в деятельность малых и средних предприятий  вовлечены все социальные группы населения. Развитие предпринимательства  оказывает непосредственное влияние  на общее состояние экономики  республики, способствует насыщению  рынка товарами и услугами, развитию экономически оправданной конкуренции, созданию новых рабочих мест и новых производств, а также формированию налоговой базы.

По предварительным итогам сплошного наблюдения субъектов  малого и среднего предпринимательства, в Башкортостане насчитывается  более 112 тыс. субъектов малого и  среднего предпринимательства. Наибольшая доля в общем количестве субъектов  бизнеса (64,3%) приходится на индивидуальное предпринимательство. Число замещенных рабочих мест в сфере малого и  среднего предпринимательства в  Республике Башкортостан составило  на конец 2010 года 462,5 тыс. человек, или 22,76% всего экономически активного населения (26,1% среднегодовой численности занятых  в экономике). По объему инвестиций в основной капитал малых и  средних предприятий республика занимает  
5 место в Приволжском федеральном округе с показателем  
17,1 млрд. рублей.

По данным Федеральной  службы государственной статистики, оборот малых и средних предприятий  за 9 месяцев 2011 года составил 275,2 млрд. рублей и вырос по сравнению с  прошлым годом на 7,3%. Доля же оборота  средних и малых предприятий  в общем обороте организаций  уменьшилась по сравнению с аналогичным  периодом 2010 года и составила 16,7%. Малыми и средними предприятиями произведено  продукции на сумму 119,1 млрд. рублей, что на 14,6% больше показателя аналогичного периода. Малый и средний бизнес формирует пятую часть валового регионального продукта Республики Башкортостан .

Доля налоговых поступлений  от субъектов малого и среднего предпринимательства  в консолидированный бюджет Республики Башкортостан составляет в среднем 20,3% (по итогам 2012 года налоги от субъектов малого и среднего предпринимательства в абсолютном выражении составили 2598142 тыс. рублей) и растет высокими темпами: более чем на 57% за последние три года.

Согласно анализу предпринимательского климата в Российской Федерации, ежегодно проводимому Общероссийской общественной организацией малого и  среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», по результатам 2011 года Республика Башкортостан вошла в десятку  лучших регионов Российской Федерации  по уровню развития бизнеса.

Важной составляющей развития малого и среднего предпринимательства  является государственная поддержка, осуществляемая на системной основе. Нормативное правовое регулирование  поддержки и развития малого и  среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным  законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Республике Башкортостан» и  другими нормативными правовыми  актами, касающимися экономических, правовых и имущественных вопросов.

Применяемый на протяжении нескольких лет программно-целевой  подход позволяет проводить планомерную  работу по созданию благоприятного климата  для развития малого предпринимательства  в республике, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий  на динамику показателей работы субъектов  малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.

Общий объем привлеченных в 2011 году средств на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства  республики превышает 2,7 млрд. рублей, в том числе:

в рамках реализации Республиканской  программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства  в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства  Республики Башкортостан от 3 марта 2010 года № 64  
(с последующими изменениями), – 100 млн. рублей;

на условиях софинансирования из федерального бюджета –  
288,6 млн. рублей;

по программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства  открытого акционерного общества «Российский  банк поддержки малого и среднего предпринимательства» – 2,3 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан на финансовое обеспечение  мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства – 42,6 млн. рублей.

В 2012 году объем средств  на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства  в рамках реализации Республиканской  программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства  в Республике Башкортостан на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства  Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года № 84, составил 113,5 млн. рублей. На условиях софинансирования из федерального бюджета  привлечено 362,5 млн. рублей.

Период первоначального  формирования условий для развития предпринимательской деятельности в Башкортостане завершен. Предпринимаемые  на республиканском уровне меры по устранению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности  позволили сформировать благоприятные  условия для реализации предпринимательского потенциала населения, что подтверждается не только официальной статистикой, но и высокими оценками и рейтингами общественных и экспертных организаций. Ключевым достижением в данной области  стала номинация «Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства  и созданию для этого наиболее благоприятных условий», полученная Республикой Башкортостан в мае 2011 года в Москве по итогам X юбилейного федерального выставочно-конгрессного мероприятия «Дни малого и среднего бизнеса России – 2011».

В то же время существуют определенные институциональные ограничения, препятствующие успешной реализации потенциала территорий Республики Башкортостан, основными из которых являются:

слабая имущественная  база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения  исполнения обязательств по кредитному договору;

проблема доступности  кредитов из-за достаточно высоких  по сравнению с доходностью бизнеса  ставок платы за кредитные ресурсы  и жестких требований банков к  залоговому обеспечению;

высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов  малого предпринимательства, в том  числе высокая арендная плата  за нежилые помещения, трудности  при решении вопросов доступа  к инженерным сетям;

недостаток квалифицированных  кадров;

проблемы продвижения  продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика и др.);

недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления Республики Башкортостан к вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить единый комплексный  подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства  в республике;

использовать единые принципы управления на всех направлениях и  этапах проектирования и реализации Программы;

обеспечить высокую эффективность  бюджетных расходов на поддержку  и развитие малого и среднего предпринимательства  в Республике Башкортостан;

обеспечить координацию  деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  в Республике Башкортостан;

повысить качество и обоснованность управленческих решений за счет создания и использования единого научно-методического  обеспечения;

обеспечить объективный  контроль за реализацией Программы.

Программа является логическим продолжением предыдущих программ по поддержке предпринимательства  и разработана с учетом:

новаций в области законодательной, финансовой, информационной и иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства в целях  выполнения Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Закона Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан»;

современных реалий развития и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства  в условиях модернизации экономики.

Для увеличения объемов финансирования мероприятий по развитию малого и  среднего предпринимательства предполагается дальнейшее участие республики в  конкурсах, проводимых Министерством  экономического развития Российской Федерации, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во всем мире главная задача малого бизнеса - не налоги, а занятость, самозанятость, стимулирование потребительской активности через рост производительности труда  и как следствие этого –  рост зарплат работников. Очевидно, что государство не должно давить на малый бизнес, а наоборот –  предоставлять реальные налоговые  преференции. Освобождать малый  бизнес от уплаты налогов в первые три-четыре года (налоговые каникулы), параллельно снижая налоги на малый  бизнес в целом. Но пока подобных послаблений мы не видим.

Другое препятствие - административные барьеры. По результатам опроса, проведенного в республике Башкортостан, основной проблемой развития малого и среднего бизнеса башкирские бизнесмены считают именно коррупцию и административные барьеры (34 % опрошенных). На втором месте – налоговое бремя (25 %). На третьем месте – недоступность кредитов (11%).

Защита малого бизнеса – вот  о чем стоит подумать. Заниматься этим должны специальные структуры. Например, действенным инструментом по вскрытию существующих проблем может  стать Республиканская комиссия по устранению административных барьеров.

Нужен целый институт по защите малого бизнеса. И ориентироваться в  этом стоит на мировой опыт. В  частности, по аналогии с отделом  защиты администрации бизнеса США, необходимо создать похожий отдел  защиты в нашем Госкомитете. Его  задача – доводить до системного решения  проблемы, вскрытые Комиссией, а также  заниматься профилактикой нарушений  в нормативно-правовой сфере.

Очень важно четко определить регламент  взаимодействия государства с общественными  организациями предпринимательства  – союзами, объединениями. Ключевой момент - деловое сообщество должно само выступать с необходимыми им законодательными инициативами. А также - частично брать на себя функции по аналитическому сопровождению разрабатываемых нормативных актов.

Необходимо принятие Федерального закона о цивилизованном лоббировании, который обеспечит прозрачность и легальность взаимодействия между  деловым сообществом и органами госвласти в сфере продвижения  интересов малого бизнеса.

Ну и наконец, статистический учет в сфере малого бизнеса. Он должен быть более оперативным.

Одно из важных направлений - информационная поддержка и обучение предпринимательских  кадров.

Пример из зарубежной практики: группы SCORE в США. Они объединяют 10,5 тысячи нынешних, а также бывших руководителей  и владельцев малых предприятий. Группы SCORE проводят прямые и интернет-консультации по маркетингу и бизнес- планированию, разрабатывают тренинги и т.д. Почти в 400 филиалах SCORE можно получить индивидуальные практические советы. В республике это можно реализовать через информационно-консультационные центры, оборудованные в каждом муниципалитете. Плюс - удаленное обучение через специальный интернет-портал. Это повлияет на повышение экономической и юридической грамотности уже работающих малых предпринимателей, а также направит в правильное русло и окажет поддержку начинающим.

Только создание цельной системы  господдержки малого бизнеса с учетом лучшего существующего мирового и регионального опыта создаст  условия для роста количества малых предприятий, новых рабочих  мест и вклада малого предпринимательства  в ВРП.

Список использованных сокращений

 

Администрации МР и ГО РБ - администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан

АНО «ЦМФ» - автономная некоммерческая организация «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства

Республики Башкортостан»

Минэкономразвития РБ - Министерство экономического развития Республики Башкортостан

ММПС РБ - Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан

МПИП РБ - Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан

НО «ФСРВИ МП НТС РБ» - некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан»

РГАУ МФЦ - Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в Республике Башкортостан