Проблемы реализации фискальной политики в РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические вопросы фискальной политики:
Понятие, цели………………………………………………………….5
Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики……………………………………………………………...6
Виды фискальной политики………………………………………….7
Проблемы реализации фискальной политики в РФ в современных условиях:
Особенности…………………………………………………………...9
Проблемы……………………………………………………………..11
Дискреционная и недискреционная фискальная политика……………13
Налоговая система, принципы ее организации. Фискальная политика РФ…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

1Курсовая полностью, Куйдина Ксения, Р-01, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Теоретические вопросы фискальной политики:
    1. Понятие, цели………………………………………………………….5
    2. Прямые  и  косвенные  финансовые  методы  регулирования экономики……………………………………………………………...6
    3. Виды фискальной политики………………………………………….7
  2. Проблемы  реализации  фискальной  политики  в  РФ  в  современных условиях:
    1. Особенности…………………………………………………………...9
    2. Проблемы……………………………………………………………..11
  3. Дискреционная и  недискреционная  фискальная  политика……………13
  4. Налоговая система, принципы ее организации. Фискальная политика РФ…………………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………...21

Список используемой литературы…………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей  доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.).

Полнота бюджета, как правило, прямо  пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Так же достаток бюджетных средств  позволяет государству принимать  активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет  государству задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны  не только занимающих высокие посты  экономистов и политиков, но и  рядовых граждан.

Траектория  движения экономики зависит от устремлений  и воли своих главных действующих  субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных  масштабах.

Самыми  обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в: широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной  власти.

Правительство проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической  стратегии, исходящей из целевых  установок и учитывающей сложившуюся  ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику. 
   

 

Во многом экономическая политика государства  ситуационно обусловлена в том  смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической  обстановкой, ранее принятыми решениями  и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия  на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической  политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия,       инструменты       фискальной       политики,      как      налоги,

государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми  для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности.

Широко  используемым инструментом государственной  экономической политики в области  внешней торговли и внешнеэкономических  связей являются экспортно-импортные  тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.     

Единой, общепринятой классификации видов  экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-

 

 

разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства.

В укрупненном  плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую  политику.

В более  широком плане в государственную  экономическую политику включают такие  ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая  политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ

 

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные  категории, поэтому часто говорят  о бюджетно-налоговой политике. Часто  вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный»       (от лат. fiscus - государственная казна и   fiscalis  - относящийся к казне).                              

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может  как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.


 



 

 

 

 

 

 

 

 

Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. 

 

 

 

 

 

 

    1.  ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

  • затраты на расширенное воспроизводство;
  • непроизводительные расходы государства;
  • развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
  • проведение структурной политики;
  • содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

 

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

Важную роль здесь играет система  налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу  важных косвенных методов, содействующих  накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в  амортизационный фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ВИДЫ
ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ

 

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, выделяют два  вида фискальной политики:

  • стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде,

направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают: увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

  • сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности  с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат: сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


 


 


 

 



 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние  на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ  В  РФ  В  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

2.1. ОСОБЕННОСТИ

 

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. 
 
         Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена. 
Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения: 
 
принцип справедливости (равенства) налогообложения; 
 
определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику); 
 
удобство сроков и способов уплаты; 
 
экономичность (эффективность) налогов, т. е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога. 
 
           Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы (см. раздел 16.4). 
 
           Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства. 
 
          Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций. 
 
          Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания.  
 
          Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. 

Информация о работе Проблемы реализации фискальной политики в РФ в современных условиях