Проблемы реализации фискальной политики в РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические вопросы фискальной политики:
Понятие, цели………………………………………………………….5
Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики……………………………………………………………...6
Виды фискальной политики………………………………………….7
Проблемы реализации фискальной политики в РФ в современных условиях:
Особенности…………………………………………………………...9
Проблемы……………………………………………………………..11
Дискреционная и недискреционная фискальная политика……………13
Налоговая система, принципы ее организации. Фискальная политика РФ…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

1Курсовая полностью, Куйдина Ксения, Р-01, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

G — государственные расходы;

Т— налоговые поступления

               

 

 

 

На графике  размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений  парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

 

 

 В  этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной  политики,  так  как  наличие  циклически   несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .

 


Ставка налога (К),

в процентах                  100

 

 

     50

 

   Рис. Кривая Лаффера

 

 

 

 

 

 

                     

                     (общая сумма налогов)


 

Кривая  Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

 

 

 

 

 

                      

  

  1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

                                 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ.

    В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. 
 
    Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена. 
    Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения: 
 
принцип справедливости (равенства) налогообложения; 
 
определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику); 
 
удобство сроков и способов уплаты; 
 
экономичность (эффективность) налогов, т. е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога. 
 
    Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы. 
 
    Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства. 
 
     Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций. 
 
     Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания.  
 
     Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.  
 

 

                            

 

 

 

 

 

 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджет – это система, используемая правительством и другими  организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления  контроля над ними.

В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также  факторов, влекущих за собой дефицит  бюджета, является одной из  важнейших  задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.

В любой  стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

Государственное регулирование экономики может  быть направлено как на ограничение  или даже на подавление нежелательных  для общества видов экономической  деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так  и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

А также  государственное регулирование  экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при  этом о правах и свободе личности.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической  свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование  направлено также на защиту интересов  будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Правильное  построение экономических рычагов  управления государства ведёт к  стабильному, уравновешенному и  процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

 

 

 

СПИСОК 
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. С. Губанов «Макроэкономическое регулирование. За какой моделью будущее?»  //Экономист. –1992. –№ 6.

 

2. М. Ионов «Роль государства в экономике» //Экономист. –1995. –№ 8

 

3. А. Лившиц «Методы и формы государственного регулирования» // Человек и труд. –1992. – № 9,10.

 

4. Общая экономическая теория (политэкономия) // Учебник под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

 

5. Налоги и налогообложение // Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998.

 

6. Экономика // Учебник. 3-е издание. Под редакцией                              проф. Булатова. –  М.,  1999.

 

7. Макроэкономика  // Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.. – М., 1997.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы реализации фискальной политики в РФ в современных условиях