Присоединение
к системе ВТО помогает избежать
подобных ситуаций, так как проводимая
государством политика ориентируется
на развитие всех отраслей
экономики, а не отдельных ее
частей, что помогает избежать
искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией.
Система свободной
торговли также создает предпосылки
для принятия разумных политических
решений, борьбы с коррупцией
и привнесения позитивных изменений
в законодательную систему, что,
в конечном счете, способствует
притоку инвестиций в страну.
Применение некоторых форм нетарифных
ограничений, к примеру, импортных
квот, неизбежно сопряжено с опасностью
коррупции среди чиновников, распределяющих
эти квоты и, следовательно,
получения сверхприбыли компаниями-импортерами
- т.н. "квотной ренты". Сейчас
в ВТО ведется работа по
сокращению и устранению многих
еще существующих квот, особенно
на текстильные изделия.
Прозрачность
и гласность, т.е. обеспечение
доступности всей информации
по правилам торговли для общественности;
более четкие критерии по правилам,
охватывающим вопросы безопасности
и стандарты на продукцию; применение
принципа недискриминации также
оказывают положительное влияние
на политическую обстановку, сокращая
возможность произвольного принятия
решений и обмана.
3.2 Выгода системы ВТО
для взаимоотношений между странами
Обеспечение
равных шансов для всех участников.
Система
ВТО уравнивает шансы всех
членов, предоставляя право голоса
небольшим странам, ограничивая,
таким образом, возможности экономического
диктата более крупных государств,
что было бы неизбежно при
двусторонних переговорах. Более
того, объединяясь в союзы, небольшие
страны способны добиваться большего
успеха на переговорах. В то
же время крупные государства-участники
освобождаются от необходимости
вести переговоры по торговым
соглашениям с каждым из своих многочисленных
торговых партнеров, так как согласно
принципу недискриминации достигнутые
в ходе переговоров уровни обязательств
автоматически распространяются на всех
участников ВТО.
Эффективный
механизм разрешения споров.
Система ВТО
создает эффективный механизм
для разрешения торговых споров,
которые, будучи "предоставленными
самим себе", могли бы привести
к серьезному конфликту. До
Второй мировой войны такой
возможности не было. После войны
торгующие страны в ходе переговоров
согласовывали правила торговли,
которые сейчас действуют в
рамках ВТО. Они включают в
себя обязательства вынесения
своих споров в ВТО и неприменения
односторонних действий.
Каждый спор, выносимый
в ВТО, рассматривается, прежде всего
с точки зрения действующих норм
и правил. После принятия решения
страны концентрируют свои усилия на
его выполнении, и, возможно, последующем
пересмотре норм и правил путем переговоров.
С момента создания ВТО в 1995 году
около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение.
Соглашения ВТО создают правовую
основу для принятия четкого решения.
Увеличивающееся число
споров, выносимых в ВТО, свидетельствует
не о нарастании напряженности
в мире, а скорее об укреплении
экономических связей и увеличивающемся
доверии стран к данной системе
разрешения разногласий.
Укрепление международной
стабильности.
Торговая система
ВТО помогает беспрепятственному
осуществлению торговли и обеспечивает
страны конструктивным и справедливым
механизмом для разрешения споров
по торговым вопросам, тем самым,
создавая и укрепляя международную
стабильность и сотрудничество.
Ярким примером
влияния торговли на международную
безопасность является торговая
война 1930-х годов, когда страны
соревновались в возведении протекционистских
торговых барьеров. Это усугубило
Великую депрессию и в конечном
счете сыграло определенную роль
в развязывании Второй мировой
войны.
Повторения предвоенного
напряжения в торговле после
Второй мировой войны в Европе
удалось избежать через развитие
международного сотрудничества
по торговле углем и черными
металлами в рамках Европейского
объединения угля и стали, которое
послужило основой для создания
в будущем Европейского Союза.
В мировом масштабе было учреждено
Генеральное соглашение по тарифам
и торговле (ГАТТ), преобразованное
в 1995 году во Всемирную торговую
организацию (ВТО).
Система доказала
свою жизнеспособность, ибо политический
конфликт между странами со
сложившимися стабильными торговыми
отношениями менее вероятен. Кроме
того, люди, которые более обеспечены
и благополучны, проявляют меньше
склонности к конфликтам.
Система ГАТТ/ВТО,
в которой соглашения заключаются
путем консенсуса в результате
переговоров и правила соглашений
неукоснительно выполняются, также
является важным инструментом
укрепления доверия. Когда правительство
уверено в том, что другие
страны не поднимут свои торговые
барьеры, у него не возникает
искушения сделать то же самое.
Государства также будут гораздо более
расположены к сотрудничеству друг с другом,
и это позволит избежать ситуаций, подобных
торговой войне 1930-х годов.
3.3 Выгоды ВТО для потребителей
Понижение стоимости
жизни.
Самая очевидная
выгода свободной торговли для
потребителя - это понижение стоимости
жизни за счет снижения протекционистских
торговых барьеров. За 50 лет существования
организации было проведено восемь
раундов переговоров, и на данный
момент торговые барьеры во
всем мире ниже, чем они были
когда-либо за всю историю современной
торговли.
В результате
снижения торговых барьеров дешевеют
не только готовые импортируемые
товары и услуги, но и отечественная
продукция, в производстве которой
используются импортные компоненты.
Импортные тарифы,
государственные производственные
субсидии (например, в сельском хозяйстве)
и количественные ограничения
импорта (к примеру, в торговле
текстилем) в конечном итоге
приводят не к желаемым результатам
защиты отечественного рынка,
а к повышению стоимости жизни.
Так, потребители в Великобритании,
по статистическим расчетам, платят
на 500 миллионов фунтов в год
больше за одежду из-за торговых
ограничений на импорт текстиля;
для канадцев эта сумма составляет
примерно 780 миллионов канадских
долларов. Аналогичная ситуация
в секторе услуг: либерализация
сектора телекоммуникаций в Европейском
Союзе привела к снижению цен
в среднем на 7-10 процентов
Система ВТО, поощряет конкуренцию
и понижает торговые барьеры, в результате
чего потребители выигрывают. Так, крупная
реформа торговли текстилем и
одеждой в рамках ВТО, которая
завершится в 2005 году, включает в себя
устранение ограничений на объем
импорта.
Более широкий
выбор товаров и услуг - также
несомненное преимущество свободной
торговой системы для потребителя.
Помимо готовой иностранной продукции,
речь здесь идет и об отечественных
товарах и услугах, ассортимент
которых расширяется ввиду снижения
цен на импортные материалы,
компоновочные части и оборудование.
Импортная конкуренция стимулирует
максимально эффективное отечественное
производство и, следовательно,
косвенно снижает цены и повышает
качество выпускаемой продукции.
Кроме того, в
результате более активного товарообмена
развиваются новые технологии, как
это произошло, к примеру, с
мобильной связью.
Увеличение экспорта
отечественной продукции также
повышает доходы производителей,
налоговые поступления в казну
и, следовательно, доходы и
благосостояние населения в целом.
3.4 Отраслевые особенности
введения нового торгового режима
Сырьевые отрасли:
- Российские компании-экспортеры
энергетического сырья после
вступления в ВТО продолжат
действовать на основе имеющихся
двухсторонних торговых соглашений
с основными импортерами. Экспортные
пошлины на нефть и газ будут
заморожены после вступления
в ВТО, по истечении определенного
срока часть пошлин будет снижена,
часть ликвидирована.
- Положениями Энергетической
стратегии России до 2020 года предусматривается,
что цена на газ для промышленных
потребителей должна покрывать
издержки, прибыль и инвестиции,
необходимые для эксплуатации
новых месторождений. Уже к
2010 году реальные отпускные цены
на газ для промышленных потребителей
будут удвоены. Удорожание энергоресурсов
может совпасть со снижением
промышленного спроса на них
в связи с обострением конкуренции
и закрытием предприятий и
послужит компенсацией отрасли
от возможных убытков.
- Теоретически увеличение
цены на природный газ может
привести к повышению конкурентоспособности
энергетического угля на внутреннем
рынке за счет увеличения потребительского
спроса и объемов добычи. Однако
если цены на уголь будут
расти быстрее регулируемых цен
на газ, предусмотренное Энергетической
стратегией России вытеснение
газа углем из топливно-энергетического
баланса может не произойти.
Машиностроение:
- Вступление в ВТО может
подорвать позиции машиностроения,
нуждающегося в дорогостоящей
и долговременной модернизации
производства (износ основных фондов
по отрасли превышает 80 %). Рост
цен на энергоносители и металл
уже сейчас приводит к существенному
снижению рентабельности и конкурентоспособности
продукции машиностроения. Вступление
в ВТО лишь усилит данную
тенденцию.
- Машиностроители рассчитывают
на сохранение высоких импортных
пошлин (10-15 % для нефтегазового оборудования,
20 % для авиалайнеров, 25 % для легковых
автомобилей, что составляет исключение
из унифицированной системы импортных
тарифов) на переходный период,
который должен составлять не
меньше 7 лет.
- Выходом для автомобилестроителей,
по мнению специалистов, могло
бы стать укрупнение предприятий,
концентрация на "мозаичном"
производстве ограниченного числа
конкурентоспособных комплектующих
(в первую очередь литья) для
иностранных инвесторов.
Металлургия:
- Предполагается, что отмена
дискриминационных квот и пошлин
на вывоз российского металла
приведет к росту поставок
металлургической продукции на
внешний рынок. В то же время,
высокий износ производственных
мощностей российских предприятий,
рост цен на товары и услуги
естественных монополий, а также
переизбыток мощностей по производству
стали, на международном рынке,
могут стать препятствиями для
экспансии российского металла.
- Одновременно с либерализацией
экспорта произойдет снижение
ставок импорта до нуля, что
приведет к притоку импорта,
снижению внутренних цен, перенасыщению
рынка (в том числе из-за
снижения потребностей машиностроения)
и разорению мелких предприятий
отрасли.
- С большей степенью
вероятности увеличат свой экспортный
потенциал компании, добывающие
редкоземельные металлы, и предприятия
цветной металлургии, продукция
которой котируется на Лондонской
бирже металлов. Снижение вывозных
пошлин на продукцию цветной
металлургии повысит рентабельность
экспорта.
Химическая промышленность:
- Предприятия химической
отрасли страдают от износа
основных фондов (по разным оценкам
от 60 до 80 %) и отсутствия средств
на технологическое перевооружение.
Качество многих видов продукции
российских производителей ниже,
чем у конкурентов. Конкурентоспособность
отрасли до последнего времени
обеспечивалась дешевизной сырья
и его близостью к перерабатывающим
мощностям.
- Снижение импортных тарифов
при вступлении в ВТО в сочетании
с дефицитом средств приведет
к ужесточению конкуренции на
внутреннем рынке и сокращению
объемов национального производства.
- Российские предприятия
могут упрочить свои позиции
на жестко защищенном международном
рынке минеральных удобрений,
включая аммиачную селитру и
хлористый калий.
Лесопромышленный комплекс:
- Россия традиционно выступает
экспортером продукции с низкой
степенью переработки, конкурентоспособной
в странах Северной Европы
и Азиатско-Тихоокеанского региона.
При вступлении в ВТО экспортные
позиции крупных предприятий
лесопромышленного комплекса сохранятся.
В то же время можно ожидать
роста импорта продукции глубокой
переработки-картона, технической
бумаги, фанеры.
- Российская мебельная
промышленность в настоящее время
неконкурентоспособна. Доля импорта
на мебельном рынке приближается
к 50 % и с вступлением в ВТО
будет расти. Можно ожидать,
что с вступлением в ВТО
выжившие российские предприятия
перейдут под контроль западных
компаний.