Проблемы занятости населения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 07:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России 15
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России 22
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 28
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 28
2.2 Государственная служба занятости, ее функции, структура и финансирование 37
2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости 45
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 57
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 57
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: , молодежь, инвалиды, женщины 67
Заключение 81
Список использованной литературы 86

Файлы: 1 файл

Проблемы занятости населения - дипломная.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

- порядок расходования  и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации;46

- выделенные средства  носят целевой характер и не  могут быть использованы на  другие цели. В случае использования  средств не по целевому назначению  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- контроль за расходованием  средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, Счетной палатой Российской Федерации.

Кроме того, федеральному органу исполнительной власти – Федеральной службе по труду и занятости, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предоставлено право:

- принимать нормативные  правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, и осуществлять надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления  обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

- издавать методические  указания и инструктивные материалы  по их осуществлению органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, обязательные для исполнения;

- согласовывать структуру  органов службы занятости субъекта  Российской Федерации;

- осуществлять контроль  и надзор за полнотой и качеством  осуществления органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; вносить для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- устанавливать содержание  и формы представления отчетности  об осуществлении переданных  полномочий, в случае необходимости  устанавливать целевые прогнозные показатели.

Вновь введенной статьей 7.2 Закона о занятости населения  определены и полномочия органов  местного самоуправления в области  занятости. При этом данные полномочия ограничены участием в организации  и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

В обязанности районных служб занятости входит: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда, учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости, оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения, организация профессионального обучения и переобучения граждан. Службы занятости имеют право запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест, направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства, разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства, направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы, оплачивать стоимость профессионального обучения, и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.

2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости  

Одним из важнейших институтов рынка труда является Федеральная  служба по труду и занятости населения. На этот орган, имеющий широкую сеть региональных отделений, возложена  основная нагрузка по обеспечению социальной защиты безработных и реализации мероприятий, направленных на достижение разрядки на рынке труда, снижение общей безработицы, борьба с застойными ее формами, расширение занятости.

С ликвидацией фонда  занятости населения в 2001 г. и переходом на финансирование политики занятости непосредственно из государственного бюджета, проблема соответствующей реализации описанных выше задач еще более усложнилась, а возможности реализации специальных государственных программ в значительной степени снизились.

Проблема ограниченного  финансирования сдерживает расширение аппарата региональных служб занятости  и проведение адекватной модернизации их работы. Последнее становится дополнительным фактором, негативно влияющим на результативность деятельности службы занятости, поскольку длительные очереди, невнимательное отношение, отсутствие или труднодоступность искомой информации побуждают безработного производить поиски работы самостоятельно и лишают его стимула обращения в отделения службы занятости.

Безработица, как имманентное  свойство современного этапа цивилизованного  развития, будет воспроизводиться постоянно, как в силу структурной и инвестиционной динамики, так и в силу социально-трудовой мобильности населения. Другой вопрос – какими качественно-количественными параметрами безработица будет характеризоваться и какие негативные социально-психологические и экономические тенденции будет провоцировать. При этом отнесение параметров занятости и безработицы к деятельности службы занятости как специализированному социальному регулятору рынка труда может быть относительным, а сами параметры в большей мере характеризуют пространство деятельности органов занятости, но никак не эффективность. Речь в данном случае не идет о разведении показателей состояния сферы занятости и показателей деятельности службы занятости. Главное заключается в том, что влияние службы занятости на те или иные процессы в сфере занятости и, соответственно, на параметры этих процессов не является линейным и однозначным. Проблема же заключается в выделении процесса, регулирование которого может рассматриваться в качестве стратегической задачи службы занятости, а качественно-количественные характеристики процесса могли бы фиксироваться интегральным показателем, отражающим влияние службы занятости и эффективность ее деятельности.

Мировая система служб  занятости в своем социальном и целефункциональном самоопределении  прошла путь от выраженной направленности на социальную защиту безработных и  посредничества в трудоустройстве  к активному влиянию на рынок труда. В первых документах Международной организации труда гуманитарная функция органов занятости (конторы трудового посредничества, бюро занятости) определяется как защита от безработицы в двух формах: создание государственных контор трудового посредничества и страхование на случай безработицы.47 Устанавливается важнейший принцип деятельности контор – паритетность интересов работников и нанимателей и государственный контроль за деятельностью платных контор. Государство входит в систему регулирования занятости через создание государственных органов занятости и лицензирование деятельности платных структур трудоустройства.

В рекомендациях 1944 года определяется основная функция органов  занятости – «обеспечение в сотрудничестве с другими заинтересованными государственными и частными органами возможно лучшей организации занятости в промышленности, сельском хозяйстве и в других областях как неотъемлемой части национальной программы полного использования производственных ресурсов».48 Конкретизация задач и функций службы занятости закреплена конвенцией и рекомендацией, принятыми в 1948 году.49

В качестве основного  направления деятельности службы занятости  определяется осуществление наилучшей  организации рынка труда в  рамках государственной программы  обеспечения и поддержания полной занятости. Регулирующая функция службы занятости рассматривается через расширение и углубление анализа и прогноза рынка труда, в том числе прогноз будущей потребности в рабочей силе (численности, квалификации) по отраслям и территориям. Особый акцент делается на оказании помощи предприятиям и организациям в разработке социальных и экономических планов, направленных на улучшение положения в сфере занятости.

Сохранение же функции  социальной защиты безработных на фоне усиления экономической функции еще в большей степени определило место службы занятости как регулятора и канала циркуляции рабочей силы и обеспечения процессов перехода из состояния безработицы в состояние занятости. Конвенция и рекомендация «О политике в области занятости», принятые в 1964 году, снимают монопольность функции регулирования рынка труда со службы занятости.50 Впервые признается, что проблемы занятости не исчерпываются проблемами организации рынка труда, а имеют, в первую очередь, политическую и общеэкономическую основу. Новый контекст проблем занятости актуализирует функцию трудоустройства, переподготовки, профессиональной ориентации и адаптации, организацию общественных работ и осуществление специальных программ для молодежи.

Указанные моменты позволяют  зафиксировать в качестве основного направления деятельности службы занятости регулирование рынка рабочей силы и рынка рабочих мест с целью обеспечения их сбалансированности. И, соответственно, в качестве регулируемого процесса – процесс перераспределения рабочей силы, в котором состояние безработицы может рассматриваться как возможное, но не обязательное состояние. Концептуальные наработки Международной организации труда и практический опыт стран с рыночной экономикой по содействию занятости обеспечили основу организации службы занятости в России на достаточно высоком институциальном уровне

Социальное конструирование  органов содействия занятости в  России на основе опыта зарубежных стран и в условиях развивающегося системного кризиса предопределило акцент на функциях защиты и трудоустройства, то есть на функциях сопровождения нарастающей безработицы. С одной стороны, такой подход был оправдан хотя бы потому, что социальный опыт подавляющей части россиян не включал переживание безработицы и навыков поведения в рамках этого статуса. С другой стороны, активное влияние на субъектов рынка труда и других агентов, определяющих его динамические параметры, требовало социальной легитимизации службы занятости как нового социального института и достижения необходимого уровня социально-экономического влияния не только на специфические, но и на контекстные процессы.

В то же время имеющийся  мировой опыт позволил зафиксировать  в законодательном порядке основные задачи службы занятости в Российской Федерации. В качестве главной задачи определена реализация государственной политики занятости. Глобальность этой задачи практически не обеспечивалась законодательно закрепленными правами служб занятости, которые распространялись на достаточно ограниченную сферу и не поддерживались обязанностями других социальных институтов. Именно в этот период и в данном нормативном поле формируется социальный статус службы занятости как организации, оказывающей услуги по трудоустройству и социальной поддержке. К чести руководителей и специалистов службы занятости, проводивших работу по формированию службы занятости в России, нужно сказать, что усилия направлялись на реализацию концепции активной роли службы занятости в социальных процессах. Другой вопрос, что усложнение и расширение функций службы занятости создает предпосылки рассеивания цели и  автономизации направлений деятельности, а в условиях недостаточности ресурсного обеспечения программ занятости и предпосылки конкурентных отношений между структурами службы занятости.

С позиции повышения  социальной значимости службы занятости принципиально важным является ее направленность на максимальное сокращение сроков нахождения работников в состоянии незанятости, сокращение объемов застойной и хронической безработицы. Такая констатация позволяет зафиксировать общую стратегию деятельности органов занятости как системы регулирования процессов перераспределения трудовых ресурсов, с одной стороны, и как субъекта регулирования процессов формирования трудовых ресурсов – с другой. Кроме того, определение параметра времени нахождения в состоянии незанятости как основного позволяет интегрировать направления деятельности органов занятости в рамках внешней (активизация рынка рабочих мест и активизация рынка рабочей силы) и внутренней задачи (минимизация срока безработицы).

В настоящее время  центры занятости являются многопрофильными учреждениями с разными направлениями  деятельности. Одним из важнейших  направлений деятельности является оказание информационных услуг как  населению, так и работодателям. Информационные услуги бесплатны для всех категорий граждан и включают: 

- пропаганду возможностей  и услуг органов службы занятости;

- информирование граждан  о ситуации на рынке труда;

- информирование о  вакантных рабочих местах;

- разъяснение основных  принципов государственной и  региональной политики в сфере занятости.

Информация о работе Проблемы занятости населения на современном этапе