Проблемы занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрение не только понятия занятости трудовых ресурсов, но и его состояния в Республике Беларусь, проблем и основных направлений их решения.
Основной метод, который я использовала для написания курсовой работы, это поиск и анализ научной литературы по данному вопросу, анализ периодических изданий, учебной литературы, статистических сборников Республики Беларусь, Государственные программы занятости.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА курсовая.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

4. Рыночные реформы ведут к успеху только при сопровождении глубокой структурной перестройки экономики на новые условия хозяйствования. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции. Очевидно, что в Белоруссии, для экономики которой характерны глубокие диспропорции (прежде всего огромное наличие предприятий, выпускающих ненужную продукцию), такая перестройка породила массовую структурную безработицу.

5. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий по материально-техническому снабжению, сбыту продукции, что не может не питать безработицу [16].

 

 

2.2 Формы безработицы

 

В настоящее время экономисты выделяют следующие формы безработицы:

1. Фрикционная безработица. Экономисты  используют термин фрикционная  безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует при наличии дисбаланса, не приводя в соответствие количество потенциальных наемных работников и рабочих мест.

Определенный уровень фрикционной  безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно  колеблется, что в свою очередь  вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой.

2. Структурная безработица.  С течением времени в структуре  потребительского спроса и в  технологии происходят важные  изменения, которые, в свою  очередь, изменяют структуру общего  спроса на рабочую силу. Из-за  таких изменений спрос на некоторые  виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; или навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса [8, с. 78-84].

Разница между фрикционной  и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных»  безработных есть навыки, которые  они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

3. Циклическая безработица.  Под циклической безработицей  понимается безработица, вызванную  спадом, то есть той фазой экономического  цикла, которая характеризуется  недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, безработица возрастает. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

4. Застойная безработица - это форма, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

5. Скрытая – излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;

6. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности армии и занятых в отраслях ВПК;

7. молодёжная безработица;

8. остаточная - безработица, вызванная ограничением работающих по состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у пожилых.

Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная и другие виды безработицы [19, с. 51-55].

Несмотря на объективный  характер безработицы, она порождает  социально-экономические потери:

1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

2. Снижаются налоговые  поступления: рабочий получает  доход (заработную плату), которая  облагается налогом.

3. Снижается уровень  жизни семьи безработного так  как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

4. Ухудшается психологическое  состояние безработного, становятся  частыми конфликты в семье  и т.д.

5. Безработица не только  подрывает материальное положение,  но и влечёт за собой тяжёлые  социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

Известный исследователь  в области макроэкономики, Артур  Оукен математически выразил  отношение между уровнем безработицы  и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объёма ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объёма ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы [1, с. 79-83].

 

3 Основные направления  государственного регулирования уровня занятости в Республике Беларусь

 

Несмотря на проводимую в Республике Беларусь активную политику в области  занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых – задача государства.

 

3.1 Обеспечение эффективной  занятости

 

Вопросы сохранения управляемой ситуации на рынке труда и повышения эффективности мер государственной политики по обеспечению занятости населения являются одними из наиболее важных в рамках государственного регулирования экономики Республики Беларусь.  Обязательной предпосылкой достижения стратегической цели государственного  регулирования – обеспечение рациональной занятости населения - является разработка и реализация следующих мер по стимулированию создания новых рабочих мест:

  1. установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;
  2. расширение прямых бюджетных инвестиции в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;
  3. обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных па рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.);
  4. активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ.

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора. В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение административно-организационных ограничений и барьеров, препятствующих его становлению и эффективному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить упрощение процедуры получения банковских кредитов (льготное обеспечение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд и т.д.) [6, с. 88-103].

Как показал анализ, одним  из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства.

Еще одно направление -  налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов, привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способствовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов, необходимых для профессиональной деятельности.

Одновременно следует  принять во внимание сниженную конкурентоспособность отечественных учреждений образования на внешнем рынке труда, что определённым образом  отражается на структуре предложения рабочей силы. С одной стороны, часть высококвалифицированных специалистов мигрирует (при этом главным фактором миграции служит низкий уровень заработной  платы таких специалистов в Беларуси), с другой - качество подготовки многих специалистов вызывает нарекания даже у отечественных работодателей.

Для реализации данных мер  по модернизации рынка труда с целью обеспечения эффективной занятости разработан и действует ряд программ в том числе и утвержденная Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, в рамках которой также предусмотрен ряд приоритетных направлений политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы. Результатами достижения поставленных задач станет снижение безработицы среди молодежи, женщин, населения, проживающего в сельской местности; обеспечение трудоустройства на вновь созданные рабочие местах; организация оплачиваемых общественных работ; направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; оказание содействия в организации предпринимательской деятельности и т.д. [14].

 

 

 

3.2 Повышение социальных  гарантий в области занятости  и поддержки безработных

 

Проблема социальной поддержки безработных и их семей  остается наиболее острой в рамках существующей ситуации на рынке труда Республики Беларусь. Как уже говорилось раннее,  максимальный размер пособий по безработице с учетом ежемесячной денежной компенсации - около 29 долл. США, минимальный - чуть более 12 долл., средний в 2010 г. равнялся 48,7 тыс. бел. руб. 18% ВПМ.

Создание  в  Беларуси  социально  ориентированной   экономики   требует усиления   социальных  амортизаторов,  в   частности   организации   системы  государственного   обязательного   страхования   от   безработицы.   Система страхования граждан от  безработицы значительно поднимает   уровень    и длительность материальной помощи  безработным,  ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство.  Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным.

Повышение социальных гарантий в области занятости также  является важным  элементом стимулирования труда в Республике Беларусь. В письме Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2008 г. Разработан  Примерный перечень трудовых и социальных гарантий (социальный пакет), рекомендуемых для включения в коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций, а также контракты в целях закрепления в организациях высококвалифицированных. В Перечне указаны также возможные источники обеспечения предлагаемых гарантий. В частности, к социальным рекомендовано относить: выплаты на удешевление питания; единовременные выплаты к профессиональным праздник юбилейным датам работников, организации; выплаты на погребение близких родственников; единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка; единовременные премии.

Они производятся за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Пересмотр и дополнение списка социальных гарантий также является возможным направлением совершенствования рынка труда Республики Беларусь [17, c. 36].

 

 

3.3 Реформирование системы  оплаты труда

 

Приоритетной задачей  социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение  достойного уровня заработной платы. Ее реализация обуславливает необходимость  разработки новых, гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих  результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий, особенности отраслей экономики. Наиболее серьезной проблемой, касающейся оплаты труда в Республике Беларусь на данный момент, является существующая  тарифная система оплаты труда. Она включает тарифные ставки и Единую тарифную сетку. Главный недостаток тарифных ставок – это их низкий уровень, при высокой цене рабочей силы работодатель стремится заместить ее автоматизированным трудом, потери от текучести кадров, низкая производительность труда.  Сдерживающим фактором роста тарифного заработка является и второй важный элемент тарифной системы - единая тарифная сетка (ETC) [5, с. 22].

Информация о работе Проблемы занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь