Проблемы занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрение не только понятия занятости трудовых ресурсов, но и его состояния в Республике Беларусь, проблем и основных направлений их решения.
Основной метод, который я использовала для написания курсовой работы, это поиск и анализ научной литературы по данному вопросу, анализ периодических изданий, учебной литературы, статистических сборников Республики Беларусь, Государственные программы занятости.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА курсовая.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

К основным недостаткам  современной ETC относятся:

  1. завышенный диапазон тарифных разрядов (27 вместо 18 согласно рекомендациям МОТ);
  2. завышенный диапазон тарифных коэффициентов (отношение наибольшей тарифной ставки к наименьшей) - от 1 до 7,84 (вместо 1 к 5 согласно рекомендациям МОТ);
  3. необоснованно высокое различие в оценке сложности труда в части его функционального разделения, т.е. завышены интервалы в разрядах между основными категориями работников, а особенно между квалифицированными рабочими и специалистами с высшим образованием;
  4. неравномерные и прогрессивно убывающие коэффициенты возрастания тарифных ставок: на одних участках диапазона тарифной сетки они составляют 1,16, на других -1,07.

Таким образом, система  оплаты труда в Республике Беларусь, основанная на тарифных ставках и  ЕТС, нуждается в реформировании. В 2010 г.  уже предпринят ряд мер по  либерализации оплаты труда и совершенствованию его стимулирования. В частности, постановлением Министерства труда и социальной зашиты. Министерства финансов. Министерства экономики Республики Беларусь от 4 марта 2010 г. № 34/21/47 «О внесении изменении и дополнений в Инструкцию о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» организациям с долей собственности государства менее 50% предоставляется возможность производить повышение тарифной ставки первого разряда без учета норм указанной Инструкции. Данное решение позволило коммерческим организациям более широко внедрять новые, гибкие системы и формы оплаты и стимулирования труда. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. N2 385, внедряются схемы материального вознаграждения руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе на основе выплаты годовых бонусов в размере не менее 12 должностных окладов за выполнение организацией доведенных в установленном порядке показателей прогноза социально-экономического развития. Дальнейшее реформирование системы оплаты труда должно предполагать:

  1. разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики;
  2. установление прямой зависимости увеличения заработной платы от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда;
  3. совершенствование тарифной системы путём изменения межразрядных коэффициентов.

Широкое распространение  на современном этапе должны получить нетрадиционные, основанные на различных методах распределения коллективного заработка, системы оплаты труда. В их числе:

  1. долевые методы распределения коллективного трудового дохода;
  2. оплата по трудовому рейтингу (учитывается уровень работающего, его трудовой стаж, занимаемая должность, отработанное время или процент выполнения плановых заданий);
  3. участие в прибылях [3, с. 104-116].

 

 

3.4 Стимулирование повышения качества труда

 

Период 2010-2015 гг. белорусская  экономика будет ориентироваться  на модернизацию, переход на более  высокий технологический уклад  развития производства. Речь идет об обеспечении не только полной, но и экономически эффективной занятости с высокой производительностью труда, достойной оплатой и условиями труда.

Качество  труда – это экономическая категория, которая отражает взаимообусловленную связь эффективности хозяйствования и возможностей работников реализовывать свой профессиональный и творческий потенциал в процессе труда.

Решение проблемы качества труда связывается с возможностью управления этим процессом. Основными элементами управления качеством труда являются: подбор, подготовка кадров и повышение их квалификации; развитие творческой активности работников; укрепление дисциплины труда, исключение монотонности и повышение содержательности труда; мотивация персонала и материальное стимулирование. Необходимо подчеркнуть, что элементы управления качеством труда важно рассматривать во взаимосвязи друг с другом, а также со структурой, целями, задачами отдельно взятого предприятия.

Управление подбором кадров возможно только на основе использования специальных методов. Эту функцию практически на всех предприятиях республики выполняет отдел кадров, используя при этом такие методы как беседы, анкетирование, оценка уровень специальных навыков, стаж работы в определенной должности. Однако работники отдела кадров зачастую не имеют специального образования и ощущают недостаток знаний в области менеджмента. Необходимо принципиально менять работу отдела кадров, осуществлять их переход от делопроизводства к менеджменту персонала, включая маркетинг персонала [10].

Подготовка  кадров включает в себя ознакомление работников с особенностями работы на новом месте.  Развитие рынка требует постоянной переподготовки кадров и повышения их квалификации. Повышая квалификацию и уровень подготовки, работники ставят целью продвижение по службе. Поэтому в рамках управления качеством труда необходимо планировать карьеру работников, что будет способствовать стабильности работы предприятия, росту его конкурентоспособности, повышению престижа.

Укрепление  дисциплины труда предусматривает отсутствие прогулов, простоев по вине как работника, так и предприятия, ответственность за работу, лояльность, трудолюбие, добросовестность.

Развитие  творческой активности предполагает самостоятельное развитие своих профессиональных навыков, знаний, способности поддерживать передовое, видеть перспективу, проявление стремления к нововведениям. Повышение творческой активности происходит при привлечении работников к управлению предприятием, самоуправлению, наделении их правом владения, распоряжения и использования собственности.

Ключевым звеном системы управления качеством труда выступает мотивация работников. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют о том, что именно стимулирование, учитывающее, прежде всего, личные интересы работника, осуществляется при достижении им нужного работодателю результата. У различных возрастных групп работников в системе мотивации труда свои приоритеты. И ни в коей мере не отрицая важности материального вознаграждения, нужно подчеркнуть системность подхода к стимулированию при управлении качеством труда, используя в полной мере мотивацию труда, основанную на многообразии потребностей и интересов [21, с. 4-8].

 

 

3.5  Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь

 

С учетом основных направлений  социально-экономической политики на 2006-2010 гг. разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Она основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Конвенции Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» (1981 г. Ст. 155), ратифицированной Законом Республики Беларусь «О ратификации Конвенции МОТ от 1981 г. №155» (1999) [12].

Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда, установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда. К основным направлениям реализации задач государственного управления охраны труда относятся:

  1. разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
  2. разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
  3. создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
  4. разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;
  5. экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  6. обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
  7. обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  8. финансовое обеспечение охраны труда;
  9. создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда,
  10. международное сотрудничество в области охраны труда [9, c.9-15].

 

Заключение

Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов  экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является  преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость. 

Занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание.

Следует сказать, что  рынок труда Республики Беларусь характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.  

Немаловажной задачей остается решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Согласование потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования; налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов – все эти меры во многом будут способствовать наиболее полному удовлетворению требований работодателей в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов и позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда.

Приоритетной задачей  политики в Республике Беларусь на современном этапе является также  обеспечение достойного уровня заработной платы. Реформирование системы оплаты труда должно быть направлено на разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики.

Государство должно уделять  особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда

В Республике Беларусь в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики. В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, расширение сферы услуг и надомного производства.

В Беларуси в силу специфики  сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут  дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой  активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости  населения.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Базылева, М.Н. , Бондарь Л.В.. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, Л.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. – 2001. - №1. - С. 79-83
  2. Баканов, М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 416 с.: ил.
  3. Бондарь, А.В., Базылёва М.Н. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла / А.В. Бондарь, М.Н. Базылёва // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №4. – С. 104-116.
  4. Боровик, Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский экономический журнал. – 1999. - № 1. – с. 34-45.
  5. Ванкевич, Е.В. Градообразующие предприятия: напряжение на рынке труда не падает // Национальная экономическая газета. – 2004. – 26 ноябр. (№ 91). – с. 22.
  6. Ванкевич, Е. В. Институциональное строение рынка труда в Беларуси: направления оценки и развития / Е. В. Ванкевич // Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 4. - С. 88-103.
  7. Горелова, Н.А. Экономика труда/Н.А. Горелова. - Санкт-Петербург: 2007. - 208c.
  8. Карякина, О. Безработица и политика занятости: изменения в занятости населения в РБ // Беларуская думка. – 1997. - № 3. – с. 78-84.
  9. Крылова, Е.Г. Трудовыми ресурсами надо управлять эффективно / Е.Г. Крылова // Охрана труда и социальная защита.  – 2010. - №5. – С. 9-15.
  10. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. Дата доступа: 18.11.2010г.
  11. Михнюк Т.Ф. Охрана труда: учебное пособие / Т.Ф.Михнюк. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 356 с.
  12. О занятости: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 № 100-3 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.pravo.by/WEBNPA/text.asp?RN=H10600125. Дата доступа:  15. 11. 2010.
  13. Остапенко, Ю. М. Экономика труда: учебное пособие / Ю.М. Остапенко. – 2-е изд. – Москва: Инфра-М, 2007. – 272 с.
  14. Пархимчик, Е. Краткий обзор некоторых тенденций в сфере занятости республики // Финансы. – 2001. - №4.
  15. Петров В.И. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия // Современное управление – 2001. - №12. – с. 21-25.
  16. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:                 http://government.gov.by/public/shared/rus/docs/prog_2011_2015_project.pdf . Дата доступа: 18.11.2010г.
  17. Приходько, В.В. Экономический анализ качества труда в торговле : текст лекции для студ. экон. спец. / В.В. Приходько. - Гомель : БТЭУ, 2010. - 36 с.
  18. Рынок труда и доходы населения: учеб. пособие / Н.А.Волгин [и др.]; Под ред. Н.А. Волгина. – Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005. - 280 с.
  19. Рынок труда: Учебник. / Под. Ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 480 с.
  20. Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php. - Дата доступа: 20. 02. 2011.
  21. Щеткина, М.А. Качество жизни в центре внимания / М.А. Щеткина // Проблемы управления. – 2010. - №1 (34). – С.4-8.

Информация о работе Проблемы занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь