Проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и других параметров, является отвечающей мировым стандартам высокий уровень образовательного и профессионально-квалифицированного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и другие.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Политика занятости в России……………………………………………………..5
1.1 Цели и задачи Российской политики занятости………………………...5
1.2 Основные тенденции и проблемы занятости в России…………………8
1.3 Принципы корректировки политики занятости……………………….12
1.4 Особенности государственной политики занятости…………………..15
1.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости………………….16
2 Перспективные направления государственной политики занятости в России……………………………………………………………………….............18
3 Статистика занятости…………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа-Экономика.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономика»

тема: «Проблемы занятости в России»

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление: Юриспруденция

Профиль: Гражданско-правовой

Группа: ЮР-13КТ

Ф.И.О: Саттарова  Елена Борисовна

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Политика занятости в России……………………………………………………..5

1.1 Цели и задачи Российской политики занятости………………………...5

1.2 Основные тенденции и проблемы занятости в России…………………8

1.3 Принципы корректировки политики занятости……………………….12

1.4 Особенности государственной политики занятости…………………..15

1.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости………………….16

2 Перспективные направления государственной политики занятости в России……………………………………………………………………….............18

3 Статистика  занятости…………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В практике государственного управления экономикой России одной  из актуальных задач сегодня является уточнение некоторых параметров политики занятости. Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Исходя из этого, принципы государственной политики занятости, сформулированные в статье 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», нуждаются в дополнении.

Представляется, что в их число нужно включить обязательства государства по формированию рациональной структуры занятости. Она должна отвечать общественным потребностям и требованиям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест, созданию новых рабочих мест и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере.

Речь должна идти о ее приоритетности во всей макроэкономической политике. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации – правительство и Федеральное Собрание.

Политику занятости  нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня  в России, где все разговоры  вертятся вокруг адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения.

Политика занятости  призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработка, стабильность занятости, продвижение по службе и т.д. Некоторые из этих факторов зависят от свойств и установок самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие позитивной трудовой мотивации), ко вторым – состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.

Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и других параметров, является отвечающей мировым стандартам высокий уровень образовательного и профессионально-квалифицированного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и другие.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

 

1.1 Цели и  задачи Российской политики занятости

 

Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценивание и растрата человеческого капитала набирает силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение неполучению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

Многие выпускники вузов в течение длительного  времени лишены возможности трудоустройства  по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени является отражением социально-экономической дестабилизации. В здоровом обществе, где с высокой вероятностью можно на несколько десятилетий вперед рассчитать ожидаемые результаты того или иного выбора, значительная часть молодых людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на начальных порах, но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний и опыта и соответствующего профессионального продвижения. В России же в условиях нестабильности преобладает ориентация на получение максимально возможных благ уже сегодня.

Деградация  структуры занятости и оскудение  человеческого капитала является не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.

В области образования  в политике правительства, к сожалению, недооценивается значение соответствующей  перестройки образования и проф. учебы с учетом новых требований. Хотя некоторые средние учебные заведения и университеты, особенно в крупных городах, приспособили свои учебные планы (и в меньшей степени – методы преподавания) к изменениям спроса на профессии, многие еще живут прошлым. Это относится к организации образования, как молодежи, так и взрослых.

Весьма важна  взвешенная политика в вопросах повышения качества рабочей силы за счет оказания образовательных услуг, для этого необходимо:

  • не допустить дальнейшего свертывания обучения и создать организационные, правовые, финансово-экономические условия для расширения численности обучаемых, в первую очередь в системе профессионального образования всех уровней;
  • разработать механизмы стимулирования инвестиций в обучение и поддержки предприятий, осуществляющих переобучение или повышение квалификации работников, находящихся под риском увольнения или высвобождаемых до расторжения с ними трудового договора;
  • расширять спектр образовательных услуг, оказываемых при посредничестве центов занятости населения и непосредственно в учебных центрах службы занятости;
  • законодательно установить порядок финансирования профессионального обучения персонала предприятий;
  • повышать гибкость образовательной системы с учетом требований экономики.

Необходимы  федеральные и региональные программы профессионального обучения лиц, особо нуждающихся в социальной защите: инвалиды, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие, увольняемые в запас.

Приступая к  реализации политики занятости на этапе  стабилизации и роста, нужно учитывать, что не только макроэкономические условия  продолжают оставаться достаточно напряженными для серьезного решения проблем в этой сфере, но и что очень большой контингент работников по своим профессиональным качествам не соответствует требованиям рыночной экономики.

Представляется, что целесообразно, прежде всего, усилить те элементы государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно добиться без ликвидации рудиментов нерыночных отношений (гипертрофированные масштабы скрытой безработицы, невыплата заработной платы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, широкое распространение скрытых форм занятости, неопределенность статуса занятости и незанятости и др.).

В свою очередь  недостаточное реформирование трудовой сферы способствует медленному обновлению и сохранению большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому предложению рабочей силы, ориентации почти половины трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и несвоевременной выдаче заработной платы.

Не отлаженность рыночных отношений в трудовой сфере проявляется и в возрастающей теневой занятости. Возникает проблема неформальной занятости, т. е. проблема «черного нала» – дополнительных выплат занятым в официальной экономике, не проходящих в бухгалтерской отчетности, а потому не являющихся базой для начислений в социальный фонд.

Растущая скрытая  занятость, с одной стороны, свидетельствует  об усилении приспособляемости населения  к условиям рынка, а с другой – о несовершенстве законодательной и правовой базы в трудовой сфере, обеспечивать которую призвано государство. Снижая напряженность на рынке труда, скрытая занятость выводит значительную часть фонда оплаты труда из-под налогообложения, сокращая и без того скудные ресурсы фондов занятости и пенсионного обеспечения, не говоря уже об отсутствии общепринятых социальных гарантий.

Иного характера  развития трудовой сферы и ее регулирования  можно добиться, если акцент в политике занятости будет перенесен на содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда, а также на активное участие государства в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости. С социальной точки зрения это, конечно, более напряженный вариант развития, поскольку он предполагает ускорение высвобождения работающих в условиях малочисленности создаваемых рабочих мест в легальном секторе экономики и ужесточение контроля за их движением в нелегальном.

Названные меры могут повлечь за собой рост безработицы, превышающий тот, который сложится, если такую политику не проводить. Но это будет недолговременный всплеск, который начнет спадать по мере  экономического роста и создания  новых рабочих мест в передовых секторах экономики, а также по мере сокращения вторичной занятости за счет повышения оплаты труда по основному месту работы.

 

1.2 Основные тенденции и проблемы занятости в России

 

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-х годов, можно назвать:

  • абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения;
  • активное распределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;
  • процессы реструктуризации отраслевой занятости (сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании и рост в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.);
  • глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении);
  • возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого возраста как следствие снижение жизненного уровня; расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);
  • легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; трансформация скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу; углубление поляризации регионов РФ с точки зрения возможностей обеспечения занятости (появление территорий с повышенной напряженностью на рынке труда, в которых уровень официально регистрируемой безработицы устойчиво превышает средний для России показатель в два и более раза, а величина инвестиций на душу населения и уровень оплаты труда существенно отстают от средних значений);
  • усиление процесса текучести, высвобождения рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм;
  • активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике.

Информация о работе Проблемы занятости в России