Проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и других параметров, является отвечающей мировым стандартам высокий уровень образовательного и профессионально-квалифицированного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и другие.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Политика занятости в России……………………………………………………..5
1.1 Цели и задачи Российской политики занятости………………………...5
1.2 Основные тенденции и проблемы занятости в России…………………8
1.3 Принципы корректировки политики занятости……………………….12
1.4 Особенности государственной политики занятости…………………..15
1.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости………………….16
2 Перспективные направления государственной политики занятости в России……………………………………………………………………….............18
3 Статистика занятости…………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа-Экономика.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Массовая занятость  населения в неформальной экономике  искажает представления о его  реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения  рабочей силы, действительных масштабах  безработицы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда.

Под полной занятостью понимают отсутствие циклической  безработицы при существовании  безработицы фрикционной и структурной. То есть когда безработица в стране соответствует своей естественной норме. Соответственно, уровень полной занятости определяется уравнением:

Пз=Рс X (1-Нб),

где Пз – полная занятость,

Рс  – рабочая сила,

Нб  – естественная норма безработицы.

Для каждой страны естественная норма безработицы  складывается по-своему, и единого значения для нее не существует.

Точнее  говоря, уровень безработицы при  полной занятости равен сумме  уровней фрикционной и структурной  безработицы. Другими словами, уровень  безработицы при полной занятости  достигается в том случае, когда  циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при «полном использовании» ресурсов.

Полный, или естественный, уровень безработицы возникает  при сбалансированности рынков рабочей  силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление, ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы, при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ждущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Понятие «естественный уровень безработицы» требует уточнения в двух аспектах.

Во-первых, этот термин не означает, что экономика  всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым  реализует свой производственный потенциал.  Обычным явлением стала сверхурочная работа, а также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам «важнейших» отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу.

Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества).

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности  безработицы. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника.

Соотношение безработицы  и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) – если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Закон Оукена

 

В условиях полной занятости объем производства равен Y0, а норма безработицы U0. Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

 

1.3 Принципы корректировки политики занятости

 

Тенденция к минимизации функций государства по обеспечению занятости, его самоустранение от решения социальных задач и передача их на уровень регионов противоречат интересам стабилизации экономики и вывода страны из кризиса.

Ожидаемая активизация процессов  отраслевой реструктуризации и применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно, его повышение до отметки 15 – 20%, но на срок не более чем 3 – 5 лет.

В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть, и торможения экономического роста, сокращения налоговой базы формирования бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны, повышения уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств.

Действующие тенденции социальной стратификации российского общества, преобладание в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены рассмотренными деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Преодоление деформации сложившейся социальной структуры в большей степени зависит от нормализации ситуации в сфере занятости и оплаты труда наемных работников, от успешности развития малого предпринимательства и самозанятости. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда.

В среднесрочной программе  правительства, в связи с ограниченностью финансовых возможностей государства, особая роль в нейтрализации социальных последствий безработицы отводится расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населения, в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использования корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости.

Особенно актуальной является ориентация государственной финансово-кредитной  и налоговой политики на обеспечение наибольшей экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой, обескровленных длительной безработицей, на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля.

Основным принципом корректировки  и настройки механизма скоординированного функционирования рынков труда и  капитала является его соответствие критериям реализации приоритетности национально-государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образования, полноценной проф. подготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.

К числу важнейших  принципов, которые должны учитываться  в ходе корректировки политики занятости  на всех уровнях ее реализации с  учетом ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся: сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии предпринимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаимодействия интересов труда и капитала под контролем государства.

 

1.4 Особенности государственной политики занятости

 

Политика занятости  – органическая часть экономической  политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестиционной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют, в конечном счете, характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-экономических преобразований.

Государственное регулирование  направленности стратегии социально-экономического развития и занятости пока практически  не осуществляется. В результате процессы реструктуризации занятости в ходе реформирования экономики протекают весьма противоречиво, низка их социальная и экономическая эффективность.

Основное направление  корректировки социально-экономической  стратегии реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания и сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения.

Политика занятости  как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны среднесрочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспечению эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно – на макро-, мезо- и микроуровнях.

К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся:

  • содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
  • разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов различного типа в условиях обвального спада производства и разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;
  • стимулирование вложений в человека, накопления «человеческого капитала» (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального мастерства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.

 

1.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости

 

К числу главных  направлений деятельности государства по стабилизации социальной ситуации в стране и в интересах восстановления доверия населения к курсу реформ следует отнести:

  • ориентацию экономической политики на содействие расширения занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор повышения уровня жизни населения, активизации   потребительского   и   инвестиционного   спроса, оживления производства;
  • преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
  • становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
  • отладку механизма увязки формирующегося рынка образовательных услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие с<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_

Информация о работе Проблемы занятости в России